мастер – класс для родителей по теме «Развитие зрительно – моторной координации у дошкольников».
методическая разработка

Балажегитова Кира Евгеньевна

Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно – двигательного анализаторов.

Если говорить более просто зрительно – моторная координация - осуществление координированных движений, выполняемых под контролем зрения.

На сегодняшний день у детей можно наблюдать нарушение согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно – двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказываться на координации, согласованности действия рук и глаз.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый вечер уважаемые родители!!! Сегодня мы рады приветствовать вас на мастер – классе тема которого «Развитие зрительно – моторной координации у дошкольников».

СЛАЙД № 1

Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно – двигательного анализаторов.

Если говорить более просто зрительно – моторная координация - осуществление координированных движений, выполняемых под контролем зрения.

На сегодняшний день у детей можно наблюдать нарушение согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно – двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказываться на координации, согласованности действия рук и глаз.

СЛАЙД № 2.

Одним из средств развития зрительно – моторной координации являются упражнения для укрепления работы мышц глаз у детей. Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:

- развитию двигательных способностей глаз;

- активизации кровообращения в области глаз и мозга;

- улучшению координации движения глаз и головы;

- повышению устойчивости вестибулярных реакций;

- тренировке мышц глаз.

СЛАЙД № 3

В комплекс упражнений гимнастики для глаз входят движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широкое открывание глаз, выпучивание. После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить около глазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. При выполнении данного вида гимнастики необходимо помнить о четком следовании инструкции, то есть контроль за выполняемыми командами и количеством раз выполнения. При отсутствии контроля со стороны взрослого гимнастика будет не эффективной.

Мы предлагаем вам выполнить один комплекс гимнастики для глаз (картинка слайда).

Гимнастика для глаз может выполняться как сидя (например во время занятий), так и в движении. Просим вас встать и выполнить гимнастику «Прогулка в лесу».

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

  Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

  Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

  Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

  Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

  Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

СЛАЙД № 4

Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции. Начинать необходимо с небольшого массажа рук. Массаж проводиться сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 – 5 минут, 4 – 5 раз в день. Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания.

А сейчас возьмите пожалуйста карандаши и мы с вами выполним массаж «Ладошки».

Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно.

СЛАЙД № 5

После массажа пальцев можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев (пальчиковая гимнастика). Гимнастика может быть:

- без речевого сопровождения (когда ребенок смотрит на картинку и повторяет элементы);

- с речевым сопровождением.

Вариант одной пальчиковой гимнастики мы с вами сейчас выполним.

Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все группы мышц руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

СЛАЙД № 6 - 9

Детям, у которых не сформированы координированные зрительно – моторные реакции, сложно выполнять отдельные рисовальные движения, даже порой самые простые. Движения рук у них скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении рук. Развитию координации способствуют графо - мотрные игры и упражнения. Вариантов таких заданий огромное множество, это и «Проведи линию», «Соедини по точкам», «По морям по волнам», «Графические диктанты», «Лабиринты», «Зашумленные картинки», «Штриховка».

Но важно помнить о том, что выполняя задания этого типа всегда необходимо начинать с самых простых постепенно усложняя. В противном случае, выполнение заданий так и будет вызывать затруднения.

СЛАЙД 10 - 11

Для развития координации так же целесообразно использовать дидактические игры: мозаики, пазлы, игры «Сделай бусы», различные конструкторы «Лего», ниткография, шнуровки, выкладывание узоров, игры с бумагой – оригами.

СЛАЙД 12

Так же активно можно использовать настольные игры: «Футбол», «Баскетболл», «Бильярд», «Хоккей» и т.д.

Важно помнить, что зрительно – моторную координацию так же необходимо развивать и в подвижных играх. Например: «Попади в цель», «Прокати мяч», «Поймай мяч» и т.д. Помимо координации в подвижных играх у детей так же развивается и глазомер.

СЛАЙД 13

Для более эффективного совершенствования тактильных и моторно – двигательных функций имеет место такое направление как работа с иглой. В него входят два вида работы:

- обкалывание контура изображенного предмета;

- коррекционное вышивание.

Последний вид лучше всего использовать в индивидуальной работе для большей безопасности ребенка и более высокого контроля за его действиями.

Выполнение практического задания на ориентацию «Цветок».

СЛАЙД 14

Поскольку процесс развития зрительно – моторной координации требует повышенного контроля со стороны взрослого, необходимо соблюдение определенных рекомендаций. А именно:

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу «неэффективно». Начинать надо с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным;
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения действий, в противном случае результат не будет достигнут;
  • Время выполнения упражнений не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Для детей младшего и среднего возраста это около 5 минут, для детей старшего возраста от 7 до 12 минут;
  • Соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;
  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной;
  • Повторение инструкций, а так же проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

СЛАЙД 15

Для занятия с ребенком в домашних условиях можно использовать следующие ссылки в интернет – ресурсах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОУ АШДС № 301 мастер - класс «Развитие зрительно – моторной координации у дошкольников» © Балажегитова К.Е.

Слайд 2

Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно – двигательного анализаторов.

Слайд 3

Упражнения для укрепления работы мышц глаз способствуют: Развитию двигательных способностей глаз; Активизации кровообращения в области глаз и мозга; Улучшению координации движений глаз и головы; Повышению устойчивости вестибулярных реакций; Тренировке мышц глаз.

Слайд 4

Гимнастика для глаз

Слайд 5

Массаж рук

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика

Слайд 7

Графо – моторные игры и упражнения

Слайд 8

Графо – моторные игры и упражнения

Слайд 9

Дидактические игры

Слайд 10

Настольные игры

Слайд 11

«Цветок»

Слайд 12

Интернет ресурсы http://nsportal.ru/ http://doshkolenok.ru/ https://yandex.ru http://www.maam.ru/ https://infourok.ru/ http://www.liveinternet.ru/ http://razvitiedetei.info/ http://raguda.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...

Мастер класс для родителей по теме: развитие зрительно моторной координации у детей 4-5 лет «Поймай рыбку»

В ходе этого мастер класса тифлопедагог группы: - познакомила родителей с разделом «развитие зрительно моторной координации», с упражнениями и играми по данному разделу, которые родители м...

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

Зрительно-моторная координация - это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит - рука изображает - такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при усло...

Семинар-практикум для родителей «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения»

Одним Одним из основных направлений подготовки ребёнка к обучению в школе является необходимость подготовить руку к письму, привить необходимые графомоторные навыки....

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

Зрительно-моторная координация  является одной из составляющих «готовности к школе». Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, кот...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВРекомендации родителямЗрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окру...

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников»

           Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролируе...