Мастер-класс «Создание ситуации успеха у детей»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Задачи : 1. Определить сущность таких понятий как :личность ,личностно-ориентированный подход ,успех.
2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы ,коммуникативных способностей детей дошкольного возраста .
Актуальность
Применительно к дошкольникам с социальной, педагогической и психологической точек зрения, успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя).
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Ход мастер-класса
1.Приветствие-знакоство «Шарик знакомств». Ведущий начинает и говорит «Здравствуйте ,меня зовут……Я хорошо умею делать …….» Бросает шарик участникам . Следующий, поймавший шарик, представляет себя. Ведущий : Мы сейчас познакомились и узнали сильные стороны друг друга,в чем мы себя считаем успешными.
2.Мини-лекция «Определение понятия успех»
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед .
Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности воспитателя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.
Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным.
Всякий ли успех можно считать успехом?
Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.
3.Практическая часть
ПРЕДЛАГАЮ БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
Условия создания ситуации успеха
- Доброжелательность окружающих:, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает зажатость, уменьшает страх пред неудачей.
Мы говорим ребенку «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление ребенка о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
- Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, который хочет успеха и боится неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
- «Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои силы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Воспитатель говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…».И ребенок видит ту картинку предмета, которая должна сложиться в ходе его деятельности. И это представление помогает сделать ребенку первые шаги.
- Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
- «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребенка.
- Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
- Завершает систему условий оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…»
Приемы создания ситуаций успеха
Эмоциональные поглаживания
Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил воспитателю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.
Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной воспитателем ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Прием «Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении воспитателя разбудить мысль ребенка, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников.
Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга воспитателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Прием «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: воспитатель получает знания, передает их воспитанникам, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у дошкольников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал.
Прием «линия горизонта»
Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, , дошкольник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человека, восхищение перед его бесконечным движением вперед.
.
Действие воспитателя ,обеспечивающие ситуацию успеха
- Не заостряйте внимание на негативном.,чаще улыбайтесь,используйте элементы юмора при общении
- Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам
- Не давайте детям прозвища,не вешайте на них ярлыки
- Не сравнивайте ребенка с другими,отмечайте»персональную исключительность»
- Аргументируйте необходимость ваших действий.,ту отметку которую вы даете воспитаннику
- Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали
- Не говорите много за детей,вызывайте их на диалог,позволяйте выражать им свое мнение
- Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе,не применяйте угрозы
- Помните,что вы,как педагог,формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу
4.Рефлексия
Показать оценку полезности предложенной информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_organizatsii_uspehakak_odno_iz_napravleniy.ppt | 495.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса
Задачи : 1. Определить сущность таких понятий как :личность ,личностно-ориентированный подход ,успех. 2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы ,коммуникативных способностей детей дошкольного возраста .
Актуальность Применительно к дошкольникам с социальной, педагогической и психологической точек зрения, успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе. В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, обучение и поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Банк ситуации успеха УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРИЕМЫ
Условия создания ситуации успеха Доброжелательность окружающих Снятие страха Скрытая инструкция Авансирование Персональная исключительность Педагогическое внушение Оценка продукта деятельности ребенка
Приемы создания ситуации успеха Эмоциональное поглаживание Прием»даю шанс» Прием»заражение» Прием»отсроченной отметки» Прием»эврика» Прием»интелектуальная инверсия»
Действия воспитателя,обеспечивающие ситуацию успеха Не заостряйте внимание на негативном.,чаще улыбайтесь,используйте элементы юмора при общении Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам Не давайте детям прозвища,не вешайте на них ярлыки Не сравнивайте ребенка с другими,отмечайте»персональную исключительность» Аргументируйте необходимость ваших действий.,ту отметку которую вы даете воспитаннику Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали Не говорите много за детей,вызывайте их на диалог,позволяйте выражать им свое мнение Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе,не применяйте угрозы Помните,что вы,как педагог,формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада "Создание ситуации успеха у детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках выступлений на открытых мероприятиях театрализованного характера"
В документе представлены приемы создания ситуации успеха у детей с ТНР. В первой части презентации представлен текстовый материал - доклад, во второй части - подтверждающие фотографии и отзывы....
Мастер-класс "Создание ситуации успеха, в условиях реализации ФГОС ДО"
Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в детском саду....
Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»
Мастер-класс «Создание ситуации успеха в работе с дошкольниками»...
Статья Создание ситуации успеха у детей дошкольного возраста
Создание ситуации успеха у детей дошкольного возрастаУспех в учении – единственный источниквнутренних сил ребенка, рождающих энергиюдля преодоления трудностей, желания учиться”.Василий Але...
Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...
Мастер класс по созданию интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Microsoft Power Point
В статье представлено пошаговое создание интерактивной игры по финансовой грамотности «Заполни копилки монетками» для детей дошкольного возраста с целью закрепления уже полученных зн...
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...