Доклад на тему:"Ознакомление с устным народным творчеством писателей Мордовии"
материал

Костькина Лариса Федоровна

Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста.

Являясь также важнейшими источниками выразительности детской речи, художественная литература и фольклор заключают в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.

      Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

     Национальная художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым словарный запас ребенка.

      Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми-сказки.

     У мордовского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра.

Сказки учат детей справедливости, честности, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста.

      Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев.

     Так, при сравнении мордовской сказки «Падчерица» с русской «Крошечка- Хаврошечка» устанавливали с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за лень, грубость, жестокость.

     Особое значение имеет приобщение детей волшебным и героическим сказкам.

Идейное содержание этих сказок- подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков- способствует раскрытию идей патриотизма.

      При сравнении русских и мордовских сказок обращаем внимание детей на то, что русские богатыри идут на ратные подвиги, чтобы послужить родной земле, защищать Русь от Змея Горыныча и т.д.

Так же поступают и богатыри из мордовских сказок «Слеза-богатырь»

      В нашем детском саду мы знакомим детей с мордовскими сказками как на занятиях так и вне их. Знакомим ребят с малыми фольклорными жанрами, пословицами, загадками, считалками.

     Умело подобранные и примененные в соответствующей ситуации пословицы и поговорки оказывают влияние на нравственное воспитание детей, формируют у них чувство товарищества честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.

Дети используют пословицы, загадки, поговорки на утренниках, на занятиях.

      Очень много слов и понятий дети усваивают при разучивании небольших стихотворений и песенок.

      Так при разучивании стихотворений «Тяла»- Я.Пинясова, «Катоня»- В.Жевайкина, «Мороз атя»- М.Ташкаева, «Учт аф ламос»- А.Костейкина, «Тунда»- О.Панькина, «Шякшата»- Ю.Азрапкина, «Кизоня»- А.Ежова.

Сначала рассказываем содержание стихотворения, затем начинаем разучивание стихотворения.

      Когда проводили праздник, посвященный 1000- летию единения мордовского народа с народами Российского государства, детям для разучивания давали стихи мордовских поэтов «Мордовия моя»- Артур Моро, «О край мой»- И.Пиняев. Стихи Максима Бебана о Мордовии.

       Дошкольники среднего возраста лучше воспринимают потешки,песенки, народные игры.

В старших и подготовительных группах рассказываем о том, что у каждого народа есть свои сказки: у русских – русские, у татар – татарские, у мордвов – мордовские.

       Таким образом, мы подводим детей к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор.Детей мы знакомим с бытовыми сказками, сказками о животных, с волшебно – фантастическими сказками: «Ведява», «Патяй», «Вирява». «Лиса и медведь», «Благодарный медведь» (о животных). «Ежовые рукавицы», «Кому тяжелее?» (бытовые). Составитель мордовских народных сказок К.Т.Самородов.

После прочтения сказки задаются вопросы: Что я вам прочитала? О чем эта сказка? Как она начинается(заканчивается)? Почему? Благодаря ответам на поставленные вопросы мы видим уровень понимания детьми произведения.

    В подготовительной группе для развития речевой деятельности детей на мордовском языке инсценирем сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса,Заяц и Петух».


                             

                                         

                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: « Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"

Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"-2

Цели. Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем....