Консультация для педагогов: «Развитие самостоятельности, раскрытие возможных избирательных интересов в разных видах практических, художественных видах деятельности»
консультация
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Одним из важных факторов является грамотно сформированная среда. Ведь именно она непосредственно влияет на развитие ребенка в стенах дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №174 комбинированного вида»
Консультация:
«Развитие самостоятельности, раскрытие возможных
избирательных интересов в разных видах практических,
художественных видах деятельности»
Составитель: воспитатель И. Н. Руденских
2019
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Одним из важных факторов является грамотно сформированная среда. Ведь именно она непосредственно влияет на развитие ребенка в стенах дошкольного учреждения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок мог заниматься интересным для него делом. Размещение оборудования по центрам развития даст возможность ребенку найти единомышленников по интересам: рисование, конструирование, театрально-игровая деятельность, ручной труд, экспериментирование. В оборудовании обязательным являются материалы, нацеленные на развитие познавательной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами; двигательную активность; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.
- .Трансформируемость предметно-пространственной
среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- .Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. п.
- .Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
- . Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
- .Безопасность предметно-пространственной
среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственая среда в группе «Почемучки»
Сегодня я хочу поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе.
Первым шагом в организации среды стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группе. В группе созданы уголки - микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
- Центр художественно-продуктивной деятельности
Функциональная роль: дает детям возможность использовать полученные знания, навыки в самостоятельной художественнотворческой деятельности, рассматривание репродукций, альбомов с фото художников, композиторов.
- Центр книги
Функциональная роль: Знакомство с художественной литературой, писателями, чтение сказок, рассказов.
- Центр сюжетно-ролевой игры
Функциональная роль: Используя ситуацию совместной игры с детьми накапливать их социальный опыт, усваивать ролевое поведение (ролевые отношения и взаимодействия); развитие речевой активности детей, отражение жизненного опыта в игре.
- Центр экспериментальной деятельности
Функциональная роль: Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
- Центр театральной деятельности
Функциональная роль: Знакомство с театром, героями сказок, формирование положительного отношения детей к театрализованным играм; развитие творческой и коммуникативной активности детей, обыгрывание и показ сказок, интересных историй, вхождение в образ героя.
Одной из актуальных задач в художественно-эстетическом воспитании дошкольников является - развитие элементов творчества.
Через детское творчество дети проявляют свое понимание окружающего мира, отношение к нему. Детское творчество, демонстрирует глубину внутреннего мира дошкольника, уровень развития восприятия и представлений, их способности и интересы.
Знания, которые дети получают во время занятий и в режимных моментах, могут воплотить в разных видах практической, художественной деятельности.
Так, например, при знакомстве детей с историей часов, дети захотели изготовить свои часы. В группе нашлась одноразовая посуда, из которой дети с удовольствием смастерили часы для кухни по собственному дизайну.
После прочтения стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Дед Мазай и зайцы», дети самостоятельно рассматривали иллюстрации в книжке и нарисовали свои рисунки, выбрав материал для творчества.
Опыт полученный на занятии по театрализованной деятельности, помог детям разыграть сценку по сказке «Кот, Петух и Лиса» в досуговой деятельности «Моя безопасность». Материал, который находится в центре театрализации, дает возможность детям обыгрывать самостоятельно придуманные сюжеты.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом, использовать полученные знания в самостоятельной, практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности"
Развитие воображения является одной из главных направлений умственного развития....
Консультация для воспитателей Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности.
Использавние моделей и схем в НОД....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».
В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...
11.10.2022г. Консультация для педагогов тема: «Развитие инженерного мышления у детей, посредством разных видов конструкторов»
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научнотехнической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и приро...
Консультация для педагогов "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"
В данной консультации содержится материал о развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов:«Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста....