Понятие «воображение», его компоненты и механизмы развития
статья (старшая, подготовительная группа)

Ушканова Оксана Анатольевна

В данной статье изложены основные понятие воображения, исследования Л.М. Веккера, Л.С. Выготсого, Э.В. Ильенкова,  В.А. Аверин, Л.Д. Столяренко и С.Л. Рубинштейна. Проанализироана их работа и сделан вывод. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_voobrazhenie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «воображение», его компоненты и

механизмы развития

Усложненному строению сознания человека присуще свойство — воображение. Благодаря воображению индивид может увидеть мысленным взором то, что прежние времена не чувствовал или не реализовал. Воображение, как мышление, относится к числу главенствующих информативных процессов, в которых становится очевидным индивидуальная устремленность и функционирование человека. Не нарисовав себе заранее обдуманные последствия труда, невозможно приступать к работе. Понимание предчувствуемого конечного итога деятельности при содействии фантазии — наиважнейшее отличие стараний индивида от неосознанных действий животных.

Л.С. Выготский характеризовал воображение, как создание из индивидуальных запоминающихся впечатлений особенного порядка, а не дублирование в тех же соединениях и в том же оформлении частичных впечатлений.  Воображение, по мнению Л.С. Выготского, - умение психики осуществлять создание образов, представлений, идей и управление ими, выступать значением первостепенной важности в психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

Э.В. Ильенков следует установившемуся мнению, что воображение, показывает только производную функцию. Главное предназначение — возможность постигать то, что есть, то, что располагается перед глазами. Важнейшая функция воображения — превращение оптического явления на поверхности сетчатки в видимый облик.

Рассмотрев точки зрения Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова был сделан вывод о том, что воображение — особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Особенностью этого процесса заключается в том, что воображение как совершенный процесс, вызывает безупречное — образ, отображающий нечто такое, чего реально не существует. Воображение присуще только человеку: нет обоснованных аргументов в факте его существования у животных.

Воображение сопряжено с динамичностью организма, с осуществляющимися в нем физиологическими процессами и в незначительной степени превосходит иные психические процессы. В то же самое время воображение представляется непосредственно именно «психическим» из всех психических процессов индивида. Это равносильно тому, что ни в чем другом, кроме воображение, так выразительно не демонстрируется отличная, многозначительная устремленность психики человека. Можно сделать предположение, что именно воображение, стремление в нем разобраться и раскрыть, основываясь на сновидениях и галлюцинациях, привлекло внимание ученых к душевным явлениям в давние времена, способствовало поддержанию желания узнать точки зрения в современной действительности. Относительно тайн данного феномена можно отметить то, что они заключаются в том, что воображение индивида возникает внезапно, самопроизвольно пробуждая образы, аналогов чему в мире не существует.

Рассмотрим далее виды воображения. Согласно исследованиям, проведенным Л.М. Веккер, у индивида имеются наиболее важные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Особое внимание уделяется таким разновидностям воображения — сновидениям, галлюцинациям, мечтам и грезам.

Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Используя это вид воображения, индивид осмысленно определяет для себя задачу придумать что-либо, впоследствии ее осуществляя. Впрочем, индивид, устанавливающий связь с процессом активного воображения, предварительно не владеет верным представлением  о том, что он в сущности вообразит или придумает: образ его фантазии возникает в ходе и вследствие соответствующего процесса, и подробно не известен его творцу до того времени, пока этот образ им самим не будет сотворен. Кроме всего прочего, творящий его индивид не знает заведомо о том, где и на чем задержится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, ученые, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называют потому, что в любой момент времени, выстраивая соответствующий образ, человек, может внести нечто новое, затормозить, то есть он в состоянии управлять данным процессом или завершить его по своей воле.

В.А. Аверин отмечает, что пассивное — это воображение, в котором образы возникают и преобразовываются самопроизвольно, исключая содействие с волей человека. Он в этом случае не в состоянии осуществлять контроль ни в начале, ни в течение, ни по окончании процесса. Примеры пассивного воображения — галлюцинации и сновидения.

Продуктивное воображение — воображение, в образах которого в наличии целый ряд (элементов фантазии). Творения такого воображения, как правило, ни на что не похожи или не слишком напоминают то, что уже известно.  Таким зачастую является воображение талантливых писателей или художников, приоткрывающих незнакомую страницу в литературе или искусстве. Не может быть речи, что в конкретных итогах (творениях) продуктивного воображения по большому счету ничего нового нет. Имея стремление его всегда можно найти, разобрав продукт воображения на известные элементы, без установления к ним основы воображения и его продукта.

Воссоздающее или репродуктивное воображение, по мнению Л.М. Веккер — это выстраивание образа предмета, явления согласно его словесного описания или по чертежу, схеме, картине.  В процессе создающего воображения образуются новые образы, но новые личностно, для данного индивида, непредвзято существующие. Они уже запечатлены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других источников наиболее часто на самом деле сообщается, что необходимо отразить с использованием фантазии все то, что в них запечатлено.

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не осознали, но о чем нас информируют другие люди (с помощью речи, чертежей, схем, знаков), мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно способствуют обмену опытом между людьми, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно содействует в овладении каждым опытом, знаниями и достижениями других людей.

Таким образом, репродуктивное — это воображение, в продуктах которого в наличие довольно много уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового.  Таким, например, представляется воображение дебютирующего поэта, писателя, инженера, художника, которые первоначально возводят свои творения по известным образам и мотивам, усваивая навыки профессионального мастерства. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать довольно много такого, что они придумали сами, но обобщенно эти продукты все же имеют сходство с нечто, кем-либо уже сделанным (сотворенным).

По мнению Л.Д. Столяренко отличительная особенность творческого воображения в том, что в нем реальность сознательно продумывается индивидом, а не с легкостью самопроизвольно повторяется или вновь создается. При этом реальность творчески изменяется в образе. Конечным итогом творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Критерии первостепенной важности данного вида воображения — нужность его результатов, запечатление, в особенности нарастание существенных сторон действительности.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предусматривает в незаурядных и осмысленных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение оказывается неотъемлемой стороной психического, художественного и любого иного творчества, оформленного в виде динамичного и нацеленного на результат оперирования наглядными представлениями для отыскивания подходов по удовлетворению потребностей.

В целом можно сказать, что творческое воображение — это создание новых образов, не опирающееся на готовое сложившиеся описание или условное изображение. В рамках творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые неоценимы для других людей или общества в целом и воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. То есть, творческое воображение подразумевает создание образов индивидуально, которые воплощаются в неповторимых и значимых продуктах деятельности. Оно существенное основание технического, художественного и любого иного творчества. Довольно часто воображение приобретает вид неповторимой внутренней деятельности, которая воплощает образы желаемого будущего, то есть в пробуждении мечты.

Задачи творческого воображения заключается в распознании итогов действий, целью которых является открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что сила творческого воображения и его уровень складываются в соответствии с двумя показателями:

1) тем, до какой степени воображение сдерживают ограничительные условия, обуславливающие зависимость осознанности и объективности его творений;

2) тем, на сколько своеобразно, различно воображение с начала зарождения. Воображение, при котором не удовлетворяются сразу два условия, фантастично, но творчески безуспешно.

Кроме того, отличиями творческого воображения являются:

1. Быстрота мышления — способность давать выходу идей в максимальном количестве (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость мышления — способность сообщать разнообразные идеи. Недостаточное развитие гибкости может свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации.

3. Оригинальность мышления — пробуждение новых нестандартных идей (из выражение в ответах, решениях), не совпадающих с общепринятыми. Дети с развитой оригинальностью, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и не конформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальности решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

4. Законченность мышления — модернизация своего «продукта» или его готовности.

Особенность творческого воображения представляют его приемы, т. е. способы возникновения творческих образов.

Первый способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных частей, несовместимых в повседневной жизни. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

        Второй способ — гиперболизация. Это невероятное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

        Третий способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия становятся менее заметными. Отчетливо обозначаются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

        Четвертым способом является типизация. Ей присуще выделение основного, которое повторяется в однородных в каком-то отношении фактах и реализация их в конкретном образе. Например, в профессиональных образах рабочего, врача и т. д.

        Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, делаются более заметными и выразительными определенные черты, признаки, свойства. Классическим примером является шарж, карикатура.

        Исходя из суждений Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова и др., воображение будем рассматривать, как процесс психики индивида особого назначения, находящийся отдельно от прочих психических процессов, который принимает посредственную позицию между восприятием, памятью и мышлением. Особенность этого процесса заключается в том, что воображение как совершенный процесс, вызывает безупречное — образ, отображающий нечто такое, чего реально не существует. Оно может быть представлено такими видами, как активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

Понятие воображения у детей старшего дошкольного возраста

«Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта» . ...

"Понятия и и компоненты готовности к обучению в школе"

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «пасп...

«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...

«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...

Понятие: культура общения, компоненты общения в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьев...