Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников
статья

Теплова Мария Юрьевна

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает пространством взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании умения устанавливать отношения и контакты с окружением (взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с другими людьми в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сочувствовать другому, контролировать свои действия и поведение.

Ребенок начинает овладевать культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы дальнейшего поведения, мышления, восприятия, в дальнейшем они проявятся в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому окружающая социальная среда играет важную роль в развитии дошкольника.

Учитывая значимость становления личности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.

Данный подход обусловлен следующим:

- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;

- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;

- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.

Исходя из этого подхода, наиболее важным для педагога является создание условий, способствующих интеллектуальному и личностному развитию ребенка, обеспечение ему возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе.

Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции.

Ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.

По мнению А. Д. Андреевой, только благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, опыт, полученный в игре, становится его личным приобретением.

Перенос усвоенного опыта в жизненные ситуации, в собственные игры, является значимым показателем развития субъектной позиции ребенка и творческой инициативы.

Кроме того, в игре дети учатся проигрывать различные ситуации в уме, размышлять, активно развивается воображение и творческие способности.

В процессе игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль: играя по правилам, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают социальный опыт, учатся общаться. Поэтому развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.

С помощью игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков и умений, бесед и рассказов на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений, возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство своей значимости в коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу.

Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности.

Посредством разнообразных игр и упражнений, проблемно-игровых ситуаций направленных на активизацию эмоционального опыта ребенка, дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.

Благодаря включению в работу с детьми игр и упражнений на развитие психических процессов, у детей развивается внимание и память, они учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать связи между ними.

Через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально- коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_sotskompetentsiya.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает пространством взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании умения устанавливать отношения и контакты с окружением (взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с другими людьми в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сочувствовать другому, контролировать свои действия и поведение.

Ребенок начинает овладевать культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы дальнейшего поведения, мышления, восприятия, в дальнейшем они проявятся в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому окружающая социальная среда играет важную роль в развитии дошкольника.

Учитывая значимость становления личности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.

Данный подход обусловлен следующим:

- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;

- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;

- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.

Исходя из этого подхода, наиболее важным для педагога является создание условий, способствующих интеллектуальному и личностному развитию ребенка, обеспечение ему возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе.

Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции.

Ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.

По мнению А. Д. Андреевой, только благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, опыт, полученный в игре, становится его личным приобретением.

Перенос усвоенного опыта в жизненные ситуации, в собственные игры, является значимым показателем развития субъектной позиции ребенка и творческой инициативы.

Кроме того, в игре дети учатся проигрывать различные ситуации в уме, размышлять, активно развивается воображение и творческие способности.

В процессе игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль: играя по правилам, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают социальный опыт, учатся общаться. Поэтому развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.

С помощью игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков и умений, бесед и рассказов на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений, возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство своей значимости в коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу.

Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности.

Посредством разнообразных игр и упражнений, проблемно-игровых ситуаций направленных на активизацию эмоционального опыта ребенка, дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.

Благодаря включению в работу с детьми игр и упражнений на развитие психических процессов, у детей развивается внимание и память, они учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать связи между ними.

Через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально- коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры являются основным средством в физическом развитии дошкольника

Все подвижные игры благоприятно влияют на всестороннее развитие дошкольника. Лесгафт считал: что игры являются натболее доступными, понятными для детей дошкольного возраставследствии близости игровых ...

Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.

С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».    Выбор темы определился результа...

Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах

Игры - эксперименты  являются важной частью образовательного процесса. Что же дает детское экспериментирование? Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования дошколь...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего...

Сообщение из опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».Про...

Презентация «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста через использование дидактических игр.Данную цель мне помогают решать следующие задачи:Развивать мелкую ...

Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»

Музыкальное восприятие является одним из средств  формирования   личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем  и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...