Гвоздь Гвоздович и Карандаш
методическая разработка (старшая группа)

Ёлкина Ирина Владимировна

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gvozd_gvozdovich_i_karandash.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ПОПОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ИСТОКИ»

Гвоздь Гвоздович и Карандаш

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа


Цели: расширять представления детей о свойствах различных материалов, обогащать словарный запас (шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность); развивать умение проводить простейшие исследования, логичность мышления; закрепить знание правил обращения с горячими предметами.

Планируемые результаты: проявляет устойчивый интерес к занятиям, владеет диалогической речью; способен рассуждать, делать простейшие выводы; знает простейшие свойства металла и древесины.

Оборудование: гвозди, карандаши, спички; мультимедийная презентация.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня пришла рано утром в группу и увидела на полке две новые коробочки. Вы не знаете, что в них? А тут есть записка. Оказывается, если мы отгадаем загадки, то узнаем, что лежит в коробочках.

Цветной Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет, там след кладет.  (Карандаш)

                             Металлический Антошка, на очень тонкой ножке,

                             По головке постучишь, что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь)

- Да, в одной коробочке лежит карандаш, а в другой – гвоздь. А можем мы узнать, в какой коробочке карандаш, а в какой – гвоздь, не открывая их? Давайте подумаем над этим.

Познавательная деятельность.

  1. Исследовательская деятельность.

– Как можно узнать, где что лежит? ( Потрогать, понюхать, узнать по звуку.)

- Давайте попробуем узнать по звуку. Кто попробует?

- А теперь попробуем определить на ощупь. (Потрогать с закрытыми глазами.)

2. Беседа «Дерево и металл».

- Вот они – наши гости, посмотрите, они очень рады встрече с вами. Знакомьтесь: это Карандаш, а это – Гвоздь Гвоздович. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее- дерево или металл.

Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов. Как вы думаете, прав Карандаш? Какие предметы делают из дерева? А Гвоздь с Карандашом не соглашается, говорит, со из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете? Как вы думаете, кто прав – Гвоздь или Карандаш?

Вывод: из дерева и металла делают  много очень нужных предметов.

3.Исследовательская деятельность.

- Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных их металла? У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим. Какая поверхность у металлической пластины? (Гладкая.)  А какая у деревянного бруска? (Шероховатая.) Карандаш гордится этим.

- А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, прав Карандаш? Давайте поверим.

Опыт 1. Исследование деревянных и металлических предметов на твердость.

Показ воспитателем.

- Какой можно сделать вывод? (Дерево мягкое, а металл- твердый.)

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный.

Опыт 2. Исследование прочности.

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось. Значит, он какой? (Прочный)

- Теперь попробуйте сломать спичку. что можно сказать о прочности спички? (Хрупкая)

- Какой можно сделать вывод? (Дерево хрупкое, а металл прочный.)

Устали спорить Гвоздь Гвоздович и Карандаш, ни к чему спор не приводит, решили они подружиться. Давайте поиграем в игру и вспомним свойства дерева и металла.

4.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Я бросаю мяч и называю свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатый – гладкий, тяжелый – легкий, прочный – хрупкий, мягкий – твердый.

Физкультминутка.

5. Исследовательская деятельность.

Пока мы с вами играли, Гвоздь Гвоздович и Карандаш отправились в путешествие. Шли они, шли и вышли к речке. Обрадовался Карандаш и говорит: «Сейчас вплавь переберемся, заодно и освежимся». А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете, почему?

Опыт 3. Тонет – плывет.

Давайте проверим, что поплывет, а что потонет. Значит, металл тяжелый, он тонет, а дерево легкое, оно не тонет

- Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег? (Ему нужна помощь Карандаша).

Опыт 4. Теплопроводность.

Вот и переправились наши приятели на другой берег. Устали, проголодались, сварили уху, сели кушать. Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш- деревянную. Карандаш очень быстро все съел, а Гвоздь ел, обжигался. Как вы думаете, почему?

- А все потому, что металлы обладают свойством теплопроводности, это значит проводит тепло. Мы с вами сейчас в этом убедимся.

- Подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода. Я положу в нее деревянную и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет? (Металлическая ложка нагреется, а деревянная нет). Это свойство и называется теплопроводностью. Значит металл нагревается и держит тепло.

- Как же быть Гвоздю Гвоздовичу, все время обжигаться горячей ложкой во время еды?

- Наш Карандаш поступил как настоящий друг и подарил ему деревянную ложку. Наши путешественники отдохнули и отправились к новым приключениям

Рефлексия.

Ребята, о каких свойствах дерева и металла мы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.

Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация»....

Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"

Название игры - занятия: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла.  Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...

Конспект НОД «Как поссорились Гвоздь и Карандаш» Средняя группа (4-5 лет) ОО «Познавательное развитие»

Конспект НОД «Как поссорились Гвоздь и Карандаш»Средняя группа (4-5 лет)ОО «Познавательное развитие»...

Открытое занятие: «Приключения Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево г...