История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.

Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ПИНГВИНЕНОК»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект  игры – занятия

в средней группе

«История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились».

Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация».

                                                       

   Конспект подготовила

      воспитатель:

    Харичкова Марина Владимировна

 вторая кв.категория

                                                   

     

ЗАТО Александровск

Г.Снежногорск

2012 г.                            

Тема: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились».

Вид: ознакомление с окружающим.

Тип: интеллектуально-развивающее.

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Способ организации детей: по подгруппам.

Задачи:

Познание

Продолжать знакомить детей со свойствами  дерева и металла, развивать умение изучать  их  опытным путём:  деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут.

Учить детей  выделять противоположные признаки объектов.

Совершенствовать умение  узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.

Коммуникация.

Совершенствовать диалогическую речь:  учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Активизировать  употребление в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает.

Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность.

Социализация.

Побуждать детей включатся в совместную с взрослым игровую ситуацию.

Материалы и оборудование: две шкатулки, гвоздь, карандаш,  металлические и деревянные предметы; 2 корзины (красного и зелёного цвета); модели обследовательских действий; деревянные  и металлические пластинки, монетки  по количеству детей, ёмкость для воды на каждого ребёнка.

Ход занятия:

( входит девочка)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла девочка.

Вы узнали кто это?

А я ее узнала, это Стрекатуша, из передачи «Давайте поиграем».

Стрекатуша: Здравствуйте, ребята! Я была у Дедушки-Секрета. Он передал вам письмо и две шкатулки.

Воспитатель. Спасибо, Стрекатуша! Оставайся с нами, поиграем!

Стрекатуша.  Я не могу, ребята, надо медвежонка Топтыжку найти, боюсь без меня он заблудится. (уходит)

Воспитатель. Давайте прочтём письмо, что передал нам Дедушка-Секрет.

( дети садятся на стулья полукругом, воспитатель читает письмо)

Дорогие ребята  из группы «Капелька» !

Мои друзья – Гвоздь и Карандаш, что лежат в этих шкатулках, постоянно спорят о том, кто из них важнее. Помогите мне их помирить и разрешить их спор!

Воспитатель:  Да, трудную задачу поставил перед нами Дед-Секрет!

 (рассматривает шкатулки).

Две совершенно одинаковые шкатулки.  Как узнать в какой шкатулке карандаш, а в какой гвоздь?

Дети: Посмотреть.

Воспитатель: Вот шкатулки, посмотрите на них. Разве видно, в какой шкатулке карандаш, а в какой гвоздь?

Дети: Нет, не видно.

Надо открыть.

Воспитатель. Не открывая  шкатулки, можно ли узнать в какой  карандаш, а в какой гвоздь?

- Воспитатель. А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)

( предложить  опорную модель обследовательских действий при помощи органов чувств).

Воспитатель. Давайте попробуем узнать по звуку.  Кто попробует?

Воспитатель: По запаху можно различить, где лежит гвоздь, а где карандаш? (нюхают)

Дети: Нет.

Воспитатель:   Давайте мы закроем глазки, и попробуем потрогать. Только будьте осторожны – гвоздь острый, им можно уколоть руку.

(дети трогают, определяют, где карандаш, где гвоздь)

Воспитатель:  Вот они, наши гости, знакомьтесь: это Карандаш, а это Гвоздь-Гвоздович.  

Упражнение «Чем похожи, чем отличаются?»

Воспитатель. Чем похожи  карандаш и гвоздь?

Похожи формой, толщиной. И у гвоздя и у карандаша острый кончик, они оставляют след на бумаге, столе.

Воспитатель. Чем отличаются карандаш и гвоздь?

Дети: Цветом.

 (если не скажут, задать вопросы)

Ребята, из чего сделан карандаш?

Из дерева.

А из чего сделан гвоздь?

Из металла.

Отличаются тем, что карандаш сделан из дерева, а гвоздь из металла.

Воспитатель.  Гвоздь и Карандаш - давние друзья, но великие спорщики. Никак не могут решить, что важнее - дерево или металл.

Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов.

Как вы думаете, прав карандаш?

 Какие предметы делают из дерева?  

Дети: Мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.                                                            

- Воспитатель. А Гвоздь с Карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают.

 Какие предметы из металла вы знаете?  

Дети: Машины, посуду, игрушки, мебель, самолёты …..                                          

Воспитатель:  Так кто  прав - Гвоздь или Карандаш?                                                               Сегодня мы и попробуем с вами разрешить спор Карандаша и Гвоздя и  ответить на  вопрос: что важнее – дерево или металл?

Воспитатель:

Ребята,  Дед – Секрет  передал нам много разных предметов. Из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из металла.

Воспитатель. Значит они какие?

Дети: Металлические.

Воспитатель. Из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из дерева.

Воспитатель. Значит они какие?

Дети: Деревянные.

Воспитатель. Чтобы доказать, какие предметы важнее: металлические или деревянные, давайте   поиграем  в игру « Что из чего и для чего?».

Игра « Что из чего и для чего?».

Слушайте условие игры:

Нужно назвать предмет, сказать для чего он нужен,  а потом, металлический предмет  положить  в красный обруч,  деревянные  -  в зеленый.

(дети выполняют задание)

Воспитатель. В какую корзину мы положим гвоздь?

Скажите, а для чего нужен гвоздь?

(ответы детей).

Воспитатель. В какую корзину мы положим  карандаш?

Воспитатель. Для чего нужен карандаш?

(ответы детей).

Воспитатель. А может ли гвоздь заменить карандаш?

 Дети: можно рисовать гвоздем на песке, макнуть   в краску и нарисовать на листе бумаги, на снегу.

Воспитатель. А может  ли карандаш  заменить гвоздь?

 Дети: да, можно карандашом соединить детали конструктора.

Воспитатель:  мы с вами увидели, что  и из дерева, и из металла делают много  предметов, и все они важны, потому что нужны человеку.

Музыкальная пауза «Давайте поиграем»

(под песенку «Мы идём играть» из телевизионной передачи «Давайте поиграем», дети выполняют движения по показу воспитателя).

Воспитатель.  Пока мы с вами играли, Карандаш и Гвоздь продолжали свой спор. Карандаш утверждает, что деревянный предмет – это хорошо, он  не тонет.

Что ответил ему Гвоздь, как вы думаете?

Давайте узнаем, правда ли деревянные предметы не тонут.

(садятся за стол)

Игра - эксперимент «Тонет- плавает»

У вас на столах лежат металлические и деревянные пластинки.

Если бросим деревянные предметы в воду, они утонут? (бросают)

Воспитатель. Что ещё у вас на столах есть деревянное?

Положите эти предметы в воду.

Что делают предметы?

Дети: Плавают.

Воспитатель. Положите  металлические предметы в воду, что с ними случилось?

Дети: Металлические предметы утонули.

Воспитатель. Значит можно сделать вывод: металлические предметы – тонут, а деревянные плавают.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель:  Но это совсем  не значит, что металлические предметы это плохо. Мы знаем, что металлические предметы это и хорошо.

Воспитатель. Чем хороши металлические предметы?

Дети: Не ломаются, прочные,

Воспитатель. Деревянные предметы  – это хорошо.

Что в этом хорошего?

Дети: Лёгкие,

Воспитатель. Деревянные – это плохо.

Что в этом плохого?

Дети: Могут сломаться, можно занозить пальчик, …

Воспитатель. Значит  в том, что предметы металлические есть и  хорошее и плохое, и в том, что   деревянные  тоже есть хорошее и плохое.

 Но и металлические и деревянные предметы  одинаково нужны и важны  людям.

Воспитатель. Посмотрите, Карандаш и Гвоздь перестали спорить. Они стали добрыми и весёлыми, потому что теперь знают, что и  металлические и деревянные предметы  одинаково  важны.

  А чтобы совсем их помирить, я предлагаю заменить  серую, скучную одежду Гвоздя -  на яркую, разноцветную.

(воспитатель раздаёт силуэты Гвоздя, дети их раскрашивают в самостоятельной деятельности)

Литература.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: «Просвещение», 2006.
  2. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфины, 2007. – 112с.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Песня «Мы идём играть» из телевизионной передачи «Теле-няня»      http://www.muznarod.net/artist/9164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"

Название игры - занятия: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла.  Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...

Конспект НОД «Как поссорились Гвоздь и Карандаш» Средняя группа (4-5 лет) ОО «Познавательное развитие»

Конспект НОД «Как поссорились Гвоздь и Карандаш»Средняя группа (4-5 лет)ОО «Познавательное развитие»...

Открытое занятие: «Приключения Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево г...

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников 6-7 лет с задержкой психическоо развития по подготовке руки к письму "Истории Кутха на кончике карандаша"

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития по подготовке руки к письму "Истории Кутха на кончике карандаша" составлена в соответствии с ФГО...