Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
статья
Статья рекомендуется педагогам дошкольных организаций, которые в своей работе среди основных задач ставят следующую: дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_istokam_russkoy_kultury.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое.
Кто и когда первым на Руси завел хоровод – за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда – поклонения Яриле, могущественному богу солнца. Обряд совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей.
Владимир Иванович Даль в большом толковом словаре русского языка трактует хоровод так – круг, собрание молодежи на вольном воздухе, для пения с плясками.
Хороводить, хороводничать – петь, ходить в хороводе.
“Хоровод… Народная игра – движение людей по кругу с пением и какой-либо игры, танца” (С.И.Ожегов)
Содержание хоровода раскрывается песней. В связи с этим, текст имеет первоначальное значение, и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Наша задача – дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр и хороводов.
Трудно представить детей какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.
Чем хороши народные игры для детей? Хороводы и игры – верные помощники в организации детей. Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма. Народная игра приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему.
Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учиться общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность у группе.
Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального “я”.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы: круговые, некруговые, и хороводы-шествия.
Круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни в центре круга одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других – песенный диалог.(“Заинька” “ Каравай”).
В некруговых играх происходит деление участников на две группы, которые становятся друг против друга и движутся поочередно “стенка на стенку”, то приближаясь, то удаляясь друг от друга. ( “Просо”, “Бояре”, “В царя”).
Весьма разнообразны движения в хороводах-шествиях – это может быть ходьба рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождение “через воротца” (“Хмель”, “Плетень”, “Челнок” ).
Хороводы и игры можно условно разделить на 3 группы:
- Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы (“А мы просо сеяли”)
- Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения (“Бояре, мы к вам пришли”).
- Хороводы, в которых нашли выражение все патриотические чувства народа, воспеваются родные места. (“Во поле береза стояла”).
В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков таких как - прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
Примеры хороводных игр.
- “Заинька”
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
- “Ходит Ваня”
ходит Ваня. ходит Ваня
ищет Ваня, ищет Ваня,
для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.
- «Мы матрешки»
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас чистые ладошки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые сапожки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые платочки.
мы матрешки, вот какие крошки.
побежали. побежали все мы по дорожке.
- Где был, Иванушка?
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Ослика.
Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"
Занятие для детей средней группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....
Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"
Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....
Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...
"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...
Краткосрочный проект в детском саду. " Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры"
Воспитание гражданина и патриота,любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своей семьи,своего народа,его культуры....
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «22 марта — «Сороки»
Конспект занятия...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства «Русская изба»
Проект по приобщению к русским истокам...