Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность"
проект (средняя группа)
Образовательный проект "Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность" для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_bekshaeva.docx | 48.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Развитие мелкой моторики рук дошкольников
через продуктивную деятельность
Разработала: Бекшаева Екатерина Сергеевна,
воспитатель МБДОУ «Большеелховский
детский сад №1 комбинированного вида»
С. Большая Елховка, 2018-2019 гг.
Развитие мелкой моторики дошкольников через продуктивную деятельность.
Актуальность.
На сегодняшний день известно, что мелкая моторика дошкольников – это совокупность скоординированных действий систем: мышечной (мелких и точных движений кисти, пальцев рук, ног) нервной, костной и зрительной, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас, по большому счёту, вручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. Шапки – без завязок. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. А ведь ручная умелость и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев. Если развитие мелкой моторики не растёт, то соответственно задерживается развитие речи.
На это обращали внимание ученые Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И. Есенина, Л.В.Антакова-Фомина). Актуальность заключается в том, что уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующее воздействие на развитие функций руки является художественное творчество. С помощью продуктивных видов деятельности развивается двигательная активность кисти руки. Когда она достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по продуктивным видам деятельности: нетрадиционное рисование, работа с бумагой (рисование мятой бумагой, аппликация), работа с нитью, пластилинография, граттаж, фроттаж, рисование солью и т. д. и в разработке конспектов этих занятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Проблема: наличие низкого уровня развитие мелкой моторики рук дошкольников средней группы. Недостаточно развиты сенсомоторная координация, пространственное ориентирование, двигательная активность, тактильно - зрительное восприятие. Маловыраженный познавательный интерес в художественном творчестве. Не в полной мере сформированы практические умения и навыки в продуктивной деятельности. Данная проблема позволила определить тему проекта: развитие мелкой моторики дошкольников через продуктивную деятельность.
Цель: сформировать высокий уровень развития мелкой моторики рук дошкольников, зрительное внимание, пространственную ориентацию с помощью художественной деятельности: лепки, рисования, аппликации, создав благоприятные условия.
Задачи:
- формировать способность производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием;
- расширять сенсорные основы познания, используя органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения;
- создать условия для формирования практических умений и навыков в продуктивной деятельности и воплощения задуманного в художественный образ с помощью традиционных и инновационных техник в художественном творчестве;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
- стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;
- развивать мелкие мышцы рук, гибкость, ловкость движения пальцев, рецепторы тактильной чувствительности;
- развивать связную речь, память, наглядно - действенное мышление, внимание, воображение, эстетическое восприятие, познавательный интерес, творческую активность, творческие способности, фантазию;
- воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца, аккуратность, коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Средства решения задач:
- Использование научно - методической литературы.
- Изучение передового опыта.
- Диагностика детей.
- Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
- Подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность.
- Работа с родителями.
Тип проекта – исследовательско – творческий, долгосрочный.
Продолжительность проекта – 1 учебный год.
Участники проекта – дети дошкольного возраста 4-5 лет.
Самостоятельная деятельность учащихся:
Индивидуальная, подгрупповая.
Методы и приёмы
Словесные методы:
- Анализ выполнения работ.
- Объяснение способов действия. Предъявление наглядных пособий.
- Использование художественного слова.
Практические методы:
- Обучение способам и приёмам инновационных техник в художественном творчестве.
Игровые методы:
- Сюрпизный момент, игровые ситуации.
- Пальчиковые игры, физкультминутки, динамические упражнения, самомассаж.
Теоретическая значимость выражается в том, что разработаны основы продуктивной деятельности с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль деятельности педагога и родителей в развитии мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
Практическая значимость состоит:
- в создании в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ и района.
- в комплексно - деятельном подходе, направленным на взаимосвязь между развитием координации гибкости движений руки и точности глаза с изобразительной деятельностью, и игровыми навыками и приёмами;
- в формировании активного познавательного интереса к продуктивным видам деятельности;
- в использовании способов и методов художественного изображения;
- в создании условий для развития творческого потенциала, самостоятельности, коммуникативности в процессе сотрудничества.
Познавательная значимость состоит:
- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);
- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Проведение работы по развитию мелкой моторики интегрируется во все виды организованной образовательной деятельности:
- Утренняя гимнастика.
- Самостоятельная деятельность.
- Организованная образовательная деятельность.
- Прогулка.
- Самообслуживание.
- Работа с родителями
- Индивидуальная работа
- Продуктивная деятельность.
Развивают мелкую моторику рук:
- Пальчиковая гимнастика с использованием потешек, стихотворений, песенок, народных сказок.
- Физкультминутки.
- Массаж с растиранием пальчиков. Самомассаж.
- Народные игры с ладошками.
- Игры – сказки.
- Игры с природным материалом
- Игры с бытовыми предметами.
- Пальчиковый театр.
- Дидактические игры.
- Продуктивная деятельность.
Все эти виды деятельности по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук проводятся систематически, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук
воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту. Кисти и пальцы рук приобретут ловкость, точность движений, улучшится тактильное восприятие.
- Создание предметно - развивающей среды, т. е. создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
- Создание условия для освоения детьми свойств и возможностей разнообразных изобразительных материалов и инструментов, использования нетрадиционной, инновационной техник.
- Развитие устойчивого познавательного интереса к художественному творчеству.
- Формирование опыта сотворчества для участия в выполнении коллективных композиций.
- Формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками; навыки совместной деятельности.
- Овладение нормами этики поведения.
- Формирование элементарных трудовых навыков, навыков самообслуживания.
- Улучшение общей двигательной активности.
- Расширение словарного запаса детей.
- Ознакомление родителей с основными закономерностями развития моторных навыков у детей по ФГОС.
- Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики ребёнка, художественного творчества.
- Пополнение развивающей среды.
- Активное участие детей, родителей в продуктивных видах деятельности.
Основные принципы работы педагога в процессе реализации проекта:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.
- Создание благоприятных условий для достижения развития высокого уровня мелкой моторики и активного творческого потенциала ребёнка.
- Проявление уважения к личности ребенка, бережного отношения к сохранению его здоровья.
- Повышение самооценки воспитанников, в процессе деятельности, положительное отношение к продуктам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью, вежливостью.
- Применение комплексного подхода при разработке непосредственно образовательной деятельности.
- Интеграция между образовательными областями.
- Применение принципа систематичности, последовательности, вариативности в содержании и форме проведения деятельности.
- Использование наглядности.
- Проявление адекватности требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе деятельности.
- Применение принципа постепенности - от элементарных знаний к более сложным, комплексным.
- Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Применение принципа гуманистичности - индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, учитывая его личностные особенности, темперамент, интересы, возможности, коммуникабельность.
- Цикличность повторения материала, помогающая закреплять механизмы его выполнения.
- Стабильность, динамичность развивающей среды.
План реализации образовательного проекта:
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в 3 этапа
I этап – Подготовительный (сентябрь – октябрь 2018 г.)
Цель – создание условий для проведения эксперимента
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Взаимодействие родителей, детей и педагогов.
- Разработка и накопление методических материалов для решения проблемы.
- Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
- Создание предметно - развивающей среды.
- Подборка методической литературы по развитию мелкой моторики.
- Разработка серии дидактических, пальчиковых, сюжетно – ролевых, подвижных игр, физкультминуток, самомассажа.
- Подбор раскрасок.
- Подборка иллюстраций художников: Ю.Васнецова, В.Конашевича, В. Лебедева, Е.М.Рачева, В.Г.Сутеева.
II этап - Основной (ноябрь 2018 г. – апрель 2019 г.)
Цель - внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук), зрительно – действенного мышления, связной речи, наблюдательности, внимания, памяти, активного познавательного интереса, творческого потенциала в продуктивных видах деятельности;
формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями, навыков совместной коллективной и самостоятельной деятельности. Воспитанию усидчивости, добрых, дружеских взаимоотношений.
III этап – Заключительный (май 2019 г.)
Цель – мониторинг развития мелкой моторики дошкольников после проведения занятий продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат реализации проекта:
- Повышение уровня развития мелкой моторики рук.
- Обогащение предметно – развивающей среды, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов.
- Участие всех сторон воспитательного и образовательного процесса в реализации проекта.
- Партнерское взаимодействие воспитателей и родителей, организованном на основе программы наблюдений.
- Активизация форм работы с родителями.
Форма отчетности – мастер - класс для воспитателей.
Раздел плана | Сроки | Форма работы |
Подготовительный | Сентябрь | Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей; Подборка методической литературы по развитию мелкой моторики рук дошкольников; |
Октябрь | Разработка картотеки пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, инновационной техники рисования для развития мелкой моторики рук; Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» | |
Основной | Ноябрь | Пальчиковые игры (Карточки № 1-4) Рисование забавными отпечатками |
Декабрь | Пальчиковые игры (Карточки № 5-8) Пластилинография | |
Январь | Пальчиковые игры (Карточки № 27, 28, 30) Рисование солью Рисование мыльными пузырями Консультация для родителей: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук ребёнка» Конкурс рисунков в нетрадиционной технике рисования «Зимняя сказка» | |
Февраль | Пальчиковые игры (Карточки № 9, 11-13, 17) Рисование мятой бумагой Рисование ватными палочками | |
Март | Пальчиковые игры (Карточки № 14 -16, 18) Монотипия Кляксография, ниткография Консультация для родителей: «Использование инновационных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики рук дошкольников». | |
Апрель | Пальчиковые игры (Карточки № 19-22) Граттаж «Цап – царап» Фроттаж | |
Заключительный | Май | Диагностика развития мелкой моторики рук дошкольников после проведения занятий продуктивной деятельности. Мастер – класс для воспитателей. |
Взаимодействие с родителями:
- Пополнение предметно - развивающей среды.
- Пополнение игрового материала дидактическими настольными играми: «Конструктор», «Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Собери предмет», «Шнурование».
- Пополнение бытовыми предметами (прищепки, щетки, застежки, завязки, кнопки, пуговицы, ленты, липучки, расчески, бигуди, кнопочный телефон, клавиатура от компьютера, карандаши).
- Пополнение природным материалом (шишки, орехи, крупы, семена и плоды растений, песок, камни).
- Пополнение репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам.
- Совместное творчество мамы, ребёнка и воспитателя в выставке поделок.
- Разучивание песен, потешек, стихотворений.
- Участие в конкурсах: «Поделка из природного материала», «Новогодняя игрушка», конкурсы рисунков для детей и родителей.
- Памятка для родителей: «Пальчиками конструируем, лепим, рисуем, играем и потешки и стихи повторяем!»
- Консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников», «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук ребёнка», «Использование инновационных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики рук дошкольников».
Полученные результаты обучения в ходе совместной проектно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми:
- Организация продуктивных видов деятельности поспособствовала развитию мелкой моторики, координация обеих рук, действий руки и глаза, зрительно - пространственной ориентировки, тактильного восприятия, наглядно – действенного мышления, зрительной памяти, внимания, ручной умелости.
- Создание условия для развития самостоятельности, коммуникативности, целеустремлённости, познавательного интереса, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе сотрудничества; использования своих конструктивных решений в художественном творчестве, процессе работы; овладения практическими навыками, умениями работы с инструментами.
- Проявление активного интереса к коллективной и самостоятельной практической деятельности, совершенствование технических умений и навыков работы.
- Стремление соблюдать этические правила поведения в детском саду, быту, социальном окружении. Сформировалось положительное отношение между детьми, родителями и педагогами во время совместной творческой работы. Активизировалось детско – родительское участие в конкурсах.
- Работа над проектом способствовала формированию у детей правильного, осознанного отношения к художественному творчеству, развитию ручной умелости, которая даёт возможность личностного развития - самостоятельности, целеустремлённости, самоутверждения.
- Изменение качества выполняемых детских работ. Наличие проявления активного творческого интереса к продуктивным видам деятельности. Наблюдается отклик на предложенные творческие задания, уверенность в работе с разнообразными материалами и орудиями.
Приложение №1
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук дошкольников
Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 5 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результата воспитателем.
( - ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( = ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
( + ) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Низкий уровень (0-0,9 балл) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.
Средний уровень (1-1,9 балла) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков.
Высокий уровень (2-3 балла) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Приложение №2
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика, изд. АСТ, 2007г.
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику, ЭКСМО-Пресс, 2001г.
7. Гришечкина Н. В., Козюлина В.А., Матюшкина О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Ярославль: Академия развития - М., 2014. - 192 c.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва, 2008г.
10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб.: КАРО, 2010г.
11. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
12. Р. Г. Казакова Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009г.
13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика.
14. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа "Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности"
Кружковая работа...
Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...
Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности
hellip;«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев»....
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...