"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) по теме
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источники творческой мысли».
(В.А. Сухомлинский)
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Анализ внешней среды Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей . Связь пальцевой моторики и речевой функции Развитие тонких движений пальцев рук Функционирование речевых зон коры головного мозга Анализ диагностики последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом Анализ внутренней среды Появление новых частных методик и технологий обучения детей: И.Кривенчук «Ладушки», Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», К.Белая «Первые шаги». Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе Низкая оснащённость методической литературой и дидактическим материалом Целесообразность реализации проекта Отсутствие научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе. Формирование отвлечённого мышления С помощью слова выражают свои мысли Рост объёма знаний Формирование у детей правильной речи
Развивать потребность и способность пользоваться речью, как средством осознания и обозначения своих действий, способность слышать и понимать речь окружающих. Воспитывать интерес к малым формам народного фольклора, звуковой стороны слова, её ритмичности, выразительности . Формировать интерес к узнаванию и называнию предметов и явлений окружающего мира, его свойств, качеств, словесных обозначений. Формировать потребность пользоваться речью, как средством общения со взрослыми, уметь рассказывать о том, что видел, слышал, узнал. Цели и задачи проекта Цель Цели и задачи проекта Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах. Задачи
I этап Аналитический (Август-сентябрь 2015) - Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определение основных целей. II этап Организационный (Сентябрь-ноябрь 2015) Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми по формированию речи у детей. Создание развивающей среды III этап Практический (2015-20 1 6 уч. год) Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение персонала о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей. IV этап Итоговый, диагностический (май 2016г) Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий. Этапы реализации проекта
Педагог Участники проекта Музыкальный руководитель Дети Старший воспитатель C отрудники мед. служб. Психолог Заведующий ДОУ
Модель реализации проекта педагог дети Сотрудники Дома Ребенка Организованное обучение, совместная деятельность Консультации беседы практикумы, конкурсы и т.д. Домашние задания, игры, конкурсы и т.д. Методическое сопровождение Педагоги Дом.реб.
Специальные упражнения для пальчиковой гимнастики Самомассаж пальцев рук Пальчиковые игры и упражнения на занятиях по развитию речи и других видах деятельности Направления работы по развитию мелкой моторики Развитие мелкой моторики пальцев рук
Дидактические игры Художественно-творческая деятельность Организованная форма обучения Занятия по развитию речи Музыкально-ритмическая деятельность Чтение стихов, потешек Двигательная деятельность Модель организованной формы обучения
Модель организации совместной деятельности Совместная деятельность Сюжетно-ролевая игра Проведение диагностики Изобразительная деятельность Рассматривание иллюстраций Разучивание пальчиковых упражнений Чтение художественной литературы Обыгрывание игрушек Наблюдения
Алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями Упражнение Постепенный показ Чёткое произношение Темп Расслабление Комплекс упражнений
Методическое сопровождение проекта Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых упражнений и игр. Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разработка картотеки дидактических игр. Разработка циклов проведения пальчиковых игр и упражнений на год. Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений. Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений.
Модель предметно-развивающей среды Игры с мозаикой, конструктором Волшебный пенёчек застёжки Панно «Весёлая полянка» Игры с бусами, прищепками Предметно развивающая среда Умные шнурочки Чудо-дерево, пальчиковые упражнения и игры Весёлый карандаш Уголок ряженья
Ожидаемые результаты Дети Педагоги Сформированность игровых навыков с пальчиками Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу Расширение диапазона игр дополнительным материалом: бус, крышек, камешков Познавательное, индивидуальное развитие. Повышение теоретического уровня и профессионализма Внедрение современных методов и технологий по развитию речи у детей Самореализация Обобщение и распространение опыта
Результаты Дети станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям. Для педагогов будет собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр и упражнений Перспективы дальнейшего развития проекта Создание зоны песка и воды Оснащение предметно-развивающей среды камешками, бусами, крышками, пуговицами. Развитие интеллектуальных способностей у детей, мышление, восприятие, внимание, память. Проект по развитию у детей речи при помощи пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами Эффект проекта в долгосрочной перспективе У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых) Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни» + презентация
Содержание: Введение……………………………………………&h...
статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...
Методическая разработка «Игры как средство развития мышления детей третьего года жизни»
Данное пособие посвящено развитию мышления детей третьего года жизни. В нем раскрываются условия, методы и приемы интеллектуального развития ребенка третьего года жизни. Так же указаны серии конспекто...
Протокол № 4 от 19.05.2022 года заседания РМО, презентация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Протокол заседания РМО...
План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...