статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».
статья (младшая группа)
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого - либо вида деятельности без подключения мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_myshleniya_detey_tretego_goda_zhizni.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
«Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».
Выполнила: Царёва Ольга Викторовна.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого - либо вида деятельности без подключения мышления.
Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем детстве формируется благодаря общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной деятельности. Мышление ребенка на ранних ступенях развития конкретно, неотделимо от его практической деятельности. Мышление детей раннего возраста преобразуется в единстве с развитием предметной деятельности и претерпевает вместе с ней.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования предметная деятельность является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного мышления детей раннего возраста.
Ученые считают, что ранний возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира.
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных видов мышления, а в частности и наглядно-действенного, у детей раннего возраста отражены в работах Выготского Л.С., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л., Новоселовой С.Л., Обуховой Л.Ф., Сохина Ф.А., Урунтаевой Г.А., Ядэшко В.И. и многих других.
Важность изучения и развития мышления по мнению Н.Н. Поддъякова состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.
Л.Ф. Обухова отмечает, что в раннем возрасте на развитие мышления значительное влияние оказывает предметная деятельность, которая в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Эта деятельность является ведущей в раннем детстве, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.
Выготский Л.С. писал, что «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые действовали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически. Так же, как и основные формальные ступени, по которым идет построение личности ребенка, эти ступени связаны непосредственно со степенью развития его мышления, ибо в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт».
Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ребенок может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития».
Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.
Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни человека, который формирует фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребенка. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, научи!».
Указания взрослых, примеры употребления ими слов - названий предметов - постоянно наталкивают ребенка на то, что общее название объединяет предметы, имеющие одну и ту же функцию, одинаковое назначение. Оказывается, однако, что предметы с одинаковой функцией слишком различны по внешним свойствам, слишком трудно выделить в них общее. Это, по-видимому, оказалось бы вовсе не доступным для ребенка, если бы на помощь не приходило усвоение предметных действий, овладение употреблением предметов в соответствии с их назначением.
Дети третьего года жизни активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, перенос действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Конечно, этот опыт не отрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции - интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.
К трем годам связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой). Такое «отделение» действия от предмета - обязательная предпосылка возникновения игры.
Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому - к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.
Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у ребенка, зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только образец действия, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах у ребенка, он скорее всего запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборе. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб. Наконец, обучая предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них, можно выработать умение подбирать их на глаз. Только последний способ соответствует цели действия, позволяет выполнять действие в самых разнообразных условиях (дети, обученные первыми двумя способами, не могут собрать пирамидку, если, например, вместо привычных пяти колец получат десять - двенадцать).
Таким образом, единственный способ, посредством которого мы можем эффективно развивать мышление детей третьего года жизни - это совместная предметная деятельность взрослого и ребенка, но только при условии, что, ребенок самостоятельно примет решение поставленных перед ним задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 201
- Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.с.375
- Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с
- Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с
- Дональдсон М. «Мыслительная деятельность детей» Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1985. — 192 с
- Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов/под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985
- Новоселова С.Л. «Развитие мышления в раннем детстве. Издательство: Педагогика, 1978 г
- Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с., с. 81
- Поддьяков Н.Н. «Мышление дошкольника» М.: Издательство «Педагогика», 1977. — 272 с
- https://медпортал.com/vozrastnaya-psihologiya_783/predmetnaya-drugie-vidyi-39906.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка
В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....
Подвижные игры с мячом как средство обучения метанию детей третьего года жизни.
Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем....
"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...
«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни» + презентация
Содержание: Введение……………………………………………&h...
Подвижные игры с мячом как средство обучения метанию детей третьего года жизни
Рекомендации по обучению детей метанию...
Методическая разработка «Игры как средство развития мышления детей третьего года жизни»
Данное пособие посвящено развитию мышления детей третьего года жизни. В нем раскрываются условия, методы и приемы интеллектуального развития ребенка третьего года жизни. Так же указаны серии конспекто...
Конспект образовательной деятельности «Кукла Зоя ложится спать» по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игру
Развитию у детей раннего возраста самостоятельности в процессе формирования КГН способствует игра. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный с...