Краткосрочный проект в детском саду. " Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Корнийчук Валентина Николаевна

Воспитание гражданина и патриота,любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своей семьи,своего народа,его культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_istokam.docx773.37 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Неделя по приобщению

дошкольников к истокам

русской культуры»

Составила:

воспитатель старшей группы

                         Корнийчук Валентина Николаевна

                              МАДОУ ДС «Буратино» г. Мегион

C:\Users\Valentina\Desktop\Теремок 08.05.20г\ИСТОКИ ФОТО\IMG_20190118_104918.jpg

     

                                               Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

                За все твои страдания и битвыhello_html_m723de9fd.jpg

                  Люблю твою, Россия, старину,

                 Твои леса, погосты и молитвы.

                  Люблю твои избушки, и цветы,

                  И небеса, горящие от зноя.

                   Шепот ив печальных у воды…

                   Люблю навек, до вечного покоя.

                    Россия, Русь! Храни себя, храни!

                                                                                                     Н. Рубцов.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

                                     Технологическая карта проекта

Пояснение

Название проекта

«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Тип проекта

Групповой, краткосрочный, творческий

Направления развития

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Участники проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители

Целевая группа

Старшая

Сроки реализации (длительность)

с 18.03 по 22.03 2019 г.

Основание для разработки проекта

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Цель

  • Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; 
  • создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи

  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
  • Воспитывать уважение к культурам других народов.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
  • Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
  • Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта

Планируемые результаты:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
  • Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение: 

  • «Традиции русского народа»;
  • «О русских народных промыслах»;
  • «Русская матрёшка»;
  • «Устное народное творчество в России»;
  • «Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи):

  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
  • Пересказ русских народных сказок.
  • Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

  1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
  2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;
  • «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

2. Познавательное развитие.

Беседы:

  • Народные обряды и обычаи встречи весны;
  • «Исконные символы России»;
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»;
  • «Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

  • «Быт и предметы утвари»;
  • «Русская народная кукла».

  1. Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

  1. Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
  2. Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;
  • Филимоновские дымковские игрушки;
  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

  1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
  2. «Русские художественные промыслы».
  3. Альбом «Народная игрушка».
  4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;
  • Устройство русской печи;
  • Иллюстрации старинных предметов;
  • Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

  • «Заинька», обр. С.Кондратьева;
  • «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
  • Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
  • Игры с деревянными ложками.

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки.
  • Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование: «Знакомство с русским народным костюмом». Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать имеющиеся знания.

1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

2. Способствовать развитию речи.

Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре

Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме.

Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха,

сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.

Познакомить с новой деталью женского  народного  костюма - душегрея.

Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.

Упражняться в согласовании существительных с прилагательными.

Формировать навыки словообразования (косо-воротка, душе-грея).

Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Желание трудиться.

Предварительная работа:

Экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами. Разучивание стихотворений об Угличе.

«Русская матрёшка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства; Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать описательную речь детей. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.  Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки). Просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».

Лепка: «Пряники печатные». Приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления. Задачи: Формировать у детей представление о традициях русского народа на примере изготовления пряников на Руси;  Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности.  Создать условия для творческого применения освоенных умений.  Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;  Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи

Самостоятельное художественное творчество:

  1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
  2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
  3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
  4. Пение русских народных песенок и попевок.
  5. Придумывание пословиц и поговорок.
  6. Инсценированное  чтение  потешек.
  7. Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек  кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

  1. Взаимодействие с семьёй:
  1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
  2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
  3. Приобщение детей к семейным традициям.

C:\Users\Valentina\Desktop\Теремок 08.05.20г\ИСТОКИ ФОТО\IMG_20190118_105011.jpg

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ

                                       Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Ручеёк»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».

Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений» 

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.

Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

среда

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».

Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

четверг

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»

Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса - девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".

пятница

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура. Интегрированная НОД «Теремок».

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни». 

                   C:\Users\Valentina\Desktop\Теремок 08.05.20г\IMG-04226a494a6c736bf216dc0526ad0d03-V.jpg                     г. Мегион


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"

Занятие для детей средней группы  по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....

Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"

Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....

Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...

"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры

Статья рекомендуется педагогам дошкольных организаций, которые в своей работе среди основных задач ставят следующую: дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испыта...