Интегрированное занятие в старшей группе "Осенний натюрморт"
рабочая программа (младшая, старшая группа)

Дерябина Елена Евгеньевна

Художественно-эстетическое развитие, конструирование, рисование. Совместное занятие с музыкальным руководителем

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФКДОУ «Детский сад № 2 ФСО России»

                             

                               Интегрированное занятие

                    в старшей группе «Осенний натюрморт»

        

                                                                                              Составили и провели:

                                                                                      Воспитатель Дерябина Е.Е.

                                                                             Муз. руководитель  Шурова Т.Н.

                                           г. Кашира-8

                                            2019-2020гг

Цель: Познакомить с жанром живописи – натюрмортом. Учить создавать натуру для натюрморта. Совершенствовать навыки раскрашивания, применяя «осеннюю» палитру красок. Побуждать к творчеству, используя музыкальные и танцевальные композиции.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с жанром «натюрморт»; Учить

                                составлять объемные и плоские композиции из

                                предложенного материала ;

Развивающие:        Развивать способность выражать эмоциональное

                                отношение к предмету прослушивания и изображения;

                                Упражнять в раскрашивании контура листьев красками.

Воспитательные:   Вызвать интерес к творческой работе, любовь к природе;

                                Воспитывать самостоятельность в выборе предметов для  

                                осенней  композиции.

Оборудование: Осенние листья для танца, классические музыкальные произведения об осени, презентация «Натюрморт», репродукции натюрмортов, творческие наборы для составления плоских и объемных композиций ( 4 набора), наборы для рисования красками ( бумажные контуры листьев, акварельные краски, палитры,  салфетки, кисти, баночки для воды).

Предварительная работа: Рассматривание и беседа по репродукциям, рисование по шаблонам листьев, вырезание листьев, разучивание танца с листьями, заготовка для аппликации (ваза из цветной бумаги на листе А3).

Место проведения: музыкальный зал.

                     Содержание:

Звучит запись классической музыки Шопена. Дети заходят в музыкальный зал и исполняют танец с листьями.

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. С  замечательного танца мы начали  нашу встречу. Звучала музыка Шопена. Какое настроение она вызвала у вас? Как вы думаете, для какого времени года она подходит?  (ответы детей)

Давайте послушаем другие произведения об осени и отгадаем, для какого периода осени они подходят. Звучит музыка А. Вивальди ( 3 муз. композиции «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»)

Вы сегодня услышите и увидите много интересного. А поможет в этом наша гостья – фея Осени.

Звучит музыка. Появляется воспитатель в образе феи. У нее в руках волшебная палочка.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие. Рада встрече с вами. Я расскажу об очень интересном жанре в живописи – жанре натюрморта. Поможет мне видеопроектор. ( взмахивает волшебной палочкой)

Показ презентации «Натюрморт».

Воспитатель: Художник, чтобы нарисовать натюрморт, должен создать натуру, т.е. сконструировать композицию будущей картины. Ребята, а давайте вы попробуете сконструировать натюрморт. Это очень увлекательное занятие. Нам надо разбиться на 4 команды. Посмотрите на спинки стульев, там картинки. У кого листочки, отправляются к мольберту с листочками. У кого овощи, идут к мольберту с овощами. У кого подносы, идут к столу с подносом. У кого вазы, идут к столу с вазой.

Перед вами лежат предметы. Составьте, пожалуйста, разные композиции.

  1. Композиция с листьями в корзине.
  2. Композиция с овощами в корзине.
  3. Объемная композиция с подносом.
  4. Объемная композиция с вазой.

Обсуждение работ.

Воспитатель: молодцы. Вы придумали хорошие композиции для натюрморта.

Больше всего осенью мне нравятся  листочки. Я предлагаю вам побыть художниками и раскрасить заготовленные вами листья палитрой осенних красок. Приступайте к работе. Вдохновлять вас будет прекрасная музыка и моя волшебная палочка, которая превратилась в кисточку.

Раскрашивание листьев.

Муз. руководитель: Спасибо, фея, за интересное занятие. Ребята, давайте ваши листочки  «поставим» в вазу. Составление коллективной аппликаии на мольберте.



Предварительный просмотр:

                           ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»

        Конспект открытого занятия в младшей группе

                                          «В гостях у сказки»

                                                                                                     

                                                                                                          Составила воспитатель

                                                                                   Дерябина Е.Е.

        2016-2017 уч. год

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать представление о полезных свойствах овоща репы;
  • Воспитывать желание выступать перед сверстниками и взрослыми;
  • Формировать умение отвечать на вопросы взрослого;
  • Упражнять в определении величины, формы предметов;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Упражнять в рисовании кругов .

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

  • «Здоровье», «Социально-коммуникативная», «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Театральная деятельность».

МАТЕРИАЛЫ: картинка с изображением  овоща репы; полотно с прорезями в виде геометрических фигур ( круга, квадрата, треугольника), ободки на голову для сказки «Репка», карандаши, листы с изображением куска сыра, аудиозапись музыкального сопровождения.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми встают в круг. Воспитатель и дети произносят текст:

                     Встаньте, дети, встаньте в круг,

                     Ты мой друг, и я твой друг,

                     Крепко за руки возьмемся

                     И друг другу улыбнемся.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (Ответы детей) А как вы думаете, на чем можно отправиться в сказочное путешествие? (Ответы детей) Есть у меня волшебный «ковер-самолет». На нем мы и отправимся в наше путешествие.

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а он в дырках в виде геометрических фигур.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, смотрите. А ковер-то наш дырявый. Кто же это мог сделать? (Ответы детей) А мне кажется, это сделал тот, про кого я сейчас загадку загадаю.

                              Маленький рост,

                              Длинный хвост,

                              Серая шубка,

                              Острые зубки. (Мышка)

Правильно. Это мышка прогрызла наш «ковер-самолет». Чтобы нам отправиться в путешествие, его необходимо отремонтировать.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЗАПЛАТКУ». На подносе лежат геометрические фигуры. Дети сопоставляют их с формой прорезей на «ковре-самолете» и находят «заплатки», подходящие для «ремонта».

ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, а какие геометрические фигуры вам понадобились? Какого они размера? (Ответы детей). Молодцы. Справились с заданием, ковер починили, теперь мы можем отправляться в наше путешествие на «ковре-самолете». Становимся на ковер и повторяем вместе со мной волшебные слова.

                                Наш ковер по небу мчится,

                                Что же с нами приключится?

                                Закрывайте быстро глазки,

                                Чтобы очутиться в сказке.

Звучит музыка. Вот и попали мы с вами в сказку. Отгадайте, в какую?

                                 Круглый бок, желтый бок,

                                 Сидит в грядке колобок.

                                 Врос он в землю крепко.

                                 Что же это?.......Репка.

Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, какая у нас красивая репка! Сейчас я вам расскажу про нее сказку, а героями будете вы. Согласны разыграть сказку?

Ответы детей. Воспитатель выбирает детей и распределяет роли.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет- потянет—вытянуть не может. Стал он бабку звать.

ДЕД. Бабка, помоги вытащить репку.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Прибежала  бабка. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

БАБКА. Внучка, помоги вытащить репку.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Прибежала внучка.Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут—вытянуть не могут. Стала внучка Жучку звать на помощь.

ВНУЧКА. Жучка, помоги вытащить репку.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут—потянут—вытянуть не могут. Стала Жучка кошку на помощь звать.

ЖУЧКА. Кошка, помоги вытащить репку.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Для начала, ребята, вместе с кошкой сделаем физкультурную паузу.

         Вот мы репку посадили                                 Наклониться.

         И водой ее полили.                                         Имитация движения.

         А теперь ее потянем                                       Имитация движения.

         И из репки кашу сварим,                               Имитация движения.

         И будем мы из репки                                      Показать силу.

         Здоровые и крепкие.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Теперь кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут—вытянут не могут. Стала кошка мышку звать.

КОШКА. Мышка, иди помогать репку тащить.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А мышка попросила ребят помочь ей в сыре, который изображен на бумаге, нарисовать круги, напоминающие дырочки в сыре.

Дети подходят к столам и выполняют индивидуальные задания.

МЫШКА. Спасибо, ребята, что помогли.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Продолжаем сказку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут—вытянули репку. Репка—очень вкусный и полезный продукт. В ней много витаминов. Она дает людям силу и здоровье. Вот и сказки конец! Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети усаживаются на «ковер-самолет» и произносят текст:

                  Наш ковер по небу мчится,

                  Чтоб домой нам возвратиться.

Звучит музыка. Дети отвечают на вопросы воспитателя.

ВОСПИТАТЕЛЬ. В какой мы сказке побывали? Каких видели героев? Как мы им помогали? Для чего нужно было вытащить репку? ( ответы детей)

Нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится.

                   Крепко за руки возьмемся
                  И друг другу улыбнемся,

                   И друг другу на прощанье

                   Мы подарим поцелуй!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно-развивающая среда в группе «Подсолнушки» Воспитатели: Арапова А.В. Дерябина Е.Е. ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»

Слайд 2

Предметно – пространственную развивающую среду в нашей группе мы старались организовать в соответствии с требованиями ФГОС, где чётко прослеживаются пять образовательных областей: социально-коммуникативная , познавательная , речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Слайд 3

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС Социально-коммуникативное развитие: Познавательное развитие: Речевое развитие: Художественно-эстетическое развитие: Физическое развитие: Центр безопасности Уголок природы «Наша библиотека» Центр творчества Центр здоровья (Спортивный уголок) Уголок дежурств «Конструкторское бюро» Центр театрально-музыкальной деятельности Центр игровой активности (уголок сюжетно-ролевых игр) Центр экспериментирования Центр дидактических и настольных игр Патриотический уголок «Наша Родина- Россия» Центр подготовки к школе

Слайд 4

Стараемся сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы создать максимально эмоциональную положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Соблюдаем принцип зонирования благодаря организации различных игровых зон и уголков. В группе создаются условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской) через внедрение проектных методик. Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.

Слайд 5

Направление: Художественно — эстетическое развитие. В Центре творчества находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Слайд 6

Направление: Речевое развитие Центр «Наша библиотека» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее яркие иллюстрации в том месте, где ему наиболее комфортно.

Слайд 7

Направление: Познавательное развитие. Центр экспериментирования. Здесь находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы. Дети могут проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Слайд 8

Уголок «Природы » включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке мы содержим различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений оформлен макет: подводный животный мир. Есть аквариум, где дети наблюдают за жизнью рыб.

Слайд 9

На подоконниках часто располагаем коллекции мелких игрушек, а весной или осенью разводим небольшой домашний огород. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и не требует материальных затрат. Зато сколько удовольствия для детей и пользы! Этот уголок развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает им лучше познать жизнь растений.

Слайд 10

Центр « Конструкторное бюро» сосредоточен в одном месте и занимает много пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструкторы различного вида, материала и размера) можно перемещаться в любое место группы и организовывать конструктивную деятельность по интересам.

Слайд 11

Центр «Дидактических и настольных игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Слайд 12

Направление: Социально-личностное развитие. Игра - основной вид деятельности детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей: развивает фантазию, формирует игровые навыки, умение выстраивать диалоги, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Кафе» …

Слайд 13

Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира ,- это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.



Предварительный просмотр:

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 ФСО России»

 (ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»)

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДЕН

Педагогическим советом                                        Заведующим детским садом

ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»              __________Сезоновой Н.А.

(Протокол от «__»______2018 г. №1)                        «___»____________2018 г.

                                   

                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

с детьми 6-7 лет на период с 3 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года

        

                                                                                      Составитель:

                                                                                                  Е.Е. Дерябина,

                              воспитатель

        

                                         Г. Кашира-8, 2018

№ п/п

                                           Раздел программы

Раздел 1.   Целевой

1.1

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации рабочей программы

Принципы формирования рабочей программы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2. Содержательный

2.1

Содержание рабочей программы

2.2

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3

Способы поддержки детской инициативы

2.4

Взаимодействие с семьями

2.5

Взаимодействие с социумом

Раздел 3. Организационный

3.1

Комплексно-тематический план работы

3.2

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

3.3

Описание материально-технического обеспечения программы

Список литературы

                               Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

Программа кружка  предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и  представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и разработанное на основе пособий: Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет».

В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.

 Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.

Программа кружка  составлена с учетом следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений( с изменениями)

- Устав ДОУ;

- Положение ДОУ «О рабочей программе дополнительного образования»;

- Учебный план и программа дополнительного образования ДОУ

Цель программы:

Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Задачи:

1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития.

3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.

4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Данная программа  с дошкольниками формируется на основе следующей системы дидактических принципов: 

- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности);

- Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,

продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с

предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного

представления о мире);

- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на

основании некоторого критерия (принцип вариативности).

- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми

собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)

Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:

- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- систематичность последовательность занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- наглядность.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У

детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом отдельных предметов.

Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.

Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.

Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.

Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.

Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение  составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).

Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (с сентября по май включительно), что составляет 35 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся во второй половине дня по пятницам.

Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий.

1.2 Планируемые результаты освоения программы.

По направлению «Развитие речи» к концу учебного года ребенок должен:

 - Знать буквы русского алфавита

 - Писать буквы русского алфавита в клетке

 - Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»

- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце

 - Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные

 - Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)

- Соотносить звук и букву

-Читать слова, слоги, предложения

- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»

- Диалог и монолог.

- Рассуждение.

- Составление рассказа по картине.

- Пересказ короткого текста.

По направлению «ФЭМП» к концу учебного года ребенок должен уметь:

 - Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

 - Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

- Находить части целого и целое по известным частям.

 - Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

- Считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

 - Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 20. - Называть для каждого числа в пределах 20 предыдущее и последующее числа.

- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

 - Соотносить цифру с количеством предметов.

 - Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник  и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

-  Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

- Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

                                   Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание рабочей программы

Месяц

Развитие речи

ФЭМП

сентябрь

1. «Слышим и говорим правильно». Совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении все звуки

1. «Устный счет». Закреплять знания детей: отсчет предметов. Порядок следования числительных, умение правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами

октябрь

1.«Как звучат слова?» Совершенствовать проявления интереса к смыслу слов

2. «Связная речь». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить задавать вопросы друг другу по тексту произведения

1. «Найди меня!». Учить детей ориентироваться  в пространстве, местонахождение предмета по отношению к себе.

2. «Деление». Учить делить круг на части. Сравнивать, понимать, что целое больше части, часть меньше целого

ноябрь

1. «Рассматривание картин и составление рассказов». Совершенствовать умение составлять рассказы по картине

2. «Знакомство со звуками». Формировать умение составлять слова из слогов

3. «Геральдика России». Учить детей рассуждать

1. «Дни недели». Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности.

2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5

декабрь

1. «Играем!». Закреплять умения общаться друг с другом, воспитывать культуру речи

1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 6 до 9

2. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число

январь

1. «Деление слов на слоги». Формировать умение составлять слова из слогов.

1. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число (продолжение)

февраль

1. «Учимся вести диалог». Развивать диалогическую речь, умение формулировать и выражать имеющуюся информацию

2. «Учимся пересказывать». Вовлекать детей в содержательное общение, пересказывать текст

1. «Ориентация на плоскости листа». Закреплять знания  детей ориентироваться на листе. Знакомство с тетрадями.

2. «Деление предметов на части». Показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части

март

1. «Составление рассказа по  теме». Учить детей составлять короткий рассказ по теме, задавать вопросы и рассуждать

1. «Сколько весит тело?» Познакомить детей с приемами измерения жидких и сыпучих тел

2. «Образование чисел от 11 до 20»

Познакомить детей с образованием чисел третьего десятка

апрель

1. «Ударные и безударные гласные». Закреплять слоговый анализ слова

2. «Заучивание наизусть». Обучать детей приемам заучивания

1. «Задачи».  Дать детям представление об арифметической задаче.

2. «Задачи». Учить детей составлять и решать задачи.

май

1. «Посидим-поговорим». Итоговое занятие.

1. «Подводим итоги»

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Основная форма организации работы – микрогруппа , игровая, т.к. именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной рабочей образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.

2.3 Способы поддержки детской инициативы

В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:

-тематический уголок «Скоро в школу» ( глобус, колокольчик, книги про школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»)

- игровое дидактическое пособие по математике

- магнитная азбука

- обучающие настольные игры

- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»

- рабочая тетрадь «Я считаю до 20»

2.4 Взаимодействие с семьями

     месяц

                           Форма работы

сентябрь

Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников

октябрь-  май

Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению», «Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», « Мой ребенок - левша», « С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для подготовки детей к школе».

январь

Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов

 

2.5 Взаимодействие с социумом

    месяц

                                   Мероприятие

     январь

Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов.

    апрель

Посещение школьной библиотеки

                                        Раздел 3. Организационный

3.1  Комплексно- тематический план работы

Дата

№ занятия

                                              Тема

          «Развитие речи»

               «ФЭМП»

07.09

      1

Обследование фонематического слуха.

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10, математические знаки «больше - меньше», работа со счетными палочками.

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

14.09

      2

Гласный звук а, буква А.

Количество и счет: знаки «равно, неравно, плюс, минус», математические задачи.

Величина: сравнение предметов.

Ориентировка на листе бумаги.

21.09

      3

Гласный звук о, буква О.

Количество и счет: счет по образцу и названному числу.

Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами.

Части суток.

28.09

      4

Гласный звук ы, буква ы.

Количество и счет: знаки «больше, меньше, равно, неравно», соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, трапеция.

Логическая задача: дорисовка предмета.

05.10

      5

Гласный звук и, буква И.

Диалог и монолог.

Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка.

Ознакомление с часами.

12.10

      6

Гласный звук у, буква У.

Диалог и монолог.

Количество и счет: установление соответствия между количеством и цифрой.

Дни недели.

Ориентировка в пространстве.

19.10

      7

Согласные звуки н, н. Буква Н, н. Диалог и монолог.

Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: овал.

Логическая задача на установление связей и зависимостей.

26.10

      8

Согласные звуки м, м. Буква М, м. Диалог и монолог.

Арифметические задачи, величина, решение примеров.

Ориентировка в пространстве.

02.11

      9

Согласные звуки т, т. Буква Т, т. Рассказ по картине.

Количество и счет: цифры от 1 до 10, число 11.

Логическая задача.

Ориентировка во времени.

09.11

      10

Согласные звуки к, к. Буква К, к. Рассказ по картине.

Количество и счет: состав числа 7 из двух меньших, математические знаки.

Ориентировка в тетради в клетку.

Геометрические фигуры.

16.11

      11

Согласные звуки р, р. Буква Р, р. Рассуждение.

Количество и счет: число 12.

Геометрические фигуры.

Логическая задача.

Ориентировка во времени.

23. 11

      12

Согласные звуки л, л. Буква Л, л. Рассуждение.

Арифметическая задача.

Состав числа 8.

Логическая задача.

Ориентировка во времени.

30. 11

      13

Согласные звуки в, в. Буква В, в. Слоги.

Количество и счет: число 13, математическая задача, решение примеров.

Логическая задача.

Геометрические фигуры.

Ориентировка в тетради в клетку.

07.12

      14

Согласные звуки с, с. Буква С, с. Культура речи.

Решение примеров, знаки «плюс - минус». Величина.

Логическая задача.

Геометрические фигуры.

14. 12

      15

Согласные звуки п, п. Буква П, п. Культура речи.

Количество и счет: число 14

Логическая задача.

Дни недели.

21.12

      16

Согласные звуки з, з. Буква  З, з. Культура речи.

Количество и счет: состав числа 9, арифметическая задача.

Геометрические фигуры.

28. 12

      17

Согласные звуки б, б. Буква Б, б. Культура речи.

Количество и счет: число 15.

Ориентировка в тетради в клетку.

11. 01.

      18

Согласные звуки д, д. Буква Д, д. Составление слов из слогов.

Количество и счет: числа от 1 до 15, решение примеров.

Логическая задача.

Геометрические фигуры.

18. 01

      19

Согласный мягкий звук й. Буква Й, й. Составление слов из слогов.

Количество и счет: число 16.

Измерение линейкой.

 Логическая задача.

Ориентирование во времени.

25. 01

      20

Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков. Составление слов из слогов.

Количество и счет: состав числа 9, математическая задача, знаки «плюс – минус».

Геометрические фигуры.

01.02

      21

Согласные звуки г, г. Буква  Г, г. Диалог. Пересказ.

Количество и счет: число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат)

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

08. 02

      22

Согласный мягкий звук ч. Буква Ч, ч. Диалог. Пересказ.

Количество и счет: число 17.

Геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

15. 02

      23

Согласный твердый звук ш. Буква Ш, ш. Диалог. Пересказ.

Количество и счет: число 18.

Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы.

Логическая задача.

22. 02

      24

Гласный звук э. Буква Э, э. Диалог. Пересказ.

Количество и счет: число 18, решение примеров.

Ориентировка во времени: времена года.

Ориентировка на листе бумаги.

01.03

       25

Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. Рассказ по теме.

Количество и счет: число 19, состав числа 10.

Величина:  сравнение предметов по величине.

Логическая задача.

15. 03

       26

Согласный твердый звук ж. Буква Ж, ж. Рассказ по теме.

Количество и счет: число 19.

Величина: измерение линейкой.

Геометрические фигуры: квадраты.

22. 03

       27

Согласные звуки х, х. Буква Х, х. Рассказ по теме.

Количество и счет: число 20, решение примеров, задачи.

Логическая задача.

29.  

03

       28

Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. Рассуждение.

Количество и счет: решение арифметической задачи, примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве:

работа в тетради в клетку.

Логическая задача.

05.

04

       29

Обследование детей на конец года.

Обследование детей на конец года.

12.

04

       30

Закрепление. Ударные и безударные гласные.

Количество и счет: знаки «плюс – минус», математическая задача.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

19.

04

       31

Закрепление. Ударные и безударные гласные.

Количество и счет: решение примеров.

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

26.

04

       32

Приемы заучивания наизусть.

 Количество и счет: соотнесение между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.

Логическая задача.

17.

05

       33

Повторение в игровой форме.

Количество и счет: задачи – шутки, решение примеров, математические загадки.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

24.

05

       34

Повторение в игровой форме.

Повторение в игровой форме.

31.

05

       35

Повторение в игровой форме.

Повторение в игровой форме.

3.2   Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-

социального поведения.

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических

игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения.

Параметры оценки:

По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:

1. Звуковая сторона и выразительность речи

2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

 По направлению «ФЭМП»:

1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).

2. Числа и операции над ними

3. Пространственно-временные представления

4. Геометрические фигуры и величины

3.3 Описание материально-технического  обеспечения программы

№ п/п

                          Наименование

         Количество

1

Магнитная азбука

1

2

Дидактические настольные игры

5

3

Учебное пособие по математике

1

4

Предметные картинки

По каждой теме

5

Раздаточный и счетный материал

На каждого ребенка

6

Рабочие тетради по математике

На каждого ребенка

7

Рабочие тетради по грамматике

На каждого ребенка

Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса явились следующие программы и пособия:

- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;

- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;

- Жукова Н.С. «Букварь».2012;

- Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель,2006;

- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;

- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;

- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;

- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;

- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011;

- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;

- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.

- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;

- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 ФСО России»

 (ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»)

СОГЛАСОВАНО                                                                                          УТВЕРЖДЕН

Педагогическим советом                                                               Заведующим детским садом

ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»                                      __________ Сезоновой Н.А.

(Протокол от «__»______2019г. №1)                                            «___»____________2019г.

                                   

                                            

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

с детьми 6-7 лет на период со 2 сентября 2019 года по 29 мая 2020 года

                

                                                                                      Составитель:

                                                                                                  Е.Е. Дерябина,

                              воспитатель

                                              г. Кашира-8, 2019

№ п/п

                                           Раздел программы

Раздел 1.   Целевой

1.1

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации рабочей программы

Принципы формирования рабочей программы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2. Содержательный

2.1

Содержание рабочей программы

2.2

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3

Способы поддержки детской инициативы

2.4

Взаимодействие с семьями

2.5

Взаимодействие с социумом

Раздел 3. Организационный

3.1

Комплексно-тематический план работы

3.2

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

3.3

Описание материально-технического обеспечения программы

Список литературы

                                           Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

Программа кружка  предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и  представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и разработанное на основе пособий: Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю до 10. Математика для детей 6-7 лет».

В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.

 Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.

Программа кружка  составлена с учетом следующих нормативных документов:

- Устав ДОУ;

- Положение ДОУ «О рабочей программе дополнительного образования»; - Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений( с изменениями)

- Учебный план и программа дополнительного образования ДОУ

Цель программы:

Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Задачи:

1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития.

3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.

4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Данная программа  с дошкольниками формируется на основе следующей системы дидактических принципов: 

- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности);

- Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,

продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с

предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного

представления о мире);

- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на

основании некоторого критерия (принцип вариативности).

- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми

собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)

Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:

- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- систематичность последовательность занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- наглядность.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У

детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом отдельных предметов.

Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.

Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.

Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.

Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.

Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение  составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).

Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (с сентября по май включительно), что составляет 35 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся во второй половине дня по пятницам.

Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий.

1.2 Планируемые результаты освоения программы.

По направлению «Развитие речи» к концу учебного года ребенок должен:

 - Знать буквы русского алфавита

 - Писать буквы русского алфавита в клетке

 - Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»

- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце

 - Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные

 - Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)

- Соотносить звук и букву

-Читать слова, слоги, предложения

- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»

- Диалог и монолог.

- Рассуждение.

- Составление рассказа по картине.

- Пересказ короткого текста.

По направлению «ФЭМП» к концу учебного года ребенок должен уметь:

 - считать по образцу и названному числу в пределах 10;

 - понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

 -писать цифры от 1 до 10;

 -пользоваться математическими знаками: +, --, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;

 - записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

 -соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

 - различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

 - составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

 - понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

 - знать геометрические фигуры;

 -рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

 - выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;

 -располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине. Высоте. Толщине. Используя соответствующие определения;

 - делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать,что часть меньше целого, а целое больше части;

 - называть последовательно дни недели, месяцы;

 - ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

 - определять положение предметов по отношению к другому лицу;

 - решать логические задачи на сравнение, классификацию, устанавление последовательности событий, анализ и синтез;

 - понимать задание и выполнять его самостоятельно;

 - проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

                                   Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание рабочей программы

Месяц

Развитие речи

ФЭМП

сентябрь

1. «Слышим и говорим правильно». Совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении все звуки

1. «Устный счет». Закреплять знания детей: отсчет предметов. Порядок следования числительных, умение правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами

октябрь

1.«Как звучат слова?» Совершенствовать проявления интереса к смыслу слов

2. «Связная речь». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить задавать вопросы друг другу по тексту произведения

1. «Найди меня!». Учить детей ориентироваться  в пространстве, местонахождение предмета по отношению к себе.

2. «Деление». Учить делить круг на части. Сравнивать, понимать, что целое больше части, часть меньше целого

ноябрь

1. «Рассматривание картин и составление рассказов». Совершенствовать умение составлять рассказы по картине

2. «Знакомство со звуками». Формировать умение составлять слова из слогов

3. «Геральдика России». Учить детей рассуждать

1. «Дни недели». Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности.

2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5

декабрь

1. «Играем!». Закреплять умения общаться друг с другом, воспитывать культуру речи

1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 6 до 9

2. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число

январь

1. «Деление слов на слоги». Формировать умение составлять слова из слогов.

1. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число (продолжение)

февраль

1. «Учимся вести диалог». Развивать диалогическую речь, умение формулировать и выражать имеющуюся информацию

2. «Учимся пересказывать». Вовлекать детей в содержательное общение, пересказывать текст

1. «Ориентация на плоскости листа». Закреплять знания  детей ориентироваться на листе. Знакомство с тетрадями.

2. «Деление предметов на части». Показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части

март

1. «Составление рассказа по  теме». Учить детей составлять короткий рассказ по теме, задавать вопросы и рассуждать

1. «Сколько весит тело?» Познакомить детей с приемами измерения жидких и сыпучих тел

2. «Образование чисел от 1 до 10»

Познакомить детей с числами второго десятка.

апрель

1. «Ударные и безударные гласные». Закреплять слоговый анализ слова

2. «Заучивание наизусть». Обучать детей приемам заучивания

1. «Задачи».  Дать детям представление об арифметической задаче.

2. «Задачи». Учить детей составлять и решать задачи.

май

1. «Посидим-поговорим». Итоговое занятие.

1. «Подводим итоги»

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Основная форма организации работы – микрогруппа , игровая, т.к. именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной рабочей образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.

2.3 Способы поддержки детской инициативы

В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:

-тематический уголок «Скоро в школу» ( глобус, колокольчик, книги про школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»)

- игровое дидактическое пособие по математике

- магнитная азбука

- обучающие настольные игры

- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»

- рабочая тетрадь «Я считаю до 10»

2.4 Взаимодействие с семьями

     месяц

                           Форма работы

сентябрь

Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников

октябрь-  май

Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению», «Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», « Мой ребенок - левша», « С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для подготовки детей к школе».

январь

Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов

 

2.5 Взаимодействие с социумом

    месяц

                                   Мероприятие

     январь

Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов.

    апрель

Посещение школьной библиотеки

                                        Раздел 3. Организационный

3.1  Комплексно- тематический план работы

Дата

№ занятия

                                              Тема

          «Развитие речи»

               «ФЭМП»

06.09

      1

Обследование фонематического слуха.

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10, математические знаки «больше - меньше», работа со счетными палочками.

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

13.09

      2

Гласный звук а, буква А.

Количество и счет: знаки «равно, неравно, плюс, минус», математические задачи.

Величина: сравнение предметов.

Ориентировка на листе бумаги.

20.09

      3

Гласный звук о, буква О.

Количество и счет: счет по образцу и названному числу.

Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами.

Части суток.

27.09

      4

Гласный звук ы, буква ы.

Количество и счет: знаки «больше, меньше, равно, неравно», соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, трапеция.

Логическая задача: дорисовка предмета.

04.10

      5

Гласный звук и, буква И.

Диалог и монолог.

Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка.

Ознакомление с часами.

11.10

      6

Гласный звук у, буква У.

Диалог и монолог.

Количество и счет: установление соответствия между количеством и цифрой.

Дни недели.

Ориентировка в пространстве.

18.10

      7

Согласные звуки н, н. Буква Н, н. Диалог и монолог.

Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: овал.

Логическая задача на установление связей и зависимостей.

25.10

      8

Согласные звуки м, м. Буква М, м. Диалог и монолог.

Арифметические задачи, величина, решение примеров.

Ориентировка в пространстве.

01.11

      9

Согласные звуки т, т. Буква Т, т. Рассказ по картине.

Количество и счет: цифры от 1 до 10.

Логическая задача.

Ориентировка во времени.

08.11

      10

Согласные звуки к, к. Буква К, к. Рассказ по картине.

Количество и счет: состав числа 7 из двух меньших, математические знаки.

Ориентировка в тетради в клетку.

Геометрические фигуры.

15.11

      11

Согласные звуки р, р. Буква Р, р. Рассуждение.

Количество и счет

Геометрические фигуры.

Логическая задача.

Ориентировка во времени.

22. 11

      12

Согласные звуки л, л. Буква Л, л. Рассуждение.

Арифметическая задача.

Состав числа 8.

Логическая задача.

Ориентировка во времени.

29. 11

      13

Согласные звуки в, в. Буква В, в. Слоги.

Количество и счет: математическая задача, решение примеров.

Логическая задача.

Геометрические фигуры.

Ориентировка в тетради в клетку.

06.12

      14

Согласные звуки с, с. Буква С, с. Культура речи.

Решение примеров, знаки «плюс - минус». Величина.

Логическая задача.

Геометрические фигуры.

13. 12

      15

Согласные звуки п, п. Буква П, п. Культура речи.

Количество и счет

Логическая задача.

Дни недели.

20.12

      16

Согласные звуки з, з. Буква  З, з. Культура речи.

Количество и счет: состав числа 9, арифметическая задача.

Геометрические фигуры.

27. 12

      17

Согласные звуки б, б. Буква Б, б. Культура речи.

Количество и счет

Ориентировка в тетради в клетку.

10. 01.

      18

Согласные звуки д, д. Буква Д, д. Составление слов из слогов.

Количество и счет: числа от 1 до 10, решение примеров.

Логическая задача.

Геометрические фигуры.

17. 01

      19

Согласный мягкий звук й. Буква Й, й. Составление слов из слогов.

Количество и счет

Измерение линейкой.

 Логическая задача.

Ориентирование во времени.

24. 01

      20

Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков. Составление слов из слогов.

Количество и счет: состав числа 9, математическая задача, знаки «плюс – минус».

Геометрические фигуры.

31.01

      21

Согласные звуки г, г. Буква  Г, г. Диалог. Пересказ.

Количество и счет:  решение примеров, счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат)

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

07. 02

      22

Согласный мягкий звук ч. Буква Ч, ч. Диалог. Пересказ.

Количество и счет

Геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

14. 02

      23

Согласный твердый звук ш. Буква Ш, ш. Диалог. Пересказ.

Количество и счет

Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы.

Логическая задача.

21. 02

      24

Гласный звук э. Буква Э, э. Диалог. Пересказ.

Количество и счет:  решение примеров.

Ориентировка во времени: времена года.

Ориентировка на листе бумаги.

28.02

       25

Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. Рассказ по теме.

Количество и счет:  состав числа 10.

Величина:  сравнение предметов по величине.

Логическая задача.

06. 03

       26

Согласный твердый звук ж. Буква Ж, ж. Рассказ по теме.

Количество и счет

Величина: измерение линейкой.

Геометрические фигуры: квадраты.

13. 03

       27

Согласные звуки х, х. Буква Х, х. Рассказ по теме.

Количество и счет: решение примеров, задачи.

Логическая задача.

20.  

03

       28

Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. Рассуждение.

Количество и счет: решение арифметической задачи, примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве:

работа в тетради в клетку.

Логическая задача.

27.

03.

       29

Обследование детей на конец года.

Обследование детей на конец года.

03.

04

       30

Закрепление. Ударные и безударные гласные.

Количество и счет: знаки «плюс – минус», математическая задача.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

10.

04

       31

Закрепление. Ударные и безударные гласные.

Количество и счет: решение примеров.

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

17.

04

       32

Приемы заучивания наизусть.

 Количество и счет: соотнесение между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.

Логическая задача.

24.

04

       33

Повторение в игровой форме.

Количество и счет: задачи – шутки, решение примеров, математические загадки.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

08.

05

       34

Повторение в игровой форме.

Повторение в игровой форме.

15.

05

       35

Повторение в игровой форме.

Повторение в игровой форме.

3.2   Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-

социального поведения.

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических

игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения.

Параметры оценки:

По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:

1. Звуковая сторона и выразительность речи

2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

 По направлению «ФЭМП»:

1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).

2. Числа и операции над ними

3. Пространственно-временные представления

4. Геометрические фигуры и величины

3.3 Описание материально-технического  обеспечения программы

№ п/п

                          Наименование

         Количество

1

Магнитная азбука

1

2

Дидактические настольные игры

5

3

Учебное пособие по математике

1

4

Предметные картинки

По каждой теме

5

Раздаточный и счетный материал

На каждого ребенка

6

Рабочие тетради по математике

На каждого ребенка

7

Рабочие тетради по грамматике

На каждого ребенка

Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса явились следующие программы и пособия:

- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;

- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;

- Жукова Н.С. «Букварь».2012;

- Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Изд-во «Сфера».2019;

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель,2006;

- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;

- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;

- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;

- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;

- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011;

- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;

- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.

- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;

- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Дерябина Е.Е., воспитатель. ФКДОУ «Детский сад № 2 ФСО России» Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе «Подсолнушки» Подготовила: Дерябина Е.Е., воспитатель ФКДОУ «Детский сад № 2 ФСО России»

Слайд 2

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического р азвития, приобщение к здоровому образу жизни.

Слайд 3

Задачи: Охрана и укрепление здоровья детей Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности Воспитание потребности в здоровом образе жизни Обеспечение физического и психического благополучия.

Слайд 4

Теоретическая база: Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы . Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет). Утробина К.К. «Подвижные игры для детей 5 – 7 лет. Конспекты физкультурных занятий».

Слайд 5

Предметно-развивающая среда: «Центр здоровья» Оборудованный физкультурный зал Прогулочный участок

Слайд 6

Система физкультурно-оздоровительной работы в группе: ООД по физкультуре Совместно организованная физкультурно- оздоровительная деятельность Самостоятельная двигательная деятельность Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в течение дня.

Слайд 9

Совместно организованная физкультурно- о здоровительная деятельность Физкультурные праздники (2 раза в год) Физкультурные досуги (ежемесячно) «Неделя здоровья» (сентябрь. 4-я неделя) «День Здоровья» (7 апреля)

Слайд 10

Самостоятельная двигательная деятельность Подвижные игры Спортивные игры Игры в «Центре Здоровья»

Слайд 11

Физкультурно-оздоровительная и профилакти - ческая работа в течение дня Утренняя гимнастика Гимнастика пробуждения «Дорожка Здоровья» Гигиенические и водные процедуры Закаливающие мероприятия Воздушные ванны Дыхательная гимнастика Гимнастика для профилактики плоскостопия Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика

Слайд 12

Взаимодействие с семьей Совместные с родителями физкультурные праздники Консультации Индивидуальные рекомендации Совместные проекты Анкетирование

Слайд 13

Методические приемы в работе с детьми Рассказы и беседы Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов Дидактические игры Подвижные игры Профилактические гимнастики Физминутки Динамические паузы

Слайд 14

Мини-музей « Мойдодыр » В гостях у младшей группы

Слайд 15

Двигательная деятельность во время прогулки

Слайд 16

Двигательная деятельность На музыкальных занятиях На праздниках

Слайд 17

Утренняя гимнастика

Слайд 18

День Здоровья

Слайд 19

Физкультурный досуг

Слайд 21

Ближайшая перспектива Изучение и внедрение технологии « Стретчинг »



Предварительный просмотр:

                      ФКДОУ «Детский сад № 2 ФСО России»

       Проект «Музыкальные пейзажи. Осень»

                   ( Творческий досуг в старшей группе)

        Провели:

                                                                  Воспитатель Дерябина Е.Е.

                                                                  Муз. руководитель Шурова Т.Н.

                                         2018-2019 уч. год

Задачи: учить устанавливать внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить детей «видеть музыку» и «слышать живопись», учить воплощать полученные впечатления в творческих работах.

Музыкальный репертуар: А.Вивальди «Осень», С. Прокофьев «Фея Осени».

Произведения изобразительного искусства: И. Остроухов «Золотая осень»,И. Левитан «Поздняя осень».

Оборудование и материалы для изодеятельности: листы бумаги, наборы красок «гуашь», баночки с водой, салфетки, набор кистей.

                                               Содержание:

Воспитатель:              Унылая пора! Очей очарованье!

                                     Приятна мне твоя прощальная краса—

                                     Люблю я пышное природы увяданье,

                                     В багрец и золото одетые леса…

В-ль: Ребята, о каком времени года так замечательно говорил А.С. Пушкин?

Ответы детей: об осени.

В-ль: Да. Осень—прекрасное время года. Мы знаем, что она бывает разной. Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует нам картину осени. Послушайте, о какой осени она нам рассказывает? ( звучит «Осень» А. Вивальди).

Ответы детей: веселая, радостная.

В-ль: Да, это осень веселая, радостная, праздничная. Вот как сказал о ней поэт:                                Бодрящий воздух, ясная погода

                                         Веселый пахарь праздничным весельем

                                         Встречает золотое время года

                                         На нивах собран урожай отменный

                                         Окончен труд, заботы спало бремя

                                         Для песен, игр и плясок нынче время…

В-ль: Какими красками вы бы нарисовали картину этой осени?

Ответы детей: оранжевыми, желтыми.

В-ль: Да, золотыми, оранжевыми, желтыми, бордовыми, красными. Радостная, яркая получится картина. А сейчас прозвучит другая музыка об осени. Попытайтесь представить себе картину, которую рисуют музыкальные звуки, и расскажите о ней. ( звучит «Фея Осени» С. Прокофьева)

Ответы детей: дождь, ветер, грустная, печальная осень.

В-Ль: Да, это музыкальная картина поздней осени: сильный дождь, холодный ветер, который срывает с деревьев последние листья. Резкая взволнованная музыка рисует порывы осеннего ветра. Грустная, печальная осень. О ней можно сказать следующими строками:

                                          Осень наступила,

                                          Высохли цветы,

                                          И стоят уныло

                                          Голые кусты.

                                          Туча небо кроет,

                                          Солнце не блестит,

                                          Ветер в поле воет,

                                          Дождик моросит.

                                                              А. Плещеев.

В-ль: Какие бы вы взяли краски для того, чтобы нарисовать эту осень?

Ответы детей: Темные.

В-ль: Верно, темные, холодные. Настроение этой картины будет печальным. Разная осень, и разными музыкальными красками композиторы А. Вивальди и С. Прокофьев рассказали о ней.

Художники также воплощали красоту осени в своих полотнах. Им нравилась разная осень: и золотая, праздничная, и поздняя, хмурая.

Посмотрите, какую осень изобразил художник на этой картине? ( И. Остроухов «Золотая осень»)

В-ль: Конечно, это осень золотая. Золотое убранство леса напоминает драгоценные царские наряды, красиво смотрятся на фоне желтой листвы черно-белые сороки. Краски на картине звучат ярко и празднично.

В-ль: А какая осень на этой картине? ( И. Левитан «Поздняя осень»)

В-ль: Это хмурая, поздняя осень. Как вы об этом догадались? Какие краски взял художник?

Ответы детей: темные, холодные.

В-ль: Верно. Серое небо отражается в серо-голубой осенней луже, зеленая трава потеряла яркость, пожухла. Почти все деревья сбросили свои золотые наряды, и только кое-где еще желтеет листва, да темнеют влажной хвоей сосны и ели.

В-ль: А сей час я предлагаю вам исполнить волшебный танец осени.

Сначала это будет танец золотой, радостной осени…, а потом печальной, ветреной, поздней осени.

Звучит А. Вивальди «Осень» …

Звучит С. Прокофьев «Фея осени»…

Под танец детей появляется Фея Осени : Как замечательно вы танцевали, так хорошо передали в танце разное настроение осени. А хотите превратиться в настоящих художников и нарисовать разную осень? Давайте попробуем на одной картине красками рассказать о золотой и поздней осени. Для этого на листах бумаги, разделенных на половинки, на одной половине нарисуем золотую осень, на другой—грустную, позднюю. А поможет нам в этом музыка. Сначала прозвучит «Осень» А. Вивальди. Какая осень—веселая, праздничная, золотая. Воплотим ее в красках.

Теперь нарисуем осень позднюю, хмурую, ветреную. О ней рассказала нам музыка С. Прокофьева.

Фея Осени: Молодцы, ребята. Замечательные у вас получились картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "Натюрморт"

Образовательная область художественно-эстетическое развитие....

Конспект интегрированного занятия Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»

Образовательные задачи: способствовать проявлению у детей  активного интереса и  эмоционального отклика на художественное произведение. Вызвать желание внимательно рассмотреть натюрморт, пол...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»

Конспект интегрированного занятияТема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»Воспитатель :Проняева О.В.Образовательные задачи: способствовать проявлению у детей ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...