Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
план-конспект занятия
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_hmao.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Программное содержание: формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Продолжать знакомить детей с культурой,обычаями, традициями народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, нарты, каюр, чум.
Предварительная работа: знакомство с традиционными праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Разучивание сценки: "Охота на медведя".
Материал:использование ИКТ(интерактивная доска, презентация о праздниках хантов и манси), орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.
Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.
Участники: группа детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, как выдумаете, что это за карта.
Дети: Карта нашего округа.
Воспитатель: Кто знает, в каком городе мы с вами живем?
Дети: В городе Покачи.
Воспитатель: Кто коренные жители нашего округа?
Дети: Ханты, манси.
Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?
Дети: "Медвежий праздник".
Воспитатель: В какое время года его празднуют?
Дети: Зимой.
Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?
Дети: После охоты на медведя.
Воспитатель: Где устраивают праздник?
Дети: В доме (чуме) того охотника, который убил медведя.
Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?
Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.
Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?
Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.
Воспитатель: Что делают гости прежде, чем занять свое место?
Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.
Воспитатель: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.
Сценка: "Охота на медведя".
Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.
Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.
Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.
Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.
Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?
Хозяин: Пойдем, даже не спорь.
Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.
Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.
Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворне
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.
Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?
Дети: "Вороний день".
Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?
Дети: У сосны.
Воспитатель: Для чего они там собирались?
Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.
Воспитатель: Зачем они это делали?
Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.
Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?
Дети: Пели и плясали.
Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.
Динамическая пауза: П/и "Хейро".
Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?
Дети: "День оленевода". Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Воспитатель: А как они это определяют?
Дети: Они устраивают соревнования. Воспитатель: Какие? Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках. Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями. Дети: Каюр. Воспитатель: Какой приз получает победитель? Дети: Буран. Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике? Дети: Прыжки через нарты.
Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.
"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.
А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".
Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.
Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.
Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?
Дети: Малица.
Как называется женская одежда коренных народов?
Дети: Сах.
Воспитатель: Чем отличается малица от саха?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а сах с завязками впереди и с воротником.
Воспитатель: Чем украшали одежду?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам.
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.А пока вы будете раскрашивать орнамент послушайте музыку хантов и манси.(музыка заячий остров)
Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".
Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...