Консультация для педагогов: «Развитие самостоятельности, раскрытие возможных избирательных интересов в разных видах практических, художественных видах деятельности»
консультация

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Одним из важных факторов является грамотно сформированная среда. Ведь именно она непосредственно влияет на развитие ребенка в стенах дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №174 комбинированного вида»

Консультация:

«Развитие самостоятельности, раскрытие возможных
избирательных интересов в разных видах практических,
художественных видах деятельности»

Составитель: воспитатель И. Н. Руденских

2019

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Одним из важных факторов является грамотно сформированная среда. Ведь именно она непосредственно влияет на развитие ребенка в стенах дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок мог заниматься интересным для него делом. Размещение оборудования по центрам развития даст возможность ребенку найти единомышленников по интересам: рисование, конструирование, театрально-игровая деятельность, ручной труд, экспериментирование. В оборудовании обязательным являются материалы, нацеленные на развитие познавательной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами; двигательную активность; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.

  1. .Трансформируемость предметно-пространственной

среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  1. .Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. п.
  1. .Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
  1. . Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
  1. .Безопасность предметно-пространственной

среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственая среда в группе «Почемучки»

Сегодня я хочу поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе.

Первым шагом в организации среды стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группе. В группе созданы уголки - микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

  1. Центр художественно-продуктивной деятельности

Функциональная роль: дает детям возможность использовать полученные знания, навыки в самостоятельной художественнотворческой деятельности, рассматривание репродукций, альбомов с фото художников, композиторов.

  1. Центр книги

Функциональная роль: Знакомство с художественной литературой, писателями, чтение сказок, рассказов.

  1. Центр сюжетно-ролевой игры

Функциональная роль: Используя ситуацию совместной игры с детьми накапливать их социальный опыт, усваивать ролевое поведение (ролевые отношения и взаимодействия); развитие речевой активности детей, отражение жизненного опыта в игре.

  1. Центр экспериментальной деятельности

Функциональная роль: Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

  1. Центр театральной деятельности

Функциональная роль: Знакомство с театром, героями сказок, формирование положительного отношения детей к театрализованным играм; развитие творческой и коммуникативной активности детей, обыгрывание и показ сказок, интересных историй, вхождение в образ героя.

Одной из актуальных задач в художественно-эстетическом воспитании дошкольников является - развитие элементов творчества.

Через детское творчество дети проявляют свое понимание окружающего мира, отношение к нему. Детское творчество, демонстрирует глубину внутреннего мира дошкольника, уровень развития восприятия и представлений, их способности и интересы.

Знания, которые дети получают во время занятий и в режимных моментах, могут воплотить в разных видах практической, художественной деятельности.

Так, например, при знакомстве детей с историей часов, дети захотели изготовить свои часы. В группе нашлась одноразовая посуда, из которой дети с удовольствием смастерили часы для кухни по собственному дизайну.

После прочтения стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Дед Мазай и зайцы», дети самостоятельно рассматривали иллюстрации в книжке и нарисовали свои рисунки, выбрав материал для творчества.

Опыт полученный на занятии по театрализованной деятельности, помог детям разыграть сценку по сказке «Кот, Петух и Лиса» в досуговой деятельности «Моя безопасность». Материал, который находится в центре театрализации, дает возможность детям обыгрывать самостоятельно придуманные сюжеты.

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом, использовать полученные знания в самостоятельной, практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...

11.10.2022г. Консультация для педагогов тема: «Развитие инженерного мышления у детей, посредством разных видов конструкторов»

   Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научнотехнической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и приро...

Консультация для педагогов "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"

В данной консультации содержится материал о развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов:«Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»

Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста....