Проект "Животные нашего края"
методическая разработка (старшая группа)

Агеева Марина Борисовна

Знакомит с жизнью животных нашего края с их повадками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_nashego_kraya.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Животные нашего края»

Авторы:

Агеева М.Б, воспитатель,

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

  1. Этапы и мероприятия реализации проекта  . . . . . . . . . . . . . . .

6

  1. Методическое обеспечение проекта  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

Список литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к малой Родине, к родному краю. Там, где мы родились, мы начинаем познавать окружающий мир. Первые представления ребенка о окружающем связаны с тем, что он видит. Восприятие окружающего мира современных детей ограничено. В связи с этим требует его расширение в условиях ДОУ. Кроме этого, дети не имеют возможности наблюдать за дикими животными. В связи  с этим необходима организация познавательной деятельности в ДОУ направленной на знакомство с животными родного края.

В Кузбассе животный мир представлен большим многообразием. Среди животных есть редкие виды, занесенные в Красную книгу. Рассказы о животных вызывают у детей, как правило, интерес, эмоциональный отклик. В этом возрасте дети способны к эмоциональному переживанию. Поэтому актуальным становится воспитание бережного отношения к природе. Ведь важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.

 Воспитывая у детей бережное отношение к животному миру, любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наш район – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность, неповторимость и красоту природы.  

Цель (педагогическая): формировать у детей старшего дошкольного возрастапредставления о животных нашего края; воспитывать интерес к родному краю.

Задачи:

  • Знакомить детей с животными (зверями), проживающими на территории Кемеровской области, их повадками, образом жизни.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к животным и природе.
  • Развивать мыслительные процессы, речь, творческие способности.

Методы: беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин, видеофрагментов,восприятие художественной литературы,популярной научно-познавательной литературы, дидактические игры, упражнения, физические упражнения (пальчиковая гимнастика и пр.).

Формы: коллективная, индивидуальная, подгрупповая.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, двигательная.

Ожидаемый результат:

  • знание названий животных родного края (медведь, барсук, волк, лиса, заяц, росомаха, крот, белка, косуля, кабарга, марал, лось, кабан, выдра, еж, норка, ондатра, бурундук, рысь, бобр), умение их называть по картинке и описанию;
  • представления об образе жизни животных, способах зимовки (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных, животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные);
  • представления о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными);
  • знание названий животных Кемеровской области, занесенных в красную книгу;
  • потребность в дальнейшем познании животного мира «Кемеровской области».

Продукт:изготовление справочных, информационных пособий.

Сроки выполнения:3 месяца.

По количеству участников:коллективный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

По продолжительности:краткосрочный

По характеру деятельности:познавательно-исследовательский.

Отличительной особенностью данного проекта является не просто знакомство детей с животными родного края, но и углубление и систематизация представлений.

Проект носит и творческий характер. Дети работают с информацией о животных: составляют описательные рассказы, загадки, создают собственную книгу о животных (справочно-информационное пособие).

Значительное место в проекте отведено проведению бесед и мероприятий, посвященных охране природы. В процессе бесед, дидактических  у детей формируется  понимание того, что не только непосредственная помощь животным (кормление, запрет на охоту), но и бережное отношение в природе в целом, например, выполнение правила не мусорить, позволяют поддерживать экологию и охранять животных.

2.ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Организационный
  • Выявление имеющихся представлений о животных и животных родного края.
  • Определение вопросов, необходимых для изучения животных родного края.
  • Формулирование целей и задач, соответственно предполагаемого продукта проекта.

В проекте предполагается решение следующих проблем: Какие животные живут на территории Кемеровской области? Как выглядят эти животные? Какой образ жизни ведут? Чем питаются? Как зимуют? Какие у них детеныши? Кто из животных нуждается в охране и почему?

Цель (для детей): расширить свои представления о животных родного края.

Задачи:

  • собрать информацию о животных родного края: как выглядят, где живут, какой образ жизни ведут, какие у них детеныши;
  • определить животных, занесенных в Красную книгу;
  • создать справочно-информационное пособие о животных родного края;
  • придумать загадки и игры про животных родного края;
  • сделать выставку «Животные нашего края».
  1. Планирование
  • Определение источников информации.
  • Составление плана действий.
  • Определение критериев оценки результата.

  1. Реализация проекта

Перспективное планирование по образовательным областям

Направление развития

Мероприятия

Речевое

Словесные игры и упражнения с использование лексики по теме проекта: «Один – много», «Назови ласково», «Подбери признак», «Подбери действие», «Составь рассказ» и т.п.

Чистоговорки, пословицы, поговорки, скороговорки, афоризмы по теме «Животные нашего края».

Восприятие художественного слова: сказки, стихи, фольклор и т.п.

Сочинение сказок и рассказов о животных родного края.

Познавательное

Рассказы:

  • О животных.
  • О Красной книге Кузбасса.
  • О способах охраны животных.

Беседы:

  • Как животные готовятся к зиме?
  • Как животные встречают весну?
  • Почему нужно охранять животных?

Дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»
  • «Угадай по признакам»
  • «Что было бы, если …»
  • «Чем отличается заяц от белки»
  • «Придумай загадку о животном»
  • «Найди одинаковых»

Демонстрации:

  • видеоматериалы о изучаемых животных.

Художественно-эстетическое

  • рисование животных для справочно-информационного пособия;
  • лепка фигурок животных.

Социально-коммуникативное

  • Беседы о правилах поведения на природе.
  • Игра «Звери  в лесу»

Физическое

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Физкультминутки.

Работа с родителями:

  • выполнение домашних заданий по теме проекта: беседы и рассказы о животных, поиск информации, рассматривание картинок, фотографий и т.п.;
  • пополнение материалов проекта: справочная информация, книги, картинки, фотографии.

3. Заключительный.

  • Презентация проекта.
  • Выставка «Животные нашего края».
  • Создание справочно-информационного пособия «Животные нашего края».
  • Сборник загадок о животных.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Название

Тип

Играем с животными

Комплекс дидактических игр и упражнений по теме «Животные нашего края»: «Четвертый лишний», «Угадай по описанию» и пр.

Сказки о животных

Сборник пословиц, поговорок, фразеологизмов, потешек, песенок, загадок

Животные в картинках

Сборник картинок, фотографий с животными родного края.

Животные Красной книги

Альбом с животными, занесенными в Красную книгу (иллюстрации выполнены детьми)

Информационно-справочное пособие «Животные нашего края»

Пособие с рассказами о животных и иллюстрациями, созданными детьми.

Прыгаем как зайцы, крадемся как лиса

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики

Читаем о животных

Перечень произведений о животных родного края (сказки, рассказы)

Посуда на картине

Перечень репродукций известных художников, изобразивших предметы посуды

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. –М.: Мозаика – Синтез, 2016. –342с.
  2. Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2015.
  3. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду[Текст] / О.А. Соломенникова.–М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 164с.
  4. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома[Текст] / С.Н. Николаева. –М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 184с.
  5. Ушакова, О.Д. Красная книга России: Животные[Текст] / О.Д. Ушакова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 284с.
  6. Сладков, Н. Разговоры о животных. – М.: «Стрекоза – Пресс», 2002. – 74с.
  7. Скоролупова, О.А. Дикие животные[Текст] / О.А. Скорлупова. – М.: Издательство Скрипторий, 2006. – с.183


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Животные нашего края».

Цель проекта Закрепление и обобщение знаний детей о животных родного края посредством развития речи и ознакомления с художественной литературой.Задачи - познакомить детей с повадками, особенностями по...

Проект "Животные нашего края"

Проект "Животные нашего края предназначен для детей подготовительной группы. Он направлен на приобретение дошкольниками новых знаний о подготовке диких животных к зиме, на формирование положитель...

Проект «Животные нашего края» для детей средней группы

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края»....

презентация проекта "Животные нашего края"

Цель проекта: Формировать представление детей младшего дошкольного возраста о внешнем виде, образе жизни и повадках животных нашего края...

Проект "Животные нашего края"

Экологический проект в старшей группе....

Проект «Животные нашего края»

Проект «Животные нашего края» направлен на работу по ознакомлению детей с животными родного края, на развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности, на приобретение дош...

проект "Животные нашего края"

Может ли быть наша планета без животных...