Мастер-класс «Создание ситуации успеха у детей»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса

Задачи : 1. Определить сущность таких понятий как :личность ,личностно-ориентированный подход ,успех.

2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы ,коммуникативных способностей детей дошкольного возраста .

Актуальность                  

Применительно к дошкольникам с социальной, педагогической и психологической точек зрения, успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя).

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

 

Ход мастер-класса

1.Приветствие-знакоство «Шарик знакомств». Ведущий начинает и говорит «Здравствуйте ,меня зовут……Я хорошо умею делать …….» Бросает шарик участникам . Следующий, поймавший шарик, представляет себя. Ведущий : Мы сейчас познакомились и узнали сильные стороны друг друга,в чем мы себя считаем успешными.

2.Мини-лекция  «Определение понятия успех»

 Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед .

 Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности воспитателя состоит в том, что­бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

3.Практическая часть

ПРЕДЛАГАЮ БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

Условия создания ситуации успеха

  1. Доброжелательность окружающих:, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает зажатость, уменьшает страх пред неудачей.

 Мы говорим ребенку «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление ребенка о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  1. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, который хочет успеха и боится неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
  2.  «Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои силы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Воспитатель говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…».И ребенок  видит ту картинку предмета, которая должна сложиться в ходе его деятельности.  И это представление помогает сделать ребенку первые шаги.
  3. Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
  4. «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребенка.
  5. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
  6. Завершает систему условий оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…»

Приемы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживания

Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил воспитателю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной воспитателем ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллекту­альной радостью можно в том случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерас­тет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

 

Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении воспитателя  разбудить мысль ребенка, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников.

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожи­данно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неиз­вестное.

Заслуга воспитателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

 

Прием «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно пред­ставить так: воспитатель получает знания, передает их воспитанникам, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у дошкольников тоже формируется свой интеллектуальный потен­циал.

 

Прием «линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, ма­нить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, , дошкольник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человека, восхищение перед его бесконечным движением вперед.

.

Действие воспитателя ,обеспечивающие ситуацию успеха

  • Не заостряйте внимание на негативном.,чаще улыбайтесь,используйте элементы юмора при общении
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам
  • Не давайте детям прозвища,не вешайте на них ярлыки
  • Не сравнивайте ребенка с другими,отмечайте»персональную исключительность»
  • Аргументируйте необходимость ваших действий.,ту отметку которую вы даете воспитаннику
  • Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали
  • Не говорите много за детей,вызывайте их на диалог,позволяйте выражать им свое мнение
  • Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе,не применяйте угрозы
  • Помните,что вы,как педагог,формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу
  •  

 

4.Рефлексия

Показать оценку полезности предложенной информации

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы организации успеха,как одно из направлений повышения социализации воспитанников

Слайд 2

Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса

Слайд 3

Задачи : 1. Определить сущность таких понятий как :личность ,личностно-ориентированный подход ,успех. 2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы ,коммуникативных способностей детей дошкольного возраста .

Слайд 4

Актуальность Применительно к дошкольникам с социальной, педагогической и психологической точек зрения, успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе. В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Слайд 5

Банк ситуации успеха УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРИЕМЫ

Слайд 6

Условия создания ситуации успеха Доброжелательность окружающих Снятие страха Скрытая инструкция Авансирование Персональная исключительность Педагогическое внушение Оценка продукта деятельности ребенка

Слайд 7

Приемы создания ситуации успеха Эмоциональное поглаживание Прием»даю шанс» Прием»заражение» Прием»отсроченной отметки» Прием»эврика» Прием»интелектуальная инверсия»

Слайд 8

Действия воспитателя,обеспечивающие ситуацию успеха Не заостряйте внимание на негативном.,чаще улыбайтесь,используйте элементы юмора при общении Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам Не давайте детям прозвища,не вешайте на них ярлыки Не сравнивайте ребенка с другими,отмечайте»персональную исключительность» Аргументируйте необходимость ваших действий.,ту отметку которую вы даете воспитаннику Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали Не говорите много за детей,вызывайте их на диалог,позволяйте выражать им свое мнение Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе,не применяйте угрозы Помните,что вы,как педагог,формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация доклада "Создание ситуации успеха у детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках выступлений на открытых мероприятиях театрализованного характера"

В документе представлены приемы создания ситуации успеха у детей с ТНР. В первой части презентации представлен текстовый материал - доклад, во второй части  - подтверждающие фотографии и отзывы....

Мастер-класс "Создание ситуации успеха, в условиях реализации ФГОС ДО"

Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в детском саду....

Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»

Мастер-класс  «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»...

Статья Создание ситуации успеха у детей дошкольного возраста

Создание ситуации успеха у детей дошкольного возрастаУспех в учении – единственный источниквнутренних сил ребенка, рождающих энергиюдля преодоления трудностей, желания учиться”.Василий Але...

Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...

Мастер класс по созданию интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Microsoft Power Point

В статье представлено пошаговое создание интерактивной игры по финансовой грамотности «Заполни  копилки монетками» для детей дошкольного возраста с целью закрепления уже полученных зн...

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...