Эмоциональная компетентность педагога
статья

Беликова Татьяна Владимировна

Эмоциональная компетентность педагога Доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_1_kurs_emo_-_kopiya.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность педагога

ФГОС дошкольного образования ставит перед дошкольной организацией задачу чрезвычайной важности - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является  развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.

  Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей.

 Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к познанию себя и  других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в различных ситуациях.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект это способность распознать собственные чувства и эмоции, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими. 

выделяют четыре составляющие «эмоционального интеллекта»:

1. Самосознание. Это способность понимать себя;

  1. Самоконтроль. способность совладать со своими чувствами и желаниями);
  2. Социальная чуткость.  умение устанавливать контакты с разными людьми;
  3. Управление эмоциями.  способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты

«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Оказывается, что совершенствование памяти, мышления и кругозора ребенка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением определять, принимать  и контролировать свои чувства,
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения.

Великий французский просветитель Вольтер сказал: «Эмоции - это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его...» 
 «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект»

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.

  • В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Эмоциональная компетентность связана «с» и основана «на» эмоциональном интеллекте. Необходим определенный уровень эмоционального интеллекта, чтобы развить эмоциональную компетентность. 

Важнейшими показателями эмоциональной компетентности педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.

Эмоц. гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество;

Эмоц. устойчивость это способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса.                                                                                 Эмпатия —включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.

Доказано, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:

  1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
  2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
  3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
  4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, умением любую деятельность сделать интересной.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, его способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.
Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции, но должен уметь выражать их в приемлемой форме и научить этому воспитанников.

Эмоциональная компетентность состоит из ключевым компетенций: 1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.
2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять эмпатию.
3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).
4. Создание благоприятного эмоционального климата в группе,

В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать следующие  приемы:
- создать положительный эмоциональный фон в группе;
- найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;
- осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;
- владеть навыками и умениями организаторских способностей;
- способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;
- обсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;
- поощрять совместную деятельность детей;
- не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;
- в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).
Все это ведет к развитию эмоционального интеллекта детей.

И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании, главным штурманом проводки через рифы.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Эмоциональная компетентность – ресурс эффективной работы педагога.

      Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:1. Владение вопроса...

Развитие компетентности педагогов в области обеспечения эмоционального благополучия ребенка

В настоящее время очень остро стоит проблема эмоционального благополучия детей. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значител...