Краткосрочный проект в детском саду. " Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание гражданина и патриота,любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своей семьи,своего народа,его культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_istokam.docx | 773.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Неделя по приобщению
дошкольников к истокам
русской культуры»
Составила:
воспитатель старшей группы
Корнийчук Валентина Николаевна
МАДОУ ДС «Буратино» г. Мегион
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя.
Шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Технологическая карта проекта
Пояснение
Название проекта
«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Тип проекта
Групповой, краткосрочный, творческий
Направления развития
Познавательное
Социально-коммуникативное
Речевое
Художественно-эстетическое
Участники проекта
Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители
Целевая группа
Старшая
Сроки реализации (длительность)
с 18.03 по 22.03 2019 г.
Основание для разработки проекта
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель
- Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
- создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи
- Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
- Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
- Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
- Воспитывать уважение к культурам других народов.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
- Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
- Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта
Планируемые результаты:
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
- Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
- «Традиции русского народа»;
- «О русских народных промыслах»;
- «Русская матрёшка»;
- «Устное народное творчество в России»;
- «Русские народные музыкальные инструменты».
Коммуникативное развитие (развитие речи):
- Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
- Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
- Пересказ русских народных сказок.
- Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
- Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
- Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».
Сюжетно-ролевые игры:
- «К нам гости пришли»;
- «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
- Народные обряды и обычаи встречи весны;
- «Исконные символы России»;
- «Чудо-чудное, диво-дивное»;
- «Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
- «Быт и предметы утвари»;
- «Русская народная кукла».
- Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
- Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
- Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
- Предметы городецкой росписи;
- Филимоновские дымковские игрушки;
- Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
- Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
- «Русские художественные промыслы».
- Альбом «Народная игрушка».
- Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
- О праздниках на Руси;
- Устройство русской печи;
- Иллюстрации старинных предметов;
- Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
Пляски и игры:
- «Заинька», обр. С.Кондратьева;
- «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
- Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
- Игры с деревянными ложками.
Пение:
- Заклички, приговорки, прибаутки.
- Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование: «Знакомство с русским народным костюмом». Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать имеющиеся знания.
1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.
2. Способствовать развитию речи.
Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре
Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме.
Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха,
сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.
Познакомить с новой деталью женского народного костюма - душегрея.
Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.
Упражняться в согласовании существительных с прилагательными.
Формировать навыки словообразования (косо-воротка, душе-грея).
Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Желание трудиться.
Предварительная работа:
Экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами. Разучивание стихотворений об Угличе.
«Русская матрёшка»
Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства; Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать описательную речь детей. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки). Просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».
Лепка: «Пряники печатные». Приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления. Задачи: Формировать у детей представление о традициях русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе; Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи
Самостоятельное художественное творчество:
- Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
- Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
- Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
- Пение русских народных песенок и попевок.
- Придумывание пословиц и поговорок.
- Инсценированное чтение потешек.
- Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
- Взаимодействие с семьёй:
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
- Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
- Приобщение детей к семейным традициям.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
Понедельник
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»
Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»
Беседа «Народные традиции встречи весны»
Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»
Русская народная игра «Ручеёк»
Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».
Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.
Вторник
ПРЕДМЕТЫ ИЗ
БАБУШКИНОГО СУНДУКА
ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»
Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Беседа «Исконные символы России»
Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»
«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.
Путешествие в прошлое предметов (утюг).
Презентация «Русская народная кукла»
среда
ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ
Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».
Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»
Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»
Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»
Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.
С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Д/и «Народные промыслы»
четверг
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»
Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»
Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».
Прогулка «Белая берёза»
Конкурс «Коса - девичья краса»
Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".
пятница
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»
Физическая культура. Интегрированная НОД «Теремок».
Литературная викторина «В гостях у сказки»
Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)
Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»
Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».
г. Мегион
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"
Занятие для детей средней группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....
Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"
Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....
Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...
"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
Статья рекомендуется педагогам дошкольных организаций, которые в своей работе среди основных задач ставят следующую: дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испыта...
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «22 марта — «Сороки»
Конспект занятия...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства «Русская изба»
Проект по приобщению к русским истокам...