Приобщение дошкольников к истокам русской культуры Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «22 марта — «Сороки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «22 марта — «Сороки»
Интегрируемые образовательные области :«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.
Программное содержание:
- Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.
- Воспитывать интерес к народным традициям.
- Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», наблюдения за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка», аудиозапись с голосами птиц; цветная бумага, ножницы, картон
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.)
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет, приветствуя весну ликующим пением.
Давайте послушаем голоса некоторых птиц.
Слушание аудиозаписи голоса птиц
По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.
Воспитатель: Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?
Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет.
(Жаворонок.)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг…
(Скворец.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины…
(Ласточка.)
Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Давайте сейчас немного отдохнем и сделаем физкультминутку «Перелетные птицы».
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: Одной из первых птичек прилетает жаворонок. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.»
(П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Совместная творческая деятельность. Вам предлагается из цветной бумаги сделать жаворонков (Объяснение приёмов складывания птички из бумаги (аппликация)
Пальчиковая гимнастика «Вышли мышки»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень старались. Посмотрите, какие замечательные птички у нас получились! В старину говорили, что доброе дело без награды не останется.
Попало ваше тесто в горячее место. Попало –не пропало! Жаворонками стало. Проводится чаепитие с выпечкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"
Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...
Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ; ка...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Путешествие по русским народным сказкам»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте".
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте"....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «8 Марта – Мамин день»
Знакомство детей с данным праздником . Знакомство с произведениями по теме .Воспитание любви и уважения к маме ....