11.10.2022г. Консультация для педагогов тема: «Развитие инженерного мышления у детей, посредством разных видов конструкторов»
консультация по конструированию, ручному труду

     Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научнотехнической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного материала, практическое и компьютерное, и т.д.

  Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, поэтому начинать заниматься конструкторской деятельностью можно уже с младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

тема: «Развитие инженерного мышления у детей,

посредством разных видов конструкторов»

     Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научнотехнической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного материала, практическое и компьютерное, и т.д.

  Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, поэтому начинать заниматься конструкторской деятельностью можно уже с младшего возраста.

   Основная цель конструирования по ФГОС ДО: - развитие интереса к конструктивной деятельности; - знакомство с различными видами конструкторов; - воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять -развитие речи .

  Конструирование и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества. Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое звено в системе коррекционного обучения.

  Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей.

   Работу можно начать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Подберите интересные игры для детей, например: «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия».

   На занятиях по аппликации предложите ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т.д.). Детям очень понравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.

   Очень важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к овладению навыками письма. Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу.

   Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Например: постройки из легоконструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.

  С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке очень важно обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. На занятиях по конструированию упражнять детей в их строительстве.

   Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

  Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают чертежи, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?»

  И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.

  В качестве итогового задания, предложите детям стать строителями и построить улицу города с домами, дорогой, парком. Имея представления о конструировании домов, мостов, транспорта, они создадут свои варианты уже знакомых построек. Дети очень увлекаются строительством и в процессе совместной работы учатся договариваться, оказывать помощь друг другу, решать проблемные вопросы: «Как сделать машину устойчивой?», «Какие детали использовать, чтобы построить мост через широкую реку?». Так как одна из важнейших задач - это развитие речи детей в процессе конструирования, необходимо побуждать их рассказывать о своей постройке, помогать наводящими вопросами.

  Но самое интересное это коллективная игра. Здесь дети могут забыть о своих трудностях и проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении. Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то необходимо дать детям возможность построить такой же город из легоконструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки.

   Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Начало развития логического мышления у детей дошкольного возраста"

Развитие логического мышления дошкольников является одним из важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих у ребёнка интерес к математике как к предмету, способствующему раз...

Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым инаоборот, познакомить детей с системой графического отображенияклассификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить свозмо закреплять...

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой  Конструктор для Обучения)...

Консультация для педагогов: Тема: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники «Друдлы»

Тема: «Развитие креативного  мышления у дошкольников с использованием техники  «Друдлы»...

Консультация для педагогов «Возможности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного м...