Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность.
статья

Мальцева Оксана Сергеевна

Наиболее качественной  и продуктивной на сегодняшний день технологией является проектная  деятельность, которая  помогает повысить самоценность семьи, реализовать семейные возможности, сблизится всем участникам творческого, поискового, исследовательского проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Центральное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области лицей с. Хрящевка  муниципального района Ставропольский

ул. Полевая, д. 7/1, с. Хрящевка, м.р. Ставропольский, Самарская область, 445146,  т./факс (8482)23-57-42

e-mail:  hryashhev -  sch@mail.ru

Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к основным жизненным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная пословица донесла до сегодняшнего дня образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет». Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в дошкольном учреждении отличаются разнообразием, и подчинены одной задаче, которая отображена во ФГОС ДО.  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями  по вопросам образования ребенка,  непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив  семьи».  Таким образом, наиболее качественной и продуктивной на сегодняшний   день технологией является проектная  деятельность, которая  помогает повысить  самоценность семьи, реализовать семейные возможности, сблизится всем участникам творческого процесса.                                                                                                                                                                    И здесь как воспитатель, я, безусловно, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей и родителей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда в глазах детей, а самое главное в глазах их собственного ребенка. Появляется интерес детей к образовательной деятельности, повышается познавательная активность  В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.Проектно – исследовательская деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен детского сада в семью, в окружающий мир. В моей педагогической практике  по работе с родителями  именно проектно – исследовательская деятельность занимает ведущее местоБуквально с младшего  возраста детей  родители были вовлечены в  совместную проектную деятельность сначала в краткосрочные  ролевые-игровые и творческие проекты: «Наши любимые игрушки» «Наши первые книжки» Затем в долгосрочные: « В гости к сказкам дедушки Корнея» «Что за прелесть эти сказки» и т.дПостепенно  к старшему возрасту проекты  стали более познавательной направленности «Чудесные превращения из дерева», «История возникновения первого автомобиля», «Космос» и.д. При подготовке к проекту родителям предоставлялась различная степень участия: руководитель, участие на всех или отдельных  этапах; консультант, материально-техническая поддержка и  др.  Так, например,  очень важна  была помощь родителей в изучение необходимого материала по теме группового проекта «Чудесные превращения из дерева». Посмотрев, список подобранной литературы, родители  советовали дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые содействовали детям в сборе нужной информации, просмотру необходимых презентаций, телепередач, оформлении газеты, поиске источников дополнительной информации и готовых образцов  по теме проекта.  Также сами с удовольствием делились с детьми своими профессиональными знаниями по данной теме .Так, например, папа Артема Б. плотник по профессии, очень подробно познакомил сына  с разновидностями деревянных пород, материалов из дерева необходимых для строительства дома,  орудиями труда. После чего Артем продемонстрировал  презентацию по  данной теме в своей группе.Еще одним  положительным  моментом  вовлечения родителей в работу над проектом являлась совместная работа педагога, детей и родителей.  Это совместная работа взаимно обогащала знаниями каждого из её участников. Найдя  много новой  информации по данному проекту, родители с удовольствие делились со мной. Такое  проявление заинтересованности со стороны родителей, является важным фактором  поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводили с детьми, они становились ближе к ним, лучше понимали проблемы своих детей. Зажатые, стеснительные дети, защищая свой проект совместно с родителями  стали более открытыми, смелыми и активными участниками дальнейшего образовательного процессаИ самая большая радость для всех участников  данного  проекта было участие его   в районном семинаре по опытно-исследовательской деятельности.Поскольку дошкольник не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности, то он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их, помогают найти ответы на его вопросы. Так, например, заинтересовавшись темой « Космос»  ребенок, самостоятельно принял решение подготовить проект.  По ходу решения поставленных задач  компетентный взрослый  ( в частности мама)  помогла найти ребенку необходимые для этого средства и  способы. Нашла решение проблемы через сбор информации, подготовке презентации, большого наглядного материала (схемы космического корабля, сумочки с едой космонавтов), изготовлении модели космического корабля. И все это   совместно с ребенком и  при полной его  свободе творчества и самостоятельности.   Благодаря такому примеру активности и заинтересованности одних родителей мне удалось подтянуть и других малоактивных в работу по проектной деятельности.С помощью тематических информационных стендов, выставок фото, детских работ, мини-газет, папок-передвижек родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, работе по проекту. Благодаря данным формам просвещения оказывается теоретическая  помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.Таким образом,  установление доверительных отношений с родителями, плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка,  повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, а нам, воспитателям, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Включение родителей вобразовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО ссемьей,  предполагающее  достижение  ихэмоциональной  и  интеллектуальнойприверженн...

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС

Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ

Советы педагогам о том, как вовлечь родителей в образовательную деятельность...

"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"

Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования  ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...