Понятие воображения у детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lukina-1.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие воображения у детей старшего дошкольного возраста
«Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта»[1]. Воображение - синтез запаса впечатлений, представлений, опытных знаний и создание новых образов и фантазий. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.
Воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, то следует сразу сказать о влиянии воображения на работу многих систем человеческого организма. Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися богатым воображением и впечатлительностью, дают интересные факты о влиянии воображения на протекание физиологических процессов: Флобер ясно чувствовал вкус мышьяка во рту, когда писал сцену отравления Эммы Бовари, а Вольтер каждый раз заболевал годовщину Варфоломеевской ночи - мысли об убитых безвинно вызывали у него приступ лихорадки. Слово авторитетного человека, неосторожного врача может быть причиной нервных расстройств или даже серьезных заболеваний. Сюда также может быть отнесен и педагогический бестактный, неправильный поступок учителя, воспитателя.
Дошкольный возраст, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием воображения. «Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок - это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности»[2]. Конечно, это воображение пассивное, ведь ребенок не создает ничего нового, но подобное узнавание - важнейший шаг на пути его формирования.
Все же корни воображения следует искать е действиях с предметами, из которых рождается предметная игра. А необходимый элемент игры - это воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов "как будто", и свободное преобразование ребенком накопленных преставлений, не стесняемое правилами логики, однако, до известного предела: можно вообразить себе, что изюминка - это шайба, а ложечка - клюшка, но наоборот - уже нет, потому что передвигать ложечку изюминкой меньшей мере неудобно. Значит, все-таки внутренняя логика существует, и главное условие здесь -возможность выполнять с предметом-заместителем те же действия, что и с реальным предметом.
Многочисленные исследования показали, что задержки детей сказываются и на развитии воображения: ведут к его отставанию, обеднению. И богатство детского воображения лишь видимое: ребенку, никогда не видевшему слона, легко представить, что слон розовый, -в этом слабость детского воображения. Но в любом случае не стоит говорить, что это не - правда, что розовых слонов не бывает, всегда следует выяснить, почему ребенок говорит так и знает ли он какие бывают слоны на самом деле.
«Богатство воображения прямо зависит от богатства прошлого опыта, знаний, памяти. Сопоставление новых знаний и прошлого опыта, не определенность возникающих ситуаций включает работу воображения -процесс поиска нестандартных решений однородных, подобных задач»[3]. Все это роднит воображение с мышлением, помогает им выполнить общую познавательную функцию. И когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться даже в существовании весьма реальных, но необычных вещей. К. Чуковский писал, что когда в одной из школ повели разговор об акулах кто-то из детей закричал: "Акулов не бывает! "Воображение, возникая в чувственном познании, помогают ребенку оторваться" от конкретной ситуации, взглянуть на проблему с разных точек зрения, и в тех случаях, когда мышление бессильно, ему на помощь приходит воображение. Оно помогает ребенку восполнить тот пробел знаний, который не позволяет ему решить задачу с помощью мышления. Говоря об особенностях развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, особенно хочется подчеркнуть, что ребенок не терпит грубого вмешательства в свои фантазии. Взрослые должны быть осторожны, чтобы ненароком не разрушить хрупкий волшебный мир, созданный малышом в своем воображении.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации. Воображение может быть воссоздающим (создание образов предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов) . «Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других»[4]. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Это прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
[1]Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 2011. 15 с.
[2]Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 2011. 15 с.
[3]Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 2011. 15 с.
[4]Туник, Е.Е. Диагностика творческого воображения /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2011. - 352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...
Консультация для педагогов Тема: «Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал предназначен для педагогов детских садов...
"Мониторинг и коррекция воображения у детей старшего дошкольного возраста"
В данном разделе прдставлен диагностический и коррекционный инструментарий воображения...
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Понятие "самостоятельность деятельности" детей старшего дошкольного возраста в современной педагогике. (статья)
Современное общество нуждается в гражданах, отличающихся целеустремленностью, наблюдательностью, эрудированностью, умением находить выход из сложных ситуаций, мобильностью. Интерес к исследуемой нами ...