Консультация для педагогов "Музыка как средство организации образовательного процесса в ДОУ"
консультация (старшая группа) на тему
Музыкальное воспитание ребёнка на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muzyka.doc | 45.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыка как средство организации образовательного процесса
в ДОУ»
(консультация для воспитателей)
Составила:
музыкальный руководитель
Садчикова С.Н.
Музыкальное воспитание ребенка осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада.
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне.
Музыка в зависимости от создавшейся ситуации влияет на детей по разному.
Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес.
Когда дети идут на экскурсию, они с удовольствием напевают бодрую песню.
Когда дети на участке кормят крошками воробьев, воспитатель может предложить спеть им песню «Воробей» музыка Еремеевой или «Зима пришла» музыка Метлова.
Проведение какой-либо музыкальной игры может быть запланировано заранее. Это внесёт весёлое оживление и закрепит приобретенные навыки.
Летом, наблюдая за цветами, воспитатель может спросить: «Какую песню о полевых цветах вы знаете? Давайте споём». Дети называют «Полевые цветы» музыка Филичеевой и поют её вместе с воспитателем.
Если дети в какой-либо ситуации не могут вспомнить подходящую песню, педагог помогает им в этом.
Например, дети с удовольствием строят домик из песка. Воспитатель, наблюдая за игрой, поёт песню Филичевой «Строим дом», которую ребята охотно подхватят.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что во время экскурсий, прогулок, игр может и должна звучать разнообразная, знакомая детям музыка: песенная, хороводная, танцевальная.
Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».
В отличии от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания на музыкальных занятиях и знакомит их с новыми музыкально – дидактическими играми.
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. ( «Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А.Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Потоловского одноименного названия. В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» П.И. Чайковского из альбома «Времена года».
Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.
Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.
Например, пьеса Д. Кобалевского «Клоуны», прослушанная в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить этого веселого и смешного клоуна в рисунке.
Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
Развлечение с использованием музыки (концерты, музыкальные игры – драматизации, кукольные спектакли, весёлые соревнования и т.д.), являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствование музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе, любовь к родному краю и т.д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.
Насыщенность развлечений эмоциональными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Итак, в заключение всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня нашей компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка – дошкольника.
Вся доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.
Понимая воспитательную силу музыки, педагог заботиться о создании условий для её постоянного использования в жизни группы.
Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные средства организации образовательного процесса в дошкольной педагогике
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, кот...
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Интеграция как средство организации образовательного процесса. Конспект тематического дня " ДЕНЬ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ"
Мною представлен конспект тематического дня, который охватывает несколько образовательных областей и обеспечивает развитие игровых, коммуникативных, познавательных и творческих навыков у до...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует од...
"Метод проектов как средство организации образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте"
Описание опыта работы...
Интерактивные дидактические игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса в ФГОС ДО
В учебно-методических материалах представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по созданию интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint с применением триг...
Консультация для педагогов на тему: «Организация образовательного процесса с использованием этнокультурного компонента»
Консультация для педагогов на тему: «Организация образовательного процесса с использованием этнокультурного компонента»...