Образовательный проект 2019 - год театра
проект (младшая группа)

Пузикова Татьяна Павловна

Одним из заданий на крнкурсе педдебют было создание проекта "Год театра в России". Работа большая, но очень интересная и увлекательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz.proekt.god_teatra.docx95.28 КБ
Файл proekt_teatr.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Образовательный проект

«Театр для самых маленьких»

(возрастная группа - 2-я младшая)

Воспитатель: Пузикова Т.П.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Основные принципы, отраженные в ФГОС ДОУ- это реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

            Актуальность

            Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников.

 Данная деятельность развлекает детей, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию. Также театр помогает решить также одну из важнейших задач - развитие речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Цель:

Познакомить детей с театром через игры- драматизации по произведениям детской литературы; создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении всего образовательного проекта.

Задачи:

- разработать систему приемов по взаимосвязи различных видов театра в режиме дня;

- обеспечить тесную взаимосвязь всех видов деятельности в режиме дня;

- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;

- формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;

- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;

- знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);

- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать  слова  и выражения из сказки);

- развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях;

- вызвать желание выступать перед сверстниками.

Ожидаемый результат

Посредством театрализации у детей:

  • развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
  • дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
  • разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
  • совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.

В результате театральной деятельности развитие ребёнка происходит по всем направлениям образовательных областей; значительно расширяются представления  детей о театральной культуре; создается новая  предметная среда, способствующая развитию у детей  театральной культуры.

Этапы и сроки реализации проекта

На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.

 Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Также дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку.

Образовательный проект условно можно разделить на три основных этапа реализации.

  1. этап – подготовительный
  • Изучение нормативно-правовой документации и методической литературы по данной теме:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №  1155 от 17.10. 2013 г.);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015));
  • Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
  • А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 3-4лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  • Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе»,  изд-во «Корифей»  г. Волгоград.
  • И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  • Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  • В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
  • Выявление представлений детей о театре;
  • Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов;
  • Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).

Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности, и для того, чтобы она была успешной, необходимо, чтобы среда обеспечивала все интересы и задачи по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и  индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также развитие любознательности и творческих способностей.

Для того, чтобы дети могли порепетировать отдельные эмоции и роли, необходимо создать в группе небольшую зону уединения (театральную зону), где обязательно должно быть ростовое зеркало, а также уголок ряжения.

В театральной зоне должны находится также разнообразные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый), обеспечивающие тесную взаимосвязь интересов и склонностей ребенка с его возможностями и потребностями, -- это будет обеспечивать его свободу выбора (как в средствах, так и в способах). Также, в уголке должно быть множество декораций и атрибутов к играм-спектаклям, это позволит развивать в детях исследовательский интерес, любознательность, творческую инициативу.

2 этап – основной.

Проект ориентирован на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В нём систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; 

- игры-драматизации;

- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- ритмопластика;

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.

Театральные занятия 1-2 раза в неделю. В сетке занятий оно планируется  в первой половине дня.

Материал для занятий берётся из книги  Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.

Образовательная область/мероприятие

Содержание

Ознакомление с произведениями художественной литературы

Ожидаемый результат

2 этап – реализационный (5 дней)

1 день-работа с детьми

Речевое развитие

  • Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку «Репка».
  • Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков
  • Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов
  • Воспитать устойчивый интерес детей заниматься театрально-игровой деятельностью
  • Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков

Русская народная сказка «Репка»

Дети вспомнят знакомую сказку, научаться выражать эмоции с помощью мимики и жестов, создадутся предпосылки для развития диалогической речи; разовьётся устойчивый интерес к занятиям театральной деятельностью.

НОД

«Путешествие в сказку «Репка»

(Приложение №1)

Беседа с детьми«Поход с родителями в театр»

  • Уточнить знания детей о театре и театральных представлениях.
  • Учить составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя
  • Развивать связную речь.

Систематизируются знания детей о театре и театральных представлениях.

Чтение худ.литер.

Чтение стихотворения В.Берестова «Петрушка»

(Приложение № 3)

Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ

Дети внимательно слушают рассказ.

Дидактическая игра

«Угадай по звуку»

(Приложение № 6)

        Развивать слуховое внимание детей.

Дети научатся различать музыкальные инструменты на звук.

Рассматривание театральных наборов «Театр настольный», «Кукольный театр»,

  • Дать детям знания о разновидностях театра «Театр настольный», «Кукольный театр».
  • Учить детей правильно называть их и находить различия между видами театра.

Чтение потешек

«Огуречик, огуречик», «Ходит Ваня»

Художественно-эстетическое развитие:

Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку

«Танец Петрушек» (муз. Д. Кабалевского),

Дети научатся импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку.

НОД

«Танцевальное творчество. Танцевальные импровизации:

Физическое развитие

  • Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Заучивание слов из игры

Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом

Подвижная игра на прогулке

(Приложение № 7)

Физкультминутка «В театр мы идём»

(Приложение № 7)

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Заучивание слов из игры

Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом

                                                                            Взаимодействие с семьями воспитанников

Акция «Костюм для героя сказки»

Привлечь родителей для оборудования театрального уголка в группе и к пошиву костюмов для театрализованных представлений.

Родители группы активно откликнулись на акцию.

2 день-работа с детьми

Художественно-эстетическое развитие

НОД

  • Учить детей создавать образ колобка на основе петляющей дорожки.
  • Учить самостоятельно использовать такие выразительные средства, как линия, форма, цвет.
  • Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание создавать образы героев в продуктивной деятельности.

Чтение сказки «Колобок»

Дети вспомнят знакомую сказку, научаться передавать образ полюбившихся героев в своём рисунке.

Рисование «Колобок покатился по дорожке»

Речевое развитие

  • развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

Чтение стихотворения А.Барто «Мишка»

Дети научатся сопровождать свои действия словами.

Дидактическая игра «Соберём Мишку на прогулку»

(Приложение № 6)

Пальчиковая гимнастика «Цветок и бабочка»

  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить сопровождать действия словами

Текст физкультминутки «Цветок и бабочка»

(приложение № 7)

Развивается мелкая моторика рук.

Социально-коммуникативное развитие:

Учить детей правилам поведения в общественных местах (театре)

Чтение отрывка из кники Г.Шалаевой «Правила поведения для воспитанных детей. Театр»

Дети научаться правильному поведению в театре.

Беседа «Правила поведения в театре»

Сюжетно-ролевая игра с использованием театра резиновой игрушки

«Встреча в лесу» .

(Сочиняют дети)

Привлекать детей к сочинению коротких сказок и историй, обыгрывать их.

Дети будут стараться самостоятельно составлять рассказ, ориентируясь на свою фантазию, обыгрывать его с помощью игрушек

Физическое развитие:

  • Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Заучивание слов из игры.

Дети научатся выполнять совместные решения, разовьётся интерес к импровизации.

Подвижная игра на прогулке

Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

(Приложение № 4))

 Ритмопластика

«Ходим кругом»

(Приложение № 2)

  • Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом

Взаимодействие с семьями воспитанников

Ширма «Идём в театр»

Наглядно информировать родителей: как можно с пользой провести выходной день с ребёнком

Родители заинтересовались информацией.

3 день

Познавательное развитие:

Прививать и поддерживать интерес и желание к рассматриванию картин и иллюстраций, расширять знания детей о театре.

Рассматривание иллюстраций

Дети научаться познавать окружающий мир с помощью рассматривания репродукций

Рассматривание иллюстраций на тему «Детский театр»

Чтение художественной литературы С.Маршак «В театре для детей» (Приложение № 3)

Развивать умение  внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

Чтение произведения С.Маршака «В театре для детей»

С помощью художественного произведения дети расширили представление о театре.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.
  • Прививать интерес и любовь к музыке,
  • развивать музыкальные способности ребёнка,
  • воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение.

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия.

Оркестровое сопровождение свободных плясок

Дети научаться извлекать звуки из музыкальных инструментов, поддерживать характер и темп музыки, научаться импровизировать танцевальными движениями характер героев сказок.

У детей сформируются характерные жесты. Возникнет желание применять их в театральной деятельности.

НОД Музыкальное занятие.

«Играем, пляшем и поём»

Индивидуальные занятия «Основы актерского мастерства» Этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»

Речевое развитие:

  • Воспитывать умение  следить за развитием действия в сказке,
  • подводить детей к выразительному исполнению роли.

Запоминание текста игры.

У детей разовьются предметно-игровые действия, желание сопровождать свои движения словами.

Игра-импровизация «Кошки-мышки»

 (Приложение № 8)

Социально-коммуникативное развитие:

Привлечь детей к сюжетно-ролевой игре через художественное слово*

А. Бродский «Новичок» (Приложение № 3 )

Дети самостоятельно развивают сюжет.

Сюжетно-ролевая игра «Новичок в детском саду»

Физическое развитие:

Учить выполнять движения в соответствии с текстом, подражать повадкам животных

Заучивание слов из игры

Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом, возникнет желание подражать животным в игре.

Подвижная игра на прогулке «Мыши водят хоровод»

(Приложение №4)

Ритмопластика «Птицы в гнёздах»

(Приложение № 2 )

  • Развивать интерес к играм-драматизациям,
  • поддерживать бодрое, радостное настроение,
  • поощрять доброжелательное отношение друг к другу,
  • побуждать включаться в игры-драматизации

Соблюдение правил игры.

У детей появится интерес к играм-импровизациям, радостное настроение, желание дружить, помогать друг другу.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

(Приложение №9)

Познакомить родителей с ролью театральной деятельности в развитии речи детей. Дать совет по организации домашнего театра и атрибутов к нему.

Родители проявили интерес к консультации.

4 день

Познавательное развитие:

  • Познакомить детей с миром театра,
  • вызвать интерес к театральной деятельности,
  • создать теплую, доброжелательную атмосферу
  • взаимодействия педагога с детьми; 
    Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи;
  • Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; 

Разгадывание театральных загадок

Дети познакомятся с миром театра, заинтересуются театральной деятельностью, научатся двигаться плавно, целенаправленно.

НОД

«Знакомство с волшебным миром театра»

(Приложение № 1)

Рассматривание с детьми пальчикового театра

Познакомить детей с пальчиковым театром.

Рассказать о способах действия с элементами театра.

Создать интерес к различным видам театра

Чтение потешки «Белка»

(Приложение № 8 )

Дети познакомятся с пальчиковым театром, научатся элементарным приёмам кукловождения

Речевое развитие:

Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями

Чтение текста игры

(Приложение № 7)

Дети научатся сопровождать движения персонажа текста словами

Дидактическая игра

«Игры с пальчиками»

Художественно-эстетическое развитие:

Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной или плясовой

Музыка «Мишка пляшет», «Кукла спит» М. Протасова

Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом

Песенное творчество

Физическое развитие:

Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать фантазию, расширять знания детей, учить изменять свои движения в соответствии с задуманным

Запоминание правил игры

Дети научатся выполнять движения в соответствии с задуманной ролью.

Подвижная игра на прогулке

«Путешествие»

(Приложение № 4)

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Пришёл Мишка с прогулки»

(Приложение № 5 )

Развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Повторение за воспитателем отдельных слов из текста

У детей создаётся интерес к сюжетно-ролевым играм, дети обогащают свои действия словами.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду»

(Приложение № 9 )

Познакомить родителей с организацией театральной деятельности в детском саду.

Выставить для ознакомления родителей методическое пособие

Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.

Расширятся знания родителей о занятиях театральной деятельностью в детском саду с детьми

5 день

Художественно-эстетическое развитие

Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу.

Чтение стихотворения «Барабек», автор К.Чуковский

(Приложение № 8)

Благодаря художественному слову дети, дети с удовольствием отражают предметы из текста в лепке, обыгрывая свои работы.

НОД  Лепка «Робин Бобин Барабек» (коллективная)

Чтение худ.лит.

«Стихотворение В.Берестова

«Рука-артистка»

(Приложение № 8 )

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

Познакомить детей с приёмами кукловождения кукольного театра

Чтение стихотворения В.Берестова «Рука-артистка»

(Приложение № 8)

Обогащение знаний детей по теме, сознание эмоционального отклика на произведение.

Речевое развитие:

Учить детей звукоподражанию

Чтение текста игры.

Дети научатся звукоподражанию

Дидактическая игра «Зверята»

(Приложение № 6)

Социально-коммуникативное развитие:

Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями

Дети активно участвуют  в играх  развивается воображение, фантазия детей.

Сюжетно-ролевая игра

«С куклами в театр»

Художественно-эстетическое развитие:

Познакомить детей с конусным театром, побуждать детей самостоятельно подготавливать атрибуты для театральных игр

Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Ёжик»

(Приложение № 8)

У детей разовьётся эмоциональный отклик на действие персонажа мини сценки

Конструирование из бумаги «Конусный театр. Ёжик»

Песенное творчество

Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях

Музыка П.Чайковского

«Новая кукла»

Дети научатся сопровождать движения куклы песенкой, придуманной ребёнком

Физическое развитие:

Учить выполнять движения в соответствии с текстом

Заучивание слов из игры

Дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом

Подвижная игра на прогулке «Гуси, гуси, га-га-га!»

Ритмопластика

Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей

Чтение текста игры

Дети получать положительные эмоции от драматизации текста игры.

«Смелые мышки»

(Приложение № 2)

  1. этап – заключительный.
  • Проведение мониторинга исполнения задач  проекта.
  • Итоговое мероприятие. Инсценирование детьми сказки «Репка». Показ инсценировки родителям.

Главными составляющими успешной деятельности по приобщению детей к театральной деятельности и выполнению поставленных задач являются работа над эмоциональной выразительностью, вхождением в образ. Поддержка инициативы и самостоятельности детей, являющаяся одним из основных принципов ФГОС ДО, проявляется главным образом, за счет поощрения участия детей в театрализованной деятельности, формирования положительного отношения к ней.

Для успешной реализации задач проекта обязательное условие – создание предметно-развивающей среды.

Анализ результатов проекта

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей.

Приложение № 1

Театральное занятие во второй младшей группе «Путешествие в сказку «Репка»

(по методическому пособию Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий)

Цель.

  • Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку «Репка» (социализация)
  • Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов (музыка)
  • Воспитать устойчивый интерес детей заниматься театрально-игровой деятельностью (социализация)
  • Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков (коммуникация).

Материал. Книга Н.Д. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий». Н.В. Зарецкой «Календарные праздники», куклы, лопатка, лейка, тапочки для персонажей сказки.

Ход занятия

1. Этюд на выразительность жеста и мимики. Игра «Баю-бай». Напеваю колыбельную, а дети действуют в соответствии с текстом.

Баю, баю, баю, бай.

(покачивают куклу)

Ты собачечка, не лай.

(грозят пальчиком собаке)

Бело лапа, не скули,

(брови нахмурены, губы оттопырены)

Нашу Лену не буди.

(Смотрят с нежностью на куклу, поглаживают ее).

2. Обращаю внимание на куклу. Предлагаю ласково разбудить ее. Дети тихо и мягко произносят «Леночка проснись».

3. Путешествуем в сказку «Репка». Дети! я хочу пригласить вас в сказку.

Все мы знаем, все мы верим

Есть на свете чудный дом

Домик, домик покажись.

Покружись, остановись

К лесу задом, к нам лицом

И окошком и крыльцом.

Вот и показался наш домик. Давайте же сядем и посмотрим что же будет дальше.

Тук-тук, кто же в домике живет?

Выходит дедушка. Здоровается.

Ведущий. Скажите нам, пожалуйста, кто вы? Вы живете в домике один?

Дедушка. Я дед Федот. А живу я в домике не один, а с бабушкой.

Ведущий. А где же бабушка?

Дедушка. Давайте же ее позовем.

Дети хором «бабушка».

Из домика выходит бабушка. «Иду!» Здравствуйте!

Бабушка. Еще есть у нас Маша - внучка (приседает.)

Добрая собачка Жучка (Гав.)

Кот - Мурлышка (Мяу.)

Да серая быстрая мышка (пи-пи.)

Ведущий. Большая у вас семья. Все герои рассаживаются по своим местам. Бабушка и дед за стол, внучка с куклой, собака возле домика, на коврике кошка, мышка за стулом.

Дедушка. Надо репку посадить.

Всех в округе удивить,

Ведущий. И посадил дед репку.

(Дед жестами копает, садит.)

Ведущий. Не успел посадить,

Надо репку полить. (поливает)

В руку лейку взял,

Репку поливал.

Все. Репка вырастит большой, (показывают)

Будем кушать мы с тобой. (поглаживает живот.)

И выросла репка.

Ведущий. Ай да репка на гряде,

Золотая, наливная

И большая - пребольшая

Не найти такой нигде.

Дедушка. Пора репку вытаскивать.

Пора, пора! (плюет на ладонь и потирает руки.)

Ведущий. Тянет - тянет репку дедка,

Не дается дедке репка,

Бабку дедушка зовет.

Дедушка. Бабка, иди, помоги!

Ведущий. Вот и бабушка идет.

(Выходит бабушка, цепляется за пояс, и они вместе тянут репку.)

Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут понемногу, силы не хватает, бабка на подмогу внучку вызывает

Бабушка. Где ты Маша,

Помощница наша? (прибегает внучка)

Ведущий. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут понемногу, силы не шатает, оглянулась внучка Маша, Жучку подзывает.

Внучка. Жучка, ты ко мне беги

И в работе помоги.

(прибегает Жучка и берется за внучку.)

Ведущий. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут. Вытянуть не могут. Жучка зовет кота.

Жучка. Кот Васька, иди сюда!

Гав - гав, Василий не ленись,

А крепче за меня держись.

(плавным шагом выходит кот.)

Ведущий. Васька за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, тянут понемногу, силы не хватает, котик мышку на подмогу срочно вызывает.

Кот. Мяу, мышка к нам иди,

Да скорее помоги.

(прибегает мышка.)

Мышка. А вы то, что сидите, идите и нам помогите.

Ведущий. Тянем, потянем и вытащили репку.

Репка - (улыбается и встает со стула).

С огородною грядой

Подружилась крепко.

Но вы дружною семьей

Вытянули репку.

И на радости такой

Попляшите все со мной.

(пляска)

Ведущий. Тут и сказочке конец, кто исполнял и слушал - молодец.

Сюрприз - можно подарить вырезанную репку, на другой стороне приклеивается конфета.

А теперь нам пора возвращаться в группу, игрушки нас заждались и скучают.

Итог занятия - Какую сказку мы сегодня обыграли? Кто герои этой сказки? Понравилось ли вам наше занятие?

Занятие во второй младшей группе «Знакомство с волшебным миром театра»

 Цель – приобщение детей к театральному искусству посредством театрализованной деятельности в детском саду. 

Задачи: 
познакомить детей с миром театра, вызвать интерес к театральной деятельности, создать теплую, доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми; 
активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи; 
совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; 

Оборудование и методическое оснащение:
музыкальный центр, ноутбук, экран,  презентация «Волшебный мир театра», театр варежковых кукол «Подводный мир», куклы марионетки, тростевая кукла.

Ход занятия 

Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с волшебным миром театра. Но в начале мы с вами познакомимся. 

☺Игра с мячом (Дети встают в круг, Ведущий в центре с мячом. Ведущий бросает мяч ребенку, ребенок называет имя и т.д) 
Ведущий: Мы с вами познакомились, а теперь постараемся и подружиться. Для этого мы поиграем в игру. 

☺Игра «Собрались мы все в кружок» (Дети вместе с ведущим встают в круг, держась за руки) 
Вместе: Собрались мы все в кружок 

Раз дружок и два дружок 
Мы веселые ребята 
А ребята мы - …(Дети придумывают) 

Мы сейчас гулять пойдем (Все идут врассыпную, изображая персонажа, которого придумали)) 
Быстро пару мы найдем (Находят пару) 

Поздоровайся со мной (Здороваются со своей парой) 
Самый лучший друг ты мой (Обнимаются) 

Игра повторяется несколько раз, дети при этом придумывают все время разных персонажей. 
Ведущий: После того как мы познакомились, хотелось бы вернуться к театру. Я знаю, что вы все были в театре и ни раз. Может вы вспомните, спектакли, которые вам понравились?  (Дети перечисляют спектакли) 


Презентация (Ведущий рассказывает о театре и показывает слайды) 

Давайте посмотрим как по- разному выглядят театры (Показ слайдов). 
Некоторые театры – музыкальные, они так и называются – Театр Оперы и Балета, где актеры только поют и танцуют (Показ слайдов). 
Есть кукольные театры. (Показ слайдов) 
Ребята, вы знаете с чего начинается любой театр? Правильно, с занавеса (Показ слайдов) 
А где проходят выступления, что отделяет зрителей от актеров? Сцена (Показ слайдов) 
Скажите, деревья, замки, дома – настоящие? Это декорации (Показ слайдов) 
Куклы выступают на …? Правильно, на ширме, а кто руководит куклами? Кукловод (Показ слайдов) 


Ведущий: А сейчас мы познакомимся с различными театральными куклами. Главное отличие театральных кукол от обычных в том, что кукла здесь главная, потому что зритель смотрит на куклу, а не на кукловода. Но, что бы кукла была подвижной и интересной, кукловод должен уметь ею управлять. (Ведущий поочередно показывает куклы) 

Кукла – живой руки (Показывает, дает детям поводить куклу) 
Кукла-марионетка (Показывает, дает детям поводить куклу) 
Ведущий: А теперь познакомимся с варежковыми куклами. Сейчас мы вместе куклами попадем в подводный мир. 


 Музыкальная игра с куклами «Подводный мир» 

Звучит - «Аквариум» Сен-Санса. Показ слайдов с подводным миром. 
Дети одевают варежковые куклы, Ведущий показывает движения. 

Ведущий: Очень важно для актера, чтобы зритель не только увидел и услышал его, но чтобы зрителям было интересно, поэтому актер много работает над собой, над своей мимикой, жестом и, конечно, голосом. Мы сейчас с вами тоже поработаем над своим голосом. 

☺Игра «Кашка-малашка» (Дети встают с Ведущим в круг и выполняют характерные движения по тексту) 

Варили (Мама) кашку, кашку-малашку 
Сольку посолила, сахар положила 
Вкусная кашка, кашка-малашка 
Ведущий: Какая кашка? (Дети придумывают и все вместе прохлопывают вместе с текстом – (Манная) кашка, кашка-малашка. 

Дети предлагают следующего героя и в зависимости от характера героя меняют интонацию. 


Ведущий: Ребята, вы сегодня много узнали о театре. А сейчас я вас проверю, все ли вы запомнили 
Театральные загадки
Театральные загадки 

Артист на сцене – кукловод, 
А зритель в зале там - народ. 
Артисту смотрят все на руку, 
Ч
то за театр? (Театр кукол) 

Артисты там работают 
А зрители им хлопают 
С
пектакль в цирке - на арене, 
В театре кукол где? - На... (сцене) 

Куклу на руку надел, 
Замяукал, песню спел, 

Поменял перчатку - 
Шут сплясал вприсядку! 
Кто куклу за собой ведет? - 
Ведет по сцене... (кукловод) 
Ведущий: Подошло к концу наше знакомство с театром и мне бы хотелось вам предложить завершить наше знакомство театральным поклоном, каждый придумывает свой поклон. 

Театральный поклон (Звучит музыка М. Дунаевского «Ах, этот вечер») 
Ведущий: Занавес закрывается, умолкают аплодисменты, выключается свет и все замирает. Но театр не спит, он ждет своего зрителя – вас! Не забывайте об этом. До свидания!

Приложение №2

Ритмопластика

Игра «Ходим кругом»

Цель. Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что Ваня (Коля, Маша, Таня и др.)

Нам покажет,будем дружно повторять!

Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает руками, прыгает, как лягушка, становится на  ногу, как журавль) или принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его движения. После это-водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.

Игра «Птицы, на гнезда!» 

Цель. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Дети стоят в кругу; они — «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на

ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает

чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Игра «Смелые мышки» 

Цель. Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей.

Сначала педагог читает стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон...

Убежали мышки вон!

Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2—3 раза.

По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.

Приложение № 3

Художественная литература

К.Чуковский

БАРАБЕК
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,


Скушал башню,
Скушал дом
И кузницу с кузнецом.
А потом и говорит:
"У меня живот болит!" 

С.Я. Маршак

В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу,
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья,
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца -
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой,
Раздвинулась стена.

И увидали дети.
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском –

Заговорила рыбка,
На берегу морском.

Все эту сказку знали -
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет,
Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка,
Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.

 Валентин Берестов

В КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ (цикл стихотворений) 

Счастливей артистов,
Наверное, нет:
Мы в куклы играем,

До старости лет.
И нету артистов
Несчастнее нас:

Никто нас не видит,
Мы скрыты от глаз.

Рука-артистка

Превращается рука,
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!

Петрушка

Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я – Петрушка!
 
Остёр колпачок.
Ещё острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы расхохочетесь сами!

 

Соколова Л.А.

С МАМОЙ В ТЕАТРЕ 

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел  

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку  

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

 Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно...

                                     (театр)

                                                                                           Сказка «Репка»

Жили были дед, баба , да внучка! Вот раз баба с внучкой пошли кашу варить. А дед решил репку посадить!

Дед:

Пойду-ка я, посажу репку! Расти, расти, репка, сладкa! Расти, расти, репка, крепкa! Вот и выросла репка, сладкa, крепкa, большая-пребольшая.

Дед:

Пора репку из земли тянуть!

Тянет, потянет, а вытянуть не может! Позвал Дед бабку!

Дед:

Бабка иди помогать, репку тянуть!

Бабка:

Иду, иду, сейчас помогу!

Бабка за дедку, дедка за репку...

Вместе:

Тянем, потянем, вытянуть не можем.

Позвала Бабка внучку.

Бабка:

Внучка, беги нам помогать, репку тянуть!

Внучка:

Бегу, бегу, Вам помогу!

Внучка за бабку, Бабка за дедку, дедка за репку...

Тянем, потянем, вытянуть не можем.

Позвала Внучка Жучку.

Внучка:

Жучка, помоги нам репку тянуть!

Жучка:

Гав-гав, помогу, уже к вам бегу!

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...

Вместе:

Тянем, потянем, вытянуть не можем.

Позвала Жучка кошку.

Жучка:

Кошка, помоги, с нами репку потяни!

Кошка:

Мяу – мяу, к вам на помощь иду!

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...

Вместе:

Тянем, потянем, вытянуть не можем.

Позвала Кошка мышку.

Кошка:

Мышка, где ты, к нам беги, помоги!

Мышка:

Пи-пи-пи, уже спешу, вам всем помогу!

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...

Тянем, потянем — и вытянули репку.

Все остались довольны и счастливы! Дружно репку из земли вытащили! Теперь кашу из репки бабка сварит вкусную да сладкую! А сказке конец, а кто слушал молодец!

Приложение № 4

                                                                           Подвижные игры

                                                                         «У бабушки Маланьи»

 ЦельРазвивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,    жили в маленькой избушке семь дочерей, семь сыновей       (Идут по кругу и поют.)

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами, с такой головой, с такой бородой…

Ничего не ели,    целый день сидели                      (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)

На него (нее) глядели,               Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим любой жест)

                                «Мыши водят хоровод»

Задачи: Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, изображать повадки животных.

Ход игры

Воспитатель: Сегодня мы будем играть в игру «Мыши водят хоровод». Какие мышки? Что они любят делать? (бегать, прыгать, веселиться). Покажите! (дети показывают). Как они пищат? Что произойдет, если мышки увидят кота? (испугаются, убегут быстро-быстро). Мы все будем мышками. А котом-Васькой будет… (выбирает ребенка-кота).Воспитатель (обращаясь к ребенку-коту): Покажи, как кот мяукает. Какие у него когти? Как он догоняет мышку?Воспитатель отводит ребенка-кота в домик.

Обращается ко всем детям: Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас не поймал».

Ход подвижной игры:Взрослый поет, а дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым:

Мыши водят хоровод:Ля-ля-ля!На печурке дремлет кот.Ля-ля-ля!Тише, мыши, не шумите,Кота-Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот –разобьет наш хоровод!Мышки не слушаются, бегают, пищат.Вот проснулся Васька-кот,

Разбежался хоровод!Кот бегает за мышками: «Мяу-мяу-мяу!»

«Мышки» разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.

 «Путешествие»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать фантазию, расширять знания детей, учить изменять свои движения в соответствии с задуманным

Ход игры.

Детям предлагается отправиться путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — подороге на машине, пешком по тропе, погоре, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

Приложение №  5                                                                  

Сюжетно-ролевые игры

«Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка). 

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.

Мишка наш ходил ... гулять,

Шапку с Мишки надо ... снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

Я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Валеночки надо... снять.

Теплые ... штанишки

Я снимаю с ... Мишки.

Так, так и вот так —

я снимаю с ... Мишки.

Мишка наш ходил ... гулять,

Он устал и хочет ... спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он ... сладко.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, Мишутка,... баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

Приложение № 6

Дидактические игры

 «Угадай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

 Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

 «Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко, выпученные глаза, говорит она: «Ква-ква!»

«Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. 

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые ...штанишки.

Теплые... штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену... Мишке.

Так, так и вот так —валенки-малышки.

Я надену... Мишке валенки-малышки,

Я надену... Мишке красное... пальтишко,

Красное ... пальтишко я надену... Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем...гулять,

Будем в саночках ... катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

«Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

 Зовут его ... (называет имя ребенка

Приложение № 7

Физкультминутки

Театр

С тобой гуляем весело, в театр мы идём! ( шаги по кругу)

Шагаем мы на месте и песенку поём (шаги на месте)

Ля, ля, ля, ля (4 хлопка)

В театре мы идём (шаги на месте)

Ля, ля, ля, ля (4 хлопка)

Мы песенку поём (шаги на месте)

Игры на пальцах (М.С.Рудина, С.А.Афонькин)

Цель. Развитие мелкой моторики.

Наши красивые цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красивые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Затем пальцы медленно расходятся в стороны, немного прогибаются, чуть-чугь шевелятся кончики пальцев, пальцы медленно смыкаются.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. Кто это? (Бабочка.)

Руки скрещены в запястьях, ладони разведены в стороны. Сначала ладони неподвижны — «бабочка сидит на цветке», ладони двигаются вверх и вниз- «бабочка порхает».

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет. Кто это? (Муравьи.)

Дети ставят пальцы обеих рук на стол, и, перебирая пальцами по столу. Руки двигаются в разные стороны.

Зелены мы, как трава, наша песенка: «Ква-ква!»

КТО ЭТО? (Лягушки.)

Ладони рук лежат на столе. Затем резко сжимаются в кулачок, и опять ладони распрямляются

Приложение №8

Обыгрывание этюда, потешки, мини-сценки в индивидуальной работе

Этюд по стихотворению А. Бродского «Новичок»

В детский сад пришёл Молчок.
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел.
С нами песенок не пел.
А потом, глядим привык:
Словно зайка скок да прыг!
До чего ж я осмелел.
Даже песенку запел!
(песенка)

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,продаёт она орешки,
Лисичке -сестричке,заиньке усатому,
Мишке толстопятому,волчонку зубастому,
Петушку горластому,Кукареку!

Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной

Был бы ёж ты хорош,
Только в руки не возьмёшь!
Нехорош? Ну и что ж!
Без иголок я не ёж!

Игра- драматизация «Кошки – мышки!»

Эта ручка – Мышка,эта ручка – Кошка,
«В кошки – мышки поиграть можем мы немножко».
Мышка лапками скребёт,мышка корочку грызёт
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка всё сидит и ждёт,
«Что же Мышка не идёт?»

 Приложение №9

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников:  воспитателям, специалистам. Однако проблема еще в том, что родители, в виду своей занятости, мало времени уделяют своим детям: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не играют в театр, а театр имеет большое значение для развития речи детей. Благодаря театрализованной деятельности у детей всех возрастов происходит правильное закрепление произношения всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов. Театр доставляет детям большую радость. И тут на помощь должны прийти родители. Начинать заниматься театрализованной деятельностью нужно со второй младшей группы, усложняя речь героев и расширяя виды театров.

 Это может быть: настольный кукольный театр.  

К нему относятся театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
стендовый театр - туда входят театр на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка;
театр на руке – это пальчиковый театр, картинки на руке, варежковый, перчаточный,  театр теней;
верховые куклы – это куклы на гапите, на ложках, бибабо, тростевые;
напольные куклы – это куклы марионетки, конусный театр;
театр живой куклы - театр с «живой рукой», ростовые, люди-куклы, театр масок. Например,  Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- "живых теней";

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя.

 Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. К 4-5 годам дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же театр на дисках, театр на прищепках. В 5-6 лет дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки,  приобретенные детьми за три года, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. А уже в подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. Чтоб заинтересовать родителей театральной деятельностью с детьми и решением проблемы по развитию речи, у нас в группе сложилась традиция привлекать к участию в праздниках, проектах, вечерах родителей. Так в феврале в нашей группе прошёл праздник «В гостях у сказки», где активными участниками были не только дети, которые подготовили и показали родителям сказку «Заюшкина избушка», но и родители. К празднику они приготовили своими руками разные виды театров, нарисовали самую любимую сказку своих детей, подготовили и показали нам и детям сказку «Волк и семеро козлят».

 

              Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. И наши дети ещё долго будут вспоминать,  и рассказывать об этом вечере. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства. Хочется сказать огромное спасибо всем родителям за их активность и  проявленное творчество, пожелать дальнейших творческих успехов.

 Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду"

  • Консультация для родителей         
    «Театральная деятельность в детском саду»

           Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

          Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

         Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

    Б. М. Теплов

    Содержание театрализованных занятий

    Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

    Содержание театрализованных занятий включает в себя:

    ·         Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
    ·         Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
    ·         Упражнения по формированию выразительности исполнения 
    (вербальной и невербальной);

         Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
·         Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
·         Особенности его эмоционально-личностного развития;
·         Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
·         Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
·         Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театр для самых маленьких МДОУ «Детский сад №41» Воспитатель: Пузикова Т.П.

Слайд 2

Год театра в России

Слайд 3

Театральная деятельность в ДОУ

Слайд 4

Актуальность проекта в ДОУ Интерес и знакомство с театром; низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников все это является предпосылками развития театральной деятельности в детском саду.

Слайд 5

Цели проекта Знакомство с театром Развитие личности ребенка посредством театральной деятельности

Слайд 6

Задачи разработать систему приемов по взаимосвязи различных видов театра в режиме дня; - обеспечить тесную взаимосвязь всех видов деятельности в режиме дня; - пробуждать интерес детей к театрализованной игре; - формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях; - формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы; - знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол; - развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением); - развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки

Слайд 7

Виды театров в ДОУ

Слайд 8

Театрализовано-игровая деятельность во второй младшей группе 1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц. 2 . Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей . 3. Игра-импровизация под музыку. 4 . Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток. 5 . Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов . 6. Ролевой диалог героев сказок. 7 . Инсценирование фрагментов сказок о животных.

Слайд 9

Этапы реализации проекта 1 Этап – подготовительный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г .) Выявление представлений детей о театре; Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов; Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации) .

Слайд 10

2 этап – основная работа В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры-драматизации; - коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика); - задания для развития речевой интонационной выразительности; - игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; - ритмопластика; - пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, - подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Слайд 11

3 этап – заключительный Проведение мониторинга исполнения задач проекта. Итоговое мероприятие. Инсценирование детьми сказки «Репка». Показ инсценировки родителям.

Слайд 12

Предметно-развивающая среда

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".

Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...

Природоохранный социально-образовательный проект «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» в МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» на 2019 – 2020 учебный год

Формирование у ребенка дошкольного возраста богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, ка...

Конкурс образовательных проектов «Мир дошкольника – первый опыт -2019»

Конкурс образовательных проектов «Мир дошкольника – первый опыт -2019» Номинация «Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» 1. Пояснител...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Кем быть?» ( в рамках социально- образовательного проекта " Звездная академия") для детей от 3 до 4 лет на 2018/2019 учебный год

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный ...

Образовательный проект «Уникальный мир театра» в средней группе

laquo;Театр — это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»...

Образовательные проект «Удивительный мир открыток», старшая группа, 2019 год

духовно - нравственное, патриотическое воспитание...