Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников
статья
В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает пространством взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании умения устанавливать отношения и контакты с окружением (взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с другими людьми в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сочувствовать другому, контролировать свои действия и поведение.
Ребенок начинает овладевать культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы дальнейшего поведения, мышления, восприятия, в дальнейшем они проявятся в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому окружающая социальная среда играет важную роль в развитии дошкольника.
Учитывая значимость становления личности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.
Данный подход обусловлен следующим:
- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;
- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;
- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.
Исходя из этого подхода, наиболее важным для педагога является создание условий, способствующих интеллектуальному и личностному развитию ребенка, обеспечение ему возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе.
Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции.
Ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.
По мнению А. Д. Андреевой, только благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, опыт, полученный в игре, становится его личным приобретением.
Перенос усвоенного опыта в жизненные ситуации, в собственные игры, является значимым показателем развития субъектной позиции ребенка и творческой инициативы.
Кроме того, в игре дети учатся проигрывать различные ситуации в уме, размышлять, активно развивается воображение и творческие способности.
В процессе игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль: играя по правилам, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают социальный опыт, учатся общаться. Поэтому развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.
С помощью игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков и умений, бесед и рассказов на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений, возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство своей значимости в коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу.
Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности.
Посредством разнообразных игр и упражнений, проблемно-игровых ситуаций направленных на активизацию эмоционального опыта ребенка, дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.
Благодаря включению в работу с детьми игр и упражнений на развитие психических процессов, у детей развивается внимание и память, они учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать связи между ними.
Через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально- коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_sotskompetentsiya.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает пространством взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании умения устанавливать отношения и контакты с окружением (взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с другими людьми в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сочувствовать другому, контролировать свои действия и поведение.
Ребенок начинает овладевать культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы дальнейшего поведения, мышления, восприятия, в дальнейшем они проявятся в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому окружающая социальная среда играет важную роль в развитии дошкольника.
Учитывая значимость становления личности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.
Данный подход обусловлен следующим:
- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;
- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;
- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.
Исходя из этого подхода, наиболее важным для педагога является создание условий, способствующих интеллектуальному и личностному развитию ребенка, обеспечение ему возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе.
Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции.
Ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.
По мнению А. Д. Андреевой, только благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, опыт, полученный в игре, становится его личным приобретением.
Перенос усвоенного опыта в жизненные ситуации, в собственные игры, является значимым показателем развития субъектной позиции ребенка и творческой инициативы.
Кроме того, в игре дети учатся проигрывать различные ситуации в уме, размышлять, активно развивается воображение и творческие способности.
В процессе игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль: играя по правилам, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают социальный опыт, учатся общаться. Поэтому развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.
С помощью игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков и умений, бесед и рассказов на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений, возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство своей значимости в коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу.
Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности.
Посредством разнообразных игр и упражнений, проблемно-игровых ситуаций направленных на активизацию эмоционального опыта ребенка, дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.
Благодаря включению в работу с детьми игр и упражнений на развитие психических процессов, у детей развивается внимание и память, они учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать связи между ними.
Через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально- коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры являются основным средством в физическом развитии дошкольника
Все подвижные игры благоприятно влияют на всестороннее развитие дошкольника. Лесгафт считал: что игры являются натболее доступными, понятными для детей дошкольного возраставследствии близости игровых ...
Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.
С 2008 года углублённо работаю по методической теме «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр». Выбор темы определился результа...
Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах
Игры - эксперименты являются важной частью образовательного процесса. Что же дает детское экспериментирование? Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования дошколь...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего...
Сообщение из опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».Про...
Презентация «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»
Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста через использование дидактических игр.Данную цель мне помогают решать следующие задачи:Развивать мелкую ...
Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»
Музыкальное восприятие является одним из средств формирования личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...