Опыт работы "Обучение детей чтению и письму"
материал
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Поэтому в соответствии с нормативными документами нами была разработана программа «Обучение детей чтению и письму», она
основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение ведется по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Занятия по данной рабочей программе построены по принципам: от простого к сложному, развивающего обучения, предполагающего овладеть навыками чтения и письма, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Для этого используются наглядные и игровые методы.
Наши занятия проходят два раза в неделю, продолжительностью 30 минут. На занятиях по чтению мы овладеваем минимальным уровнем знания фонетических, звуко-буквенных, графических средств, которые дают возможность перейти к чтению;
- обучаем правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами (учим детей плавному слоговому чтению; и сейчас уже наши дети в основном читают по слогам.
- Так же учимся читать слова с открытыми и закрытыми слогами, с твёрдыми и мягкими согласными, в дальнейшем с Ъ и Ь знаками);
- учимся ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- закрепляем умение проводить звуковой анализ слов, определять количество слов в предложении и составление предложений;
- учимся отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;
- На занятиях учимся отгадывать загадки, шарады, кроссворды. Дети это выполняют с удовольствием.
По письму развиваем руку. Сформировываем правильный захват ручки, карандаша. В больших прописях мы обводим строчные и прописные буквы, но прежде чем написать мы объясняем детям из каких элементов они состоят. Так же обводим узоры, выполняем игровые упражнения для пальцев рук типа «Посолим суп», «Покрути карандаш двумя(тремя) пальцами» и др.
Цель таких упражнений- укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение. Родителям обратить внимание на то ,как дети держат ручку при письме.
Обучение детей чтению и письму - ответственный период в жизни ребенка. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Поэтому мы просим родителей, чтобы они оказывали нам посильную помощь в успешном усвоении программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Обучение детей чтению и письму.
Обучение чтению и письму дошкольников....
Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму
Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...
Выступление на методическом объединении учителей – логопедов, учителей - дефектологов. Тема «Метод глобального чтения. «Личный букварь» - главный помощник при обучении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму»
Расширение знаний педагогов о методе глобального чтения, знакомство с этапами работы по созданию пособия – «личный букварь»....