Конспект ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Жизнь на Севере» .
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Далекий , крайний Север...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Ибресинский  детский сад «Березка» Ибресинского района Чувашской Республики.

Конспект  НОД по познавательному развитию на тему:

 «Жизнь на Севере» с детьми старшего дошкольного возраста.

                                                                                                                                                Выполнила: воспитатель
                                                                                                                              К.Н. Криушина  

п.Ибреси

2020 год

Цель: Ознакомление  детей с особенностями природных условий Северного полюса; формирование  у детей элементарных  представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развитие  у детей способностей  наблюдать, описывать, доказывать, строить предложения.  Формирование  умений детей  работать в группах сообща, договариваясь.  

Задачи:

Обучающие:
-  формировать у детей представление  о животных севера;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
-  развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
-  приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать  интересы

Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к животным севера;  
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Предварительная работа : Ситуативный разговор  « Мы на Севере», рассматривание иллюстраций, фотографий с видами животных, настольные игры: «Кто в каком домике живёт», « Животные Севера», «Парочки»,  рассматривание «Чудо-глобус», игровое упражнение «Пингвины», подвижная игра народов севера «Ловля оленей», рассматривание иллюстраций к книге «Детки в клетке», «Сказки народов севера» , раскраски по теме животные Севера.

 Виды деятельности: игровая, социально – коммуникативная и познавательная деятельность: беседа по содержанию тематических картинок; рассматривание тематических папок с картинками; опытно – экспериментальная деятельность: опыт «Почему медведи  не мерзнут после купания в морской воде?»

Материалы и оборудование: глобус, энциклопедии, фотографии с животными севера , фартуки , емкости с водой , контейнеры с растительным  маслом, бумажные полотенца , влажные салфетки.

Ход НОД:

1часть:

Воспитатель предлагает детям поприветствовать гостей  и послушать стихотворение Н. Родивилиной:

Может кто-то не поверит:

Любят холод эти звери.

Шубок белых не снимают,

В шубках спят, едят, играют,

Даже в шубках рыбу ловят.

Где вы видели такое?

Если знаешь, то ответь :

Это …Д:-.Северный медведь

Воспитатель: ребята, а вы когда-нибудь видели белого медведя? Если видели ,  то где?

Предполагаемые ответы детей:( в зоопарке,  по телевизору, в книгах …)

В : а вы хотели бы узнать больше о том, где живут белые медведи, о Севере, о его обитателях , о жизни людей в условиях сурового климата?

Д: да!

В: скажите мне пожалуйста, откуда мы можем обо всем этом узнать ?

Д: из книг, спросить у взрослых, найти в интернете, и т. д…

В: правильно. А может ли кто-нибудь из вас показать мне на макете земного шара, где находится северный полюс ? (показывают)

2часть: В.- Я предлагаю вам присесть за столы и рассмотреть предложенные вам иллюстрации , фотографии и книги( рассматривают)

В: предлагаю Марине рассказать о том , какие животные проживают на Севере, а дети за другим столом группа детей  собирает информацию о том , как живут и чем занимаются люди на севере, и какие природные явления можно наблюдать .

Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Воспитатель показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там  живут : белые медведи,  моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки  и т.д. –  Больше всего здесь оленей ,поэтому  жители Севера занимаются оленеводством . Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством.  Жители Севера сами шьют себе одежду и обувь из оленьего меха, Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах они носят пимы. Одежда и обувь из оленьего меха теплая и красивая. Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках прыгают через нарты, стреляют из арбалета, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры. Что-то мы с вами засиделись. Давайте поиграем! Посмотрите, в какую  игру можно поиграть с этой маской?( «Полярная сова и евражки»). Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Давайте полюбуемся северным сиянием.

Динамическая пауза «Кто на Севере живёт

По ледяной пустыне

Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)

Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо влево).

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).

Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).

Сугробы – не трава.

Над ними тихо кружит

Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,

руки в стороны)

В: ребята, а вы никогда не задумывались над тем , почему медведь плавает в водах северно-ледовитого океана и не замерзает ?

Д: нет

В: я предлагаю вам одеть фартучки и подойти к столам для того , чтобы провести небольшой опыт и  найти ответ на вопрос. Сначала мы с вами засучим рукава и опустим одну руки в емкость с водой , затем вытрем ручки бумажным полотенцем и смажем нашу ладонь растительным маслом с помощью ваты и снова опустим ладонь в емкость с водой . Что мы с вами наблюдаем ?Подвести детей к самостоятельным выводам о том , что

Д: вода скатывается, стекает с жирной руки.

В: правильно , кожа и шкура медведя  пропитана жиром , именно поэтому он плавает в холодной воде и не мерзнет.

3 часть. В: Молодцы ! Ребята , узнали ли вы что-то новое для себя? Что вам сегодня понравилось больше? О чем бы вы хотели узнать еще ?Прощаемся с гостями .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ БАЙКАЛА»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Жизнь Байкала"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...