Доклад на тему:"Ознакомление с устным народным творчеством писателей Мордовии"
материал
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_oznakomlenie_s_ustnym_nar._tvorchestvom_pisateley_mordovii.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Являясь также важнейшими источниками выразительности детской речи, художественная литература и фольклор заключают в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Национальная художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым словарный запас ребенка.
Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми-сказки.
У мордовского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра.
Сказки учат детей справедливости, честности, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев.
Так, при сравнении мордовской сказки «Падчерица» с русской «Крошечка- Хаврошечка» устанавливали с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за лень, грубость, жестокость.
Особое значение имеет приобщение детей волшебным и героическим сказкам.
Идейное содержание этих сказок- подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков- способствует раскрытию идей патриотизма.
При сравнении русских и мордовских сказок обращаем внимание детей на то, что русские богатыри идут на ратные подвиги, чтобы послужить родной земле, защищать Русь от Змея Горыныча и т.д.
Так же поступают и богатыри из мордовских сказок «Слеза-богатырь»
В нашем детском саду мы знакомим детей с мордовскими сказками как на занятиях так и вне их. Знакомим ребят с малыми фольклорными жанрами, пословицами, загадками, считалками.
Умело подобранные и примененные в соответствующей ситуации пословицы и поговорки оказывают влияние на нравственное воспитание детей, формируют у них чувство товарищества честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.
Дети используют пословицы, загадки, поговорки на утренниках, на занятиях.
Очень много слов и понятий дети усваивают при разучивании небольших стихотворений и песенок.
Так при разучивании стихотворений «Тяла»- Я.Пинясова, «Катоня»- В.Жевайкина, «Мороз атя»- М.Ташкаева, «Учт аф ламос»- А.Костейкина, «Тунда»- О.Панькина, «Шякшата»- Ю.Азрапкина, «Кизоня»- А.Ежова.
Сначала рассказываем содержание стихотворения, затем начинаем разучивание стихотворения.
Когда проводили праздник, посвященный 1000- летию единения мордовского народа с народами Российского государства, детям для разучивания давали стихи мордовских поэтов «Мордовия моя»- Артур Моро, «О край мой»- И.Пиняев. Стихи Максима Бебана о Мордовии.
Дошкольники среднего возраста лучше воспринимают потешки,песенки, народные игры.
В старших и подготовительных группах рассказываем о том, что у каждого народа есть свои сказки: у русских – русские, у татар – татарские, у мордвов – мордовские.
Таким образом, мы подводим детей к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор.Детей мы знакомим с бытовыми сказками, сказками о животных, с волшебно – фантастическими сказками: «Ведява», «Патяй», «Вирява». «Лиса и медведь», «Благодарный медведь» (о животных). «Ежовые рукавицы», «Кому тяжелее?» (бытовые). Составитель мордовских народных сказок К.Т.Самородов.
После прочтения сказки задаются вопросы: Что я вам прочитала? О чем эта сказка? Как она начинается(заканчивается)? Почему? Благодаря ответам на поставленные вопросы мы видим уровень понимания детьми произведения.
В подготовительной группе для развития речевой деятельности детей на мордовском языке инсценирем сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса,Заяц и Петух».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: « Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"
Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...
Конспект родительского собрания на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через комплексное ознакомление с устным народным творчеством"
Освещается вопрос важности устного народного творчества для развития ребенка....
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшего дошкольного возраста на тему:В гости к бабушке Асе.
Приобщение младших дошкольников к народной культуре....
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"-2
Цели. Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем....