Презентация "Развитие произвольности у детей дошкольного возраста в процессе психотренинга общения"
презентация

Бочкарева Ольга Николаевна

В презентации представлены теоретические основы развития произвольности, описан опыт работы автора по данной теме. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие произвольности у детей дошкольного возраста посредством психотренинга общения Подготовила педагог – психолог МБДОУ д /с № 2 «Облачко» Бочкарева О.Н.

Слайд 2

Нормативные документы ФГОС ДО: «…ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…»

Слайд 3

Высказывания классиков: Л.С. Выготский : « Развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами » Д.Б. Эльконин : « Формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков » Л.И. Божович : « Проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования »

Слайд 4

Е.О. Смирнова: традиционные рекомендации воспитателям и родителям: Воспитывать волю и целенаправленность Учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания Формировать способность преодолевать препятствия Не дают конкретных приемов формирования воли и произвольности ребенка

Слайд 5

Е.О. Смирнова: Игра с правилом как основное средство развития произвольной регуляции «Специфика роли взрослого в игре с правилом заключается в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. Мотивирует игровые действия детей, задает субъективную значимость правила Вводит правило в жизнь ребенка, помогает осознать соответствие его поведения правилу, помогает соблюдать принятые правила действия

Слайд 6

Произвольность Произвольность Произвольность Психических процессов поведения Развитие произвольности Психофизилогические предпосылки (лобные отделы головного мозга) Развивать физические способности, двигательную сферу – стимулируем развитие мозговых структур Социальные предпосылки (жизненный , игровой, деятельностный опыт, воспитание) Развивать умение принимать правила, договоры и выполнять их)

Слайд 7

Основная черта произвольного поведения - ОСОЗНАННОСТЬ Конкретная ситуация – невозможность посмотреть на себя со стороны, осознать собственные действия Точка опоры за пределами конкретной ситуации (обещание, данное кому – то, правило действия, представление о хорошем и плохом) Осознание делает возможным управление и овладение собственными действиями – это и есть произвольность

Слайд 8

Основные средства формирования произвольности Речь как средство саморегуляции Действие по инструкции Беседы Планирование и подведение итогов дня Связь прошлых событий с будущими Игра как школа произвол ьного поведения

Слайд 9

Условия, облегчающие детям выполнение игровых правил Подвижный характер игр Игровые действия осуществляются совместно с другими детьми Многие игры имеют сюжетно – образный характер, являются ролевыми

Слайд 10

Процесс освоения правил в игре 1 этап – включение в игру эмоционально и непосредственно 2 этап – осознание правила (дети требуют выполнения правила от других) 3 этап – стремление играть по правилу (правило становится важным и ценным, однако, требуется контроль со стороны взрослого) 4 этап – самостоятельная игра по правилам, дети сами следят за выполнением правила, контролируют свое поведение независимо от взрослого. ОВЛАДЕЛИ ПРАВИЛОМ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 11

Суть педагогической поддержки игры: Постоянное и непосредственное участие взрослого в игре Эмоциональная вовлеченность педагога в игру Контроль педагога за соблюдением правил Одобрение педагогом правильных действий

Слайд 12

Вопросы взрослого, направленные на осознание действий и состояний ЦЕЛЬ: установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить цель действия и средства ее достижения «Что ты хочешь построить, нарисовать, слепить? Что тебе для этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что потом?» ЦЕЛЬ: поставить в ситуацию выбора, побуждать принимать самостоятельные решения, относящиеся к его собственным действиям «Во что ты хочешь играть: в кубики или в машинки? С кем хочешь играть? Кем тебе интереснее быть? Продавцом или покупателем?» ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕБЕНКА, НАПОМИНАТЬ ЕМУ ОБ ЭТОМ

Слайд 13

Система формирования волевых качеств Осуществляется в разноплановой, систематической деятельности: Игра, общение, воспитание, обучение В детском саду и дома Семья как основа формирования норм и правил поведения Ребенок усваивает нормы и правила, привитые в семье, учится соотносить с ними свои поступки

Слайд 14

Требования к подбору игр для развития произвольности Учет возрастных особенностей детей Учет принципа «от простого к сложному» Обязательный анализ результатов игры

Слайд 15

Задачи при организации игр с правилами для детей среднего (4-5 лет) возраста: Развивать у детей умение внимательно слушать и запоминать правила игры Развивать у детей умение переключаться и запоминать «расшатанные» (измененные в процессе) правила игры Побуждать детей к осознанию того, что предлагаемые правила обязательны для исполнения

Слайд 16

Задачи при организации игр с правилами для детей старшего (5-7 лет) возраста: К вышеперечисленным задачам добавляются: Учить детей самостоятельно объяснять правила игры участникам (при повторной игре) Развивать у детей умение самостоятельно контролировать соблюдение правил участниками игры

Слайд 17

Примеры игр с правилами для детей среднего дошкольного возраста Игра с «расшатанным правилом» «Слушай сигнал!» (с музыкой) Игра на проявление выдержки «Раз копыто…» Игра с «расшатанным правилом» «Договоры»

Слайд 18

Примеры игр с правилами для детей старшего дошкольного возраста Игра с «расшатанным правилом» «Четыре стихии» Игра «Запрещенное число» Игра «Запрещенный звук» Игра «Почта» Игра «Кто за кем» Игра «Пальчик, пальчик гнется…» Игра «Слушай и исполняй!»

Слайд 19

Структура психотренинга общения Коммуникативное упражнение «Ласковое слово», «Комплименты» Слушание и обсуждение сказки для формирования произвольности поведения «Два пленника» М. Андрианова Игры для развития произвольности для детей разных возрастных групп «Договоры», «Смена сигнала», «Пальчик гнется…», «Раз копыто», «Запрещенное число», «Запрещенный звук», «Почта», «Четыре стихии» Мимическая гимнастика Релаксация Ритуал прощания

Слайд 20

Желаю профессиональных успехов! Приглашаю к сотрудничеству: М БДОУ Адрес д /с № 2 «Облачко»: г. Йошкар – Ола, ул. Я. Эшпая , д. 171, т. 42-50-00 Электронный адрес МБДОУ д /с № 2 «Облачко»: doblachko12@mail.ru Личный электронный адрес: lelechek65@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами

Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Термин «социализация» в целом определяется как процесс присвоения человеком социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация может проходить как в условиях стихийного...

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи р...

Консультация для родителей «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».

Актуальность проблемы. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. ·...