Тема: «Изменение подходов к формированию основных компетенций воспитанников ДОО»
статья
Перечень и содержание ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО и определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение подходов к формированию основных компетенций воспитанников ДОО»
Перечень и содержание ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО и определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте:
- Социальная;
- Коммуникативная;
- Информационная;
- Здоровьесберегающая;
- Эмоциональная.
Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.
Работа в данном направлении осуществляется посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных), с их помощью воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развиваются сенсорные способности и т.д.
В процессе организованной образовательной деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии…
Коммуникативная компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков для адекватного восприятия и отражения действительности.
Одна из главных задач нашего детского сада – совершенствовать речь как средство общения. Для этого у нас созданы образовательные центры: речевого развития, театральная студия.
На протяжения всего пребывания в дошкольном учреждении совершенствуются различные формы речи, ребенок учится отстаивать свою точку зрения, осваивает формы речевого этикета, развивается умение составлять рассказы, прививается любовь к художественной и познавательной литературе.
Информационная компетенция -эта компетенция, которая обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях. Для этого у нас создан информационно-библиотечный центр, который посещают дети разных групп. В этом центре открыт доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD-диски).
Компетентность здоровьесбережения – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.
Для этого созданы все условия: имеется спортивный зал, бассейн, зоны двигательной активности, комната социально-психологического сопровождения, укомплектованная всем необходимым оборудованием.
Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, – это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.
Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в детском саду. Ежегодно мы проводим праздники: «Прощай, лето», «Осенины», Новогодние карнавалы, «Рождество», «День защитника Отечества», Мамин день, День Земли, 9 мая, День семьи, Пасха, выпускные праздники.
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школе.
Но в тоже время, очень важно в этот период детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене различных видов деятельности, при проведении занятий используется интеграция всех видов деятельности – игровой и коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной, музыкально-художественной и чтение.
Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей, позволяет решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "«Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе»
Доклад....
Индивидуальный маршрут педагогического работника для формирования основных компетенций, необходимых для профессионального роста
Индивидуальный маршрут...
Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников – как одна из основных компетенций современного педагога
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональ...
Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников
В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь...
Презентация. Формирование социокультурной компетенции учащихся основной школы в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка
Формирование социокультурной компетенции учащихся основной школы в процессе работы с этнокультурной лексикой бурятского языка...
Технологическая карта НОД. Развитие речи. Формирование коммуникативной компетенции воспитанников 5-6 лет.
Панченко Анна Павловна 04.01.2021Речевое развитие 5-6 лет, старшая группа «А»«Ознакомление с предложением»Формирование коммуникативной компетенции воспитанников 5-6 лет&l...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа построена на следующих принципах: Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для...