РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по психологии

Ольга Спиринцева

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Рекомендации родителям

Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Зрительно - моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).

Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательнографический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какиелибо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются.

Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой. Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое…

Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. И

збавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно. Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koordinatsiya.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 3

Плетение из бисера по образцу Рисование по клеточкам по образцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер – класс для родителей по теме «Развитие зрительно – моторной координации у дошкольников».

Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно – двигательного анализаторов...

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

Зрительно-моторная координация - это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит - рука изображает - такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при усло...

Семинар-практикум для родителей «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения»

Одним Одним из основных направлений подготовки ребёнка к обучению в школе является необходимость подготовить руку к письму, привить необходимые графомоторные навыки....

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

Зрительно-моторная координация  является одной из составляющих «готовности к школе». Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, кот...

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников»

           Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролируе...

Консультация для педагогов Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

Консультация для педагоговРазвитие зрительно-моторной координации у дошкольников...

Памятка "Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников"

Зрительно – моторная координация – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительн...