Консультация для педагогов: «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)
Консультация для педагогов:
«Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._razvitie_samostoyatelnosti.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
В соответствии с ФОП образовательные задачи должны решаться:
- в ходе режимных моментов,
- в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),
- в самостоятельной деятельности детей
- в совместной деятельности с семьей.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность. Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его само проявления и самоутверждения в любых видах деятельности, через активность, через самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Однако на практике организация самостоятельной деятельности с детьми может вызывать у педагогов дошкольного образования некоторые затруднения. Задача воспитателя —создать образовательную среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Образовательная среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Важную роль в развитии самостоятельности дошкольника играют:
- дидактические игры;
- ориентировочно-познавательная работа;
- изучение иллюстраций;
- предметная активность;
- двигательные игры;
- самообслуживание;
- наблюдения за окружающими явлениями;
- изобразительная деятельность;
- исполнение практических поручений старшего.
Предметно –развивающая среда, которая также играет важную роль в развитии самостоятельности, должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
Прежде всего, обучение на занятиях я стараюсь строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи, т.е. проявляли самостоятельность и свои индивидуальные способности. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он сумеет так же действовать самостоятельно: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать, танцевать, лепить и т.д.
Большое значение для развития самостоятельной деятельности имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В свободном распоряжении детей должно быть достаточное количество книг. Наряду с книгами можно поместить несколько тематических папок с картинками, фотографиями, и альбомов для свободного рассматривания детьми.
В группах должен функционировать центр музыкально-театрализованной деятельности. В данном центре должно быть все необходимое оборудование — ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, должны постоянно обновляться.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Работу по развитию навыков самостоятельности необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям можно предложить игры с детьми. (Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально).
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
В результате проводимой работы в данном направлении дети станут более самостоятельными и активными, повысится их уровень самоконтроля.
Практика показывает, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими.
Подводя итог, можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
И в заключении хотелось бы отметить что, формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей « Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей« Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"
quot;Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста».
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Феномен детской самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой п...
Консультация для педагогов "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"
В данной консультации содержится материал о развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей « Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель должен создать образовательную среду, к...
Консультация для педагогов «Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста....