План отчета педагога по методической теме (самообразование)
материал
Тема: « Воспитание самостоятельности в период дошкольного детства» Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений. Актуальность проблемы развития самостоятельности у дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otcheta_po_samoobrazovaniyu.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План отчета педагога по методической теме
(самообразование)
№ п/п | ||
1 | Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность). | Тема: « Воспитание самостоятельности в период дошкольного детства» Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений. Актуальность проблемы развития самостоятельности у дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих. |
2 | Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов); Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми). |
3 | Программы, методики, технологии, изученные в процессе работы над методической темой. Авторы. Изучение передового педагогического опыта. Использование методических рекомендаций | методика «Диагностики родительского отношения», А.Я. Варга, В.В. Столин; методика «Сюжетные картинки», Е.О. Смирновой, Р.Р. Калининой; Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. методика «Четвертый лишний»; Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий. методика «Конструирование», С. Забрамной; Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу. Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета. методика «Скульптура»; Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. методика «Разноцветные шары». Детям предлагается вырезать и наклеить в подарок для друга -«Разноцветные шары», мы выявляем умение детей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов. (Приложение№1) |
4 | Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой. (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности детей, в кружковой работе и пр.). | Материал применялся в не занятий и в совместной деятельности детей. |
5 | Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной методической теме. Методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.), | «Накроем стол для кукол"; "Выбираем работу"; « Сложи картинку»; «Бегите ко мне»; «Меняемся пуговицами»; «От спины к спине»; « Кто обгонит»; «Молчанка»; « Совушка»; « Падающая палка»; "Найти флажок". |
6 | Способы отслеживания результатов работы по теме. (Диагностика: таблицы, результаты работы в %) | См. Приложение№2 |
7 | Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат. (Приложить диаграммы, сравнительный анализ). | Проведенные методики говорят о том, что развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста эффективно при создании реализации системы формирования этого качества личности, предусматривающей содержательную учебно-воспитательную деятельность в дошкольном учреждении, определенную работу с родителями. 2. Исследованием доказано, что основой развития самостоятельности является интеллектуальное, волевое, эмоциональное развитие детей в различных видах деятельности (занятия, игра, труд), позволяющая, в конечном итоге, сформировать у детей дошкольного возраста умения ставить цель, планировать деятельность, проявлять творчество в ней. 3. Уровень развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, зависит от степени реализации педагогических условий, предусматривающих: включение детей в разноплановую педагогически целесообразно организованную деятельность, позволяющую развивать инициативу и творчество их; насыщение учебно-воспитательного процесса активизирующими средствами, методами, формами и приемами; включенность воспитателей в реальную педагогическую деятельность по развитию самостоятельности у детей. 4. Просвещение родителей с целью формирования у них осознанного подхода к воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста существенно повлияла на уровень развития самостоятельности у детей. |
8 | Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ? | |
9 | Проекция на будущее (предлагаемый результат). | Продолжить воспитывать самостоятельность у детей дошкольного возраста. |
Приложение№1
Методика «Сюжетные картинки», Е. О. Смирновой, Р. Р. Калининой
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р.Калининой.
- 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Методика «Четвертый лишний»
Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.
Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция: внимательно посмотрите на каждую карточку. Вам нужно определить, какой из изображенных на карточке 4-х предметов лишний, т.е. не подходит к группе трех предметов объединенных каким-то общим признаком.
Учитывается время и точность. На примере 1 карты экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция. Стимульные карты (см. Приложение 4).
В зависимости от полученных баллов уровень развития мышления -оценивается как: высокий -37-40 баллов, средний -20-36 баллов, низкий - 20 баллов.
Методика «Конструирование» С. Забрамной
Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу. Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу. Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, отношение к результату.
1 балл (очень низкий) - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла (низкий)- принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую - либо постройку, но данный образец не строит.
3 балла (средний) - принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи.
4 балла (высокий)- принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.
Методика "Скульптура"
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл (очень низкий) ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла (низкий) ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов (ниже среднего) ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов (средний) ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов (высокий) ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов (очень высокий) по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Методика «Разноцветные шары»
Детям предлагается вырезать и наклеить в подарок для друга –«Разноцветные шары», мы выявляем умение детей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов. Перед выполнением задания предлагаем детям рассмотреть воздушные шары, подобрать соответствующие цвета бумаги. Уточняем форму шаров, и из каких форм и как можно вырезать круглые и овальные предметы. Предлагаем показать движением руки, как выполняется данная работа (срезание уголков).
Мы выделили три уровня детской самостоятельности в аппликации:
- уровень первый (низкий): дети отличаются поверхностным интересом к занятиям аппликацией. В выборе темы и сюжета инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому (новой теме, способам работы) слабая. При создании самостоятельной аппликации замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения работы;
- уровень второй (средний): дети отличаются неустойчивым интересом аппликативной деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения ручными умениями и навыками работы с бумагой и инструментами. При выполнении задания часто обращаются ко взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения способов конструирования поделки. Способы осуществлять самоконтроль своей деятельности и оценивать результаты аппликации только с помощью взрослого
- уровень третий (высокий): дети проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности. Высокая степень овладения ручными умениями и навыками работы с бумагой, знание технологии выполнения аппликации позволяют им доводить начатое дело до конца. В ходе работы проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности.
Приложение№2
Результаты и анализ исследования.
Результаты методики «Сюжетные картинки»
Испытуемые № | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Баллы | Эмоциональная реакция | Баллы | Эмоциональная реакция | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | Неадекватная | 2 | Адекватная |
2 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
3 | 2 | Адекватная | 2 | Адекватная |
4 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
5 | 3 | Адекватная | 3 | Адекватная |
6 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
7 | 3 | Адекватная | 2 | Адекватная |
8 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
9 | 2 | Адекватная | 2 | Адекватная |
10 | 3 | Адекватная | 3 | Адекватная |
11 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
12 | 3 | Адекватная | 3 | Адекватная |
13 | 2 | Адекватная | 2 | Адекватная |
14 | 2 | Адекватная | 2 | Адекватная |
15 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
16 | 3 | Адекватная | 3 | Адекватная |
17 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
18 | 2 | Адекватная | 2 | Адекватная |
19 | 1 | Неадекватная | 2 | Адекватная |
20 | 1 | Неадекватная | 1 | Неадекватная |
21 | 1 | Неадекватная | 3 | Адекватная |
22 | 2 | Адекватная | 2 | Адекватная |
При исследовании эмоционального отношения к нравственным нормам у детей экспериментальной группы выяснилось, что 11 детей абсолютно адекватные эмоциональные реакции на моральные нормы, отсюда следует, что уровень самостоятельности высокий, что составляет 45% данной выборки; у 55% - эмоциональные реакции неадекватны, значит уровень самостоятельности низкий.
При исследовании эмоционального отношения к нравственным нормам выяснилось, что 14 детей контрольной группы абсолютно адекватные эмоциональные реакции на моральные нормы, значит, уровень самостоятельности высокий, что составляет 56% данной выборки; это говорит о благополучном развитии, как в нравственной, так и в эмоциональной сфер. У 44% - эмоциональные реакции неадекватны, что говорит о неумении выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные и у которых наблюдается низкий уровень самостоятельности.
Результаты методики «Четвертый лишний»
Испытуемые № | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Баллы | Уровень мышления | Баллы | Уровень мышления | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 35 | Средний | 38 | Высокий |
2 | 29 | Средний | 24 | Средний |
3 | 33 | Средний | 22 | Средний |
4 | 38 | Высокий | 39 | Высокий |
5 | 23 | Средний | 27 | Средний |
6 | 26 | Средний | 37 | Высокий |
7 | 30 | Средний | 33 | Средний |
8 | 39 | Высокий | 40 | Высокий |
9 | 21 | Средний | 25 | Средний |
10 | 25 | Средний | 38 | Высокий |
11 | 37 | Высокий | 37 | Высокий |
12 | 27 | Средний | 31 | Средний |
13 | 31 | Средний | 34 | Средний |
14 | 34 | Средний | 26 | Средний |
15 | 40 | Высокий | 40 | Высокий |
16 | 24 | Средний | 28 | Средний |
17 | 38 | Высокий | 39 | Высокий |
18 | 32 | Средний | 21 | Средний |
19 | 35 | Средний | 29 | Средний |
20 | 39 | Высокий | 38 | Высокий |
21 | 34 | Средний | 37 | Высокий |
22 | 22 | Средний | 35 | Средний |
По данным, полученным после проведения методики, выяснилось, что у 33% детей экспериментальной группы высокий уровень мышления, который свидетельствует о достаточно высоком развитии самостоятельности. Остальные 16 детей (67%) обладают средним уровнем мышления, что говорит о недостаточно высоком развитии самостоятельности.
У детей контрольной группы диагностируется высокий уровень мышления, значит уровень самостоятельности высокий, который составляет 48% и 12 детей (52%) обладают среднем уровнем мышления, что говорит о недостаточно развитом уровне самостоятельности.
Результаты методики «Конструирование»
Испытуемые № | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Баллы | Уровень самостоятельности | Баллы | Уровень самостоятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 3 | Средний | 4 | Высокий |
2 | 3 | Средний | 3 | Средний |
3 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
4 | 3 | Средний | 3 | Средний |
5 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
6 | 3 | Средний | 3 | Средний |
7 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
8 | 3 | Средний | 3 | Средний |
9 | 3 | Средний | 3 | Средний |
10 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
11 | 3 | Средний | 3 | Средний |
12 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
13 | 3 | Средний | 4 | Высокий |
14 | 3 | Средний | 3 | Средний |
15 | 3 | Средний | 4 | Высокий |
16 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
17 | 3 | Средний | 3 | Средний |
18 | 3 | Средний | 3 | Средний |
19 | 3 | Средний | 4 | Высокий |
20 | 3 | Средний | 3 | Средний |
21 | 3 | Средний | 3 | Средний |
22 | 4 | Высокий | 4 | Высокий |
При исследовании уровня самостоятельности в умении действовать по образцу и отношение к своим результатам у детей экспериментальной группы выяснилось, что 7 детей обладают высоким уровнем, они принимают задание и самостоятельно выполняют его по образцу, что составляет 30% данной выборки; у 70% - средний уровень самостоятельности.
При исследовании уровня самостоятельности в умении действовать по образцу и отношение к своим результатам выяснилось, что 11 детей контрольной группы обладают высоким уровнем, они принимают задание и самостоятельно выполняют его по образцу, что составляет 45% данной выборки. У 55% - наблюдается средний уровень развития самостоятельности, дети принимают задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не могут, но после показа могут перейти на самостоятельное выполнение задачи.
Результаты методики «Скульптура»
Испытуемые № | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Баллы | Уровень воображения | Баллы | Уровень воображения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 6 | Средний | 8 | Высокий |
2 | 7 | Средний | 7 | Средний |
3 | 8 | Высокий | 9 | Высокий |
4 | 7 | Средний | 7 | Средний |
5 | 8 | Высокий | 9 | Высокий |
6 | 6 | Средний | 6 | Средний |
7 | 8 | Высокий | 9 | Высокий |
8 | 6 | Средний | 6 | Средний |
9 | 8 | Высокий | 9 | Высокий |
10 | 9 | Высокий | 9 | Высокий |
11 | 7 | Средний | 7 | Средний |
12 | 8 | Высокий | 9 | Высокий |
13 | 9 | Высокий | 9 | Высокий |
14 | 9 | Высокий | 9 | Высокий |
15 | 6 | Средний | 6 | Средний |
16 | 9 | Высокий | 9 | Высокий |
17 | 7 | Средний | 7 | Средний |
18 | 8 | Высокий | 8 | Высокий |
19 | 6 | Средний | 8 | Высокий |
20 | 6 | Средний | 7 | Средний |
21 | 7 | Средний | 8 | Высокий |
22 | 9 | Высокий | 9 | Высокий |
По данным, полученным после проведения методики, выяснилось, что у 42% детей экспериментальной группы высокий уровень воображения, который свидетельствует о достаточно высоком развитии самостоятельности. Остальные 11детей (49%) обладают средним уровнем воображения, что говорит о недостаточно высоком развитии самостоятельности.
У детей контрольной группы диагностируется высокий уровень воображения, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная, что следует о высоком уровне самостоятельности, который составляет 58% и 42% детей обладают среднем уровнем воображения, когда ребенок придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, что говорит о среднем уровне самостоятельности.
Результаты методики «Разноцветные шары»
Испытуемые № | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Уровень самостоятельности | Уровень самостоятельности | |
1 | 2 | 3 |
1 | Средний | Высокий |
2 | Средний | Средний |
3 | Средний | Средний |
4 | Высокий | Высокий |
5 | Средний | Средний |
6 | Средний | Высокий |
7 | Средний | Средний |
8 | Высокий | Высокий |
9 | Средний | Средний |
10 | Средний | Высокий |
11 | Высокий | Высокий |
12 | Средний | Средний |
13 | Средний | Средний |
14 | Средний | Средний |
15 | Высокий | Высокий |
16 | Средний | Средний |
17 | Высокий | Высокий |
18 | Средний | Средний |
19 | Средний | Средний |
20 | Высокий | Высокий |
21 | Средний | Высокий |
22 | Средний | Средний |
При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что 6 детей обладают высоким уровнем, они проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 29% данной выборки; у 67% - средний уровень самостоятельности в аппликации.
При исследовании уровня самостоятельности в аппликации выяснилось, что 10 детей контрольной группы обладают высоким уровнем, они дети проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 44% данной выборки. У 57% - наблюдается средний уровень развития самостоятельности в аппликации, эти дети отличаются неустойчивым интересом аппликативной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей детей через проведение дидактических игр"
В отчете представлен анализ работы по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей через проведение дидактических игр" с данными педагогической диагностики на начало и конец учебного года....
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год...
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...
Отчет по работе над темой самообразования в 2017-2018 году
Отчёт о работе над темой самообразования в 2017-2018 году...
ОТЧЕТ о работе по теме самообразования« Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.»
ОТЧЕТо работе по теме самообразования:« Воспитаниекультурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.»...
Отчет о работе над темой самообразования Тема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым».
Отчет о работе над темой самообразованияТема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым»....
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...