Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность.
статья
Наиболее качественной и продуктивной на сегодняшний день технологией является проектная деятельность, которая помогает повысить самоценность семьи, реализовать семейные возможности, сблизится всем участникам творческого, поискового, исследовательского проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditeli.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Центральное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области лицей с. Хрящевка муниципального района Ставропольский
ул. Полевая, д. 7/1, с. Хрящевка, м.р. Ставропольский, Самарская область, 445146, т./факс (8482)23-57-42
e-mail: hryashhev - sch@mail.ru
Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к основным жизненным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная пословица донесла до сегодняшнего дня образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет». Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в дошкольном учреждении отличаются разнообразием, и подчинены одной задаче, которая отображена во ФГОС ДО. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Таким образом, наиболее качественной и продуктивной на сегодняшний день технологией является проектная деятельность, которая помогает повысить самоценность семьи, реализовать семейные возможности, сблизится всем участникам творческого процесса. И здесь как воспитатель, я, безусловно, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей и родителей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда в глазах детей, а самое главное в глазах их собственного ребенка. Появляется интерес детей к образовательной деятельности, повышается познавательная активность В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.Проектно – исследовательская деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен детского сада в семью, в окружающий мир. В моей педагогической практике по работе с родителями именно проектно – исследовательская деятельность занимает ведущее местоБуквально с младшего возраста детей родители были вовлечены в совместную проектную деятельность сначала в краткосрочные ролевые-игровые и творческие проекты: «Наши любимые игрушки» «Наши первые книжки» Затем в долгосрочные: « В гости к сказкам дедушки Корнея» «Что за прелесть эти сказки» и т.дПостепенно к старшему возрасту проекты стали более познавательной направленности «Чудесные превращения из дерева», «История возникновения первого автомобиля», «Космос» и.д. При подготовке к проекту родителям предоставлялась различная степень участия: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др. Так, например, очень важна была помощь родителей в изучение необходимого материала по теме группового проекта «Чудесные превращения из дерева». Посмотрев, список подобранной литературы, родители советовали дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые содействовали детям в сборе нужной информации, просмотру необходимых презентаций, телепередач, оформлении газеты, поиске источников дополнительной информации и готовых образцов по теме проекта. Также сами с удовольствием делились с детьми своими профессиональными знаниями по данной теме .Так, например, папа Артема Б. плотник по профессии, очень подробно познакомил сына с разновидностями деревянных пород, материалов из дерева необходимых для строительства дома, орудиями труда. После чего Артем продемонстрировал презентацию по данной теме в своей группе.Еще одним положительным моментом вовлечения родителей в работу над проектом являлась совместная работа педагога, детей и родителей. Это совместная работа взаимно обогащала знаниями каждого из её участников. Найдя много новой информации по данному проекту, родители с удовольствие делились со мной. Такое проявление заинтересованности со стороны родителей, является важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводили с детьми, они становились ближе к ним, лучше понимали проблемы своих детей. Зажатые, стеснительные дети, защищая свой проект совместно с родителями стали более открытыми, смелыми и активными участниками дальнейшего образовательного процессаИ самая большая радость для всех участников данного проекта было участие его в районном семинаре по опытно-исследовательской деятельности.Поскольку дошкольник не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности, то он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их, помогают найти ответы на его вопросы. Так, например, заинтересовавшись темой « Космос» ребенок, самостоятельно принял решение подготовить проект. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый ( в частности мама) помогла найти ребенку необходимые для этого средства и способы. Нашла решение проблемы через сбор информации, подготовке презентации, большого наглядного материала (схемы космического корабля, сумочки с едой космонавтов), изготовлении модели космического корабля. И все это совместно с ребенком и при полной его свободе творчества и самостоятельности. Благодаря такому примеру активности и заинтересованности одних родителей мне удалось подтянуть и других малоактивных в работу по проектной деятельности.С помощью тематических информационных стендов, выставок фото, детских работ, мини-газет, папок-передвижек родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, работе по проекту. Благодаря данным формам просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.Таким образом, установление доверительных отношений с родителями, плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, а нам, воспитателям, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение родителей в образовательную деятельность
Включение родителей вобразовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО ссемьей, предполагающее достижение ихэмоциональной и интеллектуальнойприверженн...
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
Работа с родителями...
Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"
Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...
Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС
Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...
Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ
Советы педагогам о том, как вовлечь родителей в образовательную деятельность...
"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"
Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...