«Радуга цвета»
материал

Людмила Сергеевна Александрова

«Радуга цвета»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raduga_tsveta_2_ml.doc435 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Лебедушка» обшеразвивающего вида городского округа Стрежевой.(МДОУ №4 «Лебедушка)

   

«Радуга цвета»

(Цикл игровых и творческих занятий по развитию у детей речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения )

Подготовили и провели:

Александрова Л.С.

Давыдёнок Г.В.

                                   

Актуальность

Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова).. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности.  Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов.

 Дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой» и т. п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Четырехлетние малыши, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

«Разноцветные сказки» дарят детям яркие образы; красочные иллюстрации доставляют им радость, помогают воспитанию художественного вкуса.

В данной работе  представлен  проект по цветосприятию  и цветоразличению «Цветознайка».  

  Гипотеза: Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Проблема: Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Цель проекта:

- Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать.  - Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память,   координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.

Вид проекта:

Познавательно-развивающий, творческий, фронтальный.      

Участники проекта:

Педагоги группы, дети 3-4 лет 2-й младшей группы, родители.      

Задачи проекта:

- Закрепить  знания детей о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах;

- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков, развивать связную речь, ее выразительность;

- Увеличить степень участия родителей в развитии речи детей     

Ожидаемые результаты:

Дети овладеют знаниями об основных цветах спектра, обогатится активизируется словарный запас, увеличится степень заинтересованности родителей к жизни ребенка в ДОУ.

                      Ход реализации проекта.

Подготовительный этап с 1. 10.2014 по 3. 10. 2014 г.

мероприятия

Участники

ответственные

результат

1

Изучение и анализ литературы по теме проекта, определение объемов материала, определение сроков реализации проекта. 

Знакомство родителей с предстоящей деятельностью, определить важность значения работы над цветовосприятием, цветоразричием.

Воспитатели группы, родители воспитанников.

Воспитатели группы

Оформление структурной части проекта: основных этапов, плана по реализации.

2

 Совершенствование материально технической базы и предметно –развивающей среды разработка конспектов занятий, подбор литературы. демонстрационных и дидактических материалов, отражение данной тематики при создании тематического планирования учебного материала.

Воспитатели группы, родители воспитанников

Воспитатели группы

Конспекты образовательной деятельности во второй половине дня.

Оказание помощи родителей воспитанников в оснащении материально технической базы.        Участие во всех мероприятиях организуемых в группе по данной теме.

Внедренческий этап с 6. 10.2014 по 22. 12.2014г.

мероприятия

Участники

ответственные

результат

1

Внедрение элементов технологии «утренний сбор», а именно приветствие.

 НОД окружающий мир по теме проекта:  знакомство каждую неделю с одним из цветов спектра.

Творческая деятельность

 Чтение художественных лпроизведений А Нищевой  «Разноцветные сказки». (приложение1)

Одежда детей должна соответствовать изучаемому цвету, и цвет принесенного из дома воздушного шарика так же соответственно.

Дети и воспитатели, родители воспитанников

Воспитатели, родители воспитанников

 В одежде ребенка прослеживается изучаемый цвет, каждый ребенок приходит утром с воздушным шаром определенного цвета. Аппликация, лепка, конструирование, рисование по теме проекта.

Оформление группы по теме проекта.

2

Закрепление полученных знаний на вечерних групповых занятиях.

Домашнее задания на закрепления. (приложение 1)

 

Чтение художественных призведений.

Заучивание стихов. Приложение 2

Словесные игры

Дидактические игры

Дети и воспитатели группы.

Дети и родители  воспитанников.

Воспитатели

Чтение: Мацук М.“Сказки про краски” и “Разноцветное царство”, Поляков И. “Сказка о красной краске”, Зиедониес И. “Жёлтая сказка”, Горяев Н. “Жили-были на свете две сестрички”, Нерсесов О. “Сказки про краски тёплые и холодные”, Сергеева Т. “Цветик-разноцветик” и тд

 

Свистов М. “Синяя птица”, Златкина Н. “Основные и производные цвета”, Федоровская З. “Осень на опушке краски разводила...”, Горбовский Г. “Розовый слон” и т. д. Картотека загадок и стихов о цветах

 Картотека словестных и дидактических игр «Придумай слова для желтого цвета» «Что на земле зеленого цвета» Самый красивый цвет» «Сочини сказку про цвета»

 Д/И :«Цветовое лото», «Цвета» «Форма и цвет»

“Цвета”,  “Чей узор”, “Разноцветный клоун”, “Форма и цвет”, “Цвета и краски”, “Навстречу радуге”, “Разноцветные узоры”, “Занимательная палитра”, “Чем мы похожи”, “Цветное панно”, “Зажги свет в окошках”, “Разноцветные коврики”, “Дырки в сыре”, “Цветовое лото”, “Цветочная поляна”, “Узор из звуков” и т. д.

3

Закрепление пройденного материала с родителями дома: беседы с ребенком о сказке в которой он побывал, творческие задания., подборка стихов по теме  (домашние задания в приложении1)

Дети и родители воспитанников, воспитатели группы,

Дети и родители воспитанников.

Рисунки, аппликации, поделки связанные с определенным цветом: солнышко, мухомор, море, ягоды, цветы и.т. д.

Заключительный с 22. 12. 2014г по 29.12. 2014 г.

мероприятия

участники

ответственные

результат

1

Оформление всех результатов проектной деятельности. Оформление проекта в виде фотоколлажа.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы

Администратор сайта ДОУ.

Размещение результата проекта на сайте ДОУ

2

Оформление папок передвижек для родителей. 

Оформление проекта в виде фотоколлажа.

Воспитатели группы, родители воспитанников

Воспитатели группы

Представление  результатов проекта на родительском собрании.

Анализ реализации проекта:

В ходе проекта дети:

-Проявляют познавательный интерес, способности и желание к творческой деятельности.

-обогатился и активизировался словарный запас в назывании цветов и оттенков.

Проявляют интерес к слушанию художественных произведений.

Результат проведенной работы:

Умеют определять цвета и оттенки цветового спектра.

Дети знают стихи, умеют отгадывать загадки.

Разучены словесные игры.

Увеличилась степень участия родителей.

В группе оформлен фотоколлаж и выставка творческих работ.

Проект выставлен на сайт ДОУ.

Приложение1

КОНСПЕКТ № 1

Тема. Путешествие в «Желтую сказку».

Цели. Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой моторики. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Иллюстрация к сказке  игра «Подумай и собери».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы с вами отправимся в длинное путешествие по «Разноцветным сказкам». Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить задание.

Что вы видите на карточках?

Дети. Овощи фрукты.

. Вы должны сложить изображения овощей и фруктов из кусочков цветного картона, которые лежат в конвертах. Дети выполняют задания, сидя на ковре.

 Что вы сложили? Дети. - Яблоко.

—        Грушу

---  Репку

---  Лук

  • Лимон.
  • Тыкву

Воспитатель; Какого цвета эти овощи и фрукты? Дети. Они желтые.

 Пусть каждый из вас назовет свой фрукт или овощ так: желтый лимон, желтое яблоко.

Дети называют свои овощи и фрукты, логопед обращает внимание детей на то, что про лимон мы говорим «желтый», а про тыкву «желтая и т. д.

Воспитатель; Сказка, в которую мы сегодня попали, называется «Желтая сказка». Ложитесь на животики и слушайте.

ЖЕЛТАЯ СКАЗКА

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала:

  • Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном,  почему же нет ни одного
    цветка?
  • Сейчас будут, — ответило солнце и кинуло на солнечный при
    горок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов.

Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи.

  • Знаешь, как они называются? — спросило солнце у девочки.

—        Знаю, — ответила девочка. — Одуванчики!
Солнышко улыбнулось.

  • А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые пер-
    вые весенние цветы. Даже листьев у
     них нет. Только сами цветы
    теплятся на пригорке.
  • Они злые, эти цветы? — спросила девочка. — Ведь в сказках
    все мачехи злые.
  • Нет, — ответило солнце. — Мать-и-мачеха — добрый цветок.
    Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки
    твоей мамы. А другая — холодная и блестящая.

—        Как у мачехи из злых сказок, — подсказала девочка.
Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЕЛТЫХ цветов.

Воспитатель: Побеседуем о «Желтой сказке».

Куда пошла девочка?

Дети. На полянку.

Воспитатель; Что она надела?

Дети. Желтое пальто с желтым капюшоном.

Воспитатель; Что она увидела в небе?

Дети. Солнышко.

Воспитатель; Каким было солнышко?

Дети. Желтым.

Воспитатель; Что подарило солнышко девочке?

Дети.  Цветы.

Воспитатель; Какими они были?

Дети. Желтыми.

Воспитатель напоминает детям, чем они занимались. Положительно оценивает их работу.

КОНСПЕКТ № 2

Тема. Путешествие в «Зеленую сказку».

Цели. Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов.

Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе.

Оборудование. Иллюстрация к сказке предметная картинка «Лошадка», корзина с муляжами овощей и фруктов, зеленый   и   желтый   грузовик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель; Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. А для этого пойдем на прогулку в лес.

Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и говорят вместе с воспитателем:

Мы идем дорожками, (Двигаются по часовой стрелке.)

Мы идем тропинками.

Мы идем с лукошками, (Двигаются против часовой

Мы идем с корзинками,    стрелки.)

Ручеек по жердочке перешли (Идут на носочках, руки на поясе.)

И полянку светлую мы нашли. (Останавливаются, разводят руки в стороны.)

Воспитатель; Давайте сядем на травку, и я расскажу вам «Зеленую сказку».

ЗЕЛЕНАЯ СКАЗКА

На этот раз девочка надела зеленый сарафан с ЗЕЛЕНЫМ кармашком и пошла в лес. А в лесу все было ЗЕЛЕНОЕ-ПРЕЗЕЛЕНОЕ. И деревья были ЗЕЛЕНЫЕ, и кусты были ЗЕЛЕНЫЕ, и трава была ЗЕЛЕНАЯ, даже вода в маленькой луже и та была ЗЕЛЕНАЯ.

Девочке очень хотелось поймать ЗЕЛЕНОГО лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой ЗЕЛЕНЫЙ сарафан с ЗЕЛЕНЫМ кармашком, он ничуть меня не испугается».

Так оно и было. ЗЕЛЕНЫЙ лягушонок вылез из ЗЕЛЕНОЙ лужи, в которой отражались ЗЕЛЕНЫЕ листья деревьев и ЗЕЛЕНЫЕ травинки, и ничуть не испугался девочки в ЗЕЛЕНОМ сарафане.

—        Ква!  — удивился  он.—  Какое смешное  ЗЕЛЕНОЕ деревце
выросло возле моей лужи!

Тут девочке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только — лягушонок принял ее за дерево! Она засмеялась и сказала:

—        Я вовсе не дерево!

Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слыхал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И — бултых обратно в лужу.

Воспитатель; Понравилась вам сказка?

Дети. Да, понравилась.

Воспитатель; Как она называется?

Дети. «Зеленая сказка».

Воспитатель; Куда пошла девочка?

Дети. В лес.

Воспитатель; Что она надела?

Дети. Зеленый сарафан с зеленым кармашком.

Воспитатель; Что было в лесу зеленым?

Дети. Зеленые деревья, зеленые кусты, зеленая трава, зеленая вода в луже, зеленый лягушонок.

Воспитатель:  Кого хотела потрогать девочка?

Дети. Зеленого лягушонка.

Воспитатель; Хорошо, что он убежал. Правда? Он такой маленький. Девочка могла сделать ему больно. Лучше не трогать и не обижать тех, кто меньше и слабее тебя.

Воспитатель;  Скажите мне, а какие фрукты бывают зелеными?

Дети. Яблоко. Груша. Виноград.

Воспитатель: А овощи?

Дети. Огурец. Лук. Салат.

Воспитатель открывает корзинку с муляжами овощей и фруктов. Воспитатель; Возьмите из корзины только овощи и фрукты зеленого цвета.

Дети берут муляжи и говорят: Я взял 1 зеленое яблоко», «Я взял зеленый огурец» и т. п.

Воспитатель; Погрузите зеленые фрукты и овощи в зеленую машину.

Дети выполняют задание.

 Воспитатель; Что вы сделали?

Дети.    Я    положил    зеленый    огурец    в    зеленую    машину. И   т.п.

   Воспитатель; А  теперь   возьмите   из   корзинки   желтые   овощи и   фрукты   и   погрузите   их   в  желтую  машину. Дети выполняют задание.

   Воспитатель; Какие  овощи   и  фрукты  вы  погрузили  в  желтую машину?

Дети. Желтые.

 Воспитатель; Какие овощи и фрукты лежат в зеленой машине?

Дети. Зеленые.

Воспитатель;Какие овощи и фрукты лежат в желтой машине? Дети. Желтые.

Воспитатель напоминает детям, чем они занимались на занятии, положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

КОНСПЕКТ № 3

Тема.  Путешествие в «Красную сказку».

Цели. Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Игра «Собери яблоки» ; иллюстрация к сказке , предметные картинки.

|

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель; Сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие. Но чтобы попасть в следующую сказку, вы должны выполнить задание.

Воспитатель; Садитесь на ковер. Посмотрите, перед вами сад. Какие деревья растут в саду?

Дети. Яблони.

Воспитатель; Правильно. Сейчас вы должны будете собрать яблоки с яблонь в эти ведерки. Это соревнование. Посмотрим, у кого будут самые ловкие пальчики.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель;   Молодцы.   Вы   очень  быстро  собрали   яблоки.   Но самой ловкой сегодня была... А какого цвета яблоки? Дети. Красные.

Воспитатель; Правильно. И сказка, в которую мы сегодня пойдем, тоже «красная». Ложитесь на животики и слушайте.

КРАСНАЯ СКАЗКА

И вот наступило лето. На лесной опушке выросли рядом КРАСНЫЙ  мухомор и  КРАСНАЯ земляника.

  • Ты только взгляни, какой я видный и красивый! — говорил
    мухомор. — А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста.
    И голос у тебя чуть слышный.
  • Но я  ведь вкусная  и  очень сладкая, — отвечала земляника.
    (А голос-то у нее и, правда, был совсем тихий, еле слышный.) —
    И  еще я  очень  полезная,—  прибавила она уже  шепотом.   И  еще
    сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.

—        Может,  и я очень сладкий, очень вкусный  и очень полезный! — рассердился мухомор и гордо задрал вверх КРАСНУЮ шляпу с белыми крапинками.

Тут на лесную опушку прибежала девочка в КРАСНОМ сарафане с КРАСНЫМИ кармашками.

—        Ой! — воскликнула она. — Земляника! Уже поспела! А какая
КРАСНАЯ!

Она присела на корточки, сорвала ягоду.

«Ну, — подумал мухомор, — сейчас она и меня увидит!»

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

—        Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать.
И пошла дальше искать КРАСНЫЕ ягоды лесной земляники.

Воспитатель; Давайте и мы с вами пойдем искать ягоды.

Проводится хороводная игра «За малиной».

 Дети.

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

в лес пойдем.

 Спелых ягод наберем,

наберем, (Остановились, «собирают ягоды».)

наберем.

Солнышко высоко,

А в лесу калинка, (Кружатся по часовой стрелке.)

 Сладкая ты моя Ягода-малинка. (Кружатся против часовой стрелки.)

  Теперь сядем  на  коврик  и  побеседуем  о сказке,  в которой мы побывали.

Дети садятся по-турецки на ковер.

В. какой сказке мы побывали?

Дети. В «Красной».

Что выросло на опушке?

Дети. Красный мухомор и красная земляника.

В. Почему покраснела земляника?

Дети. Она не любила хвастаться.

В. А чем она хвасталась?

Дети. Тем, что она вкусная и полезная.

В. А вы любите хвастаться?

Дети.

  • Да.
  • Нет.

В. Разве хорошо быть хвастуном и зазнайкой?

Дети. Нет.

В.А чем хвастался мухомор?

Дети. Тем, что он видный и красивый.

В.  Какая у него шляпка?

Красная в белую крапинку.

В. Он очень красивый, хотя и несъедобный. Мы не будем его трогать руками, пусть растет. Многие звери лечатся мухомором.

В. А какой сарафан надела девочка в этой сказке?

Дети. Красный сарафан с красными кармашками.

В. Что она собирала?

Дети. Красную земляничку.

В. Что она даже руками не стала трогать?

Дети. Красный мухомор.

Воспитатель подводит итог занятия, дает положительную оценку деятельности каждого ребенка.

КОНСПЕКТ № 4

Тема. Путешествие в «Синюю сказку».

Цели. Закрепление представления о синем цвете, обучение использованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее. Согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с существительными.

Оборудование. Иллюстрация «Карусель» иллюстрации к «Синей сказке»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сообщение темы занятия, создание установки к деятельности.

Воспитатель; Сегодня мы с вами отправимся в «Синюю сказку». А поедем мы на необычном транспорте — на сказочном. Нас доставит в сказку карусель. Игра «карусели»

Воспитатель; Вот мы и попали в «Синюю сказку». Слушайте.

СИНЯЯ СКАЗКА

Трудно пришлось девочке, когда ей захотелось попасть в «СИНЮЮ сказку», ведь для этого нужно было побывать у СИНЕГО моря. А СИНЕЕ море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. И вот девочка сделала себе из СИНЕЙ бумаги СИНЮЮ лодку, взяла в каждую руку по СИНЕМУ веслу и отправилась в путь (рис. 7).

А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеек, и был он совершенно СИНИЙ.

Девочка спустила свою СИНЮЮ лодку в СИНИЙ ручеек и спросила его:

  • Донесешь ли ты мою лодочку до СИНЕГО моря?
  • Донесу...— прожурчал ручеек.
  • А тебе не трудно будет? — снова спросила девочка.
  • Мне   помогут   другие   ручьи,—   прожурчал   в   ответ   ручей
    и понес, понес СИНЮЮ лодку с девочкой вниз по течению.

В этот ручей влился еще один, побольше. Вдвоем они понесли на себе СИНЮЮ лодочку так резво, что девочке не пришлось даже грести СИНИМИ веслами.

Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда девочка спустила свою СИНЮЮ лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.

Наконец девочка увидела перед собой СИНЕЕ море (рис. 8). Оно было такое красивое и такое блестящее!

—        Ты очень большое и глубокое? — спросила девочка.

Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать девочкин голос. Тогда девочке вдруг стало скучно и захотелось домой.

  • Достать тебе из моря камешек? — спросил маленький пучеглазый краб, который тут же, на берегу, грелся на солнце.
  • Достать,— сказала девочка, а сама все думала: «Вот бы мне
    вернуться домой...»

А крабик бочком-бочком сбежал в воду СИНЕГО моря и через минуту вернулся с камешком в клешне.

  • Держи! — сказал он девочке.
  • Какой СИНИЙ и какой красивый! — вскрикнула девочка и,
    чтобы не потерять, скорее положила СИНИЙ камешек в СИНИЙ
    карман СИНЕГО сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома!
    Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.
  • Ты что, волшебный? — спросила девочка у камешка, вынув
    его из кармана.

А камешек вдруг соскользнул с ее ладони — и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень СИНИЙ, и ручей в овраге тоже очень СИНИЙ...

В. Как называется сказка, которую мы прочитали?

Дети. «Синяя сказка».

В. Куда в этой сказке отправилась девочка?

Дети. К синему морю.

В. Какой сарафан она надела?

Дети. Синий сарафан с синими кармашками.

В. На чем она поплыла?

Дети. На синей лодочке с синими веслами.

В. Почему она поплыла к синему морю?

Дети. По синему ручейку.

В. Что достал из синего моря краб?

Дети. Синий камешек.

В. Куда девочка положила синий камешек?

Дети. В синий кармашек.

В. И тут же оказалась дома.

Воспитатель; рассказывает, как дети путешествовали по «Синей сказке», играли в игры «Карусель» он положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

КОНСПЕКТ № 5

Тема. Путешествие в «Белую сказку».

Цели. Закрепление представления о белом цвете. Обучение согласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов. Развитие мелкой, координации слова с движением. Развитие слухового внимания, элементов творческого воображения.

Оборудование. Иллюстрация к «Белой сказке» конверты для игры «Кто быстрее?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель; Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Но чтобы попасть в сказку, нам нужно поиграть в игру «Снежинка».

Дети.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном. (Кружатся на носочках.)

Падают на землю       (Медленно приседают, руками

Кружевные звезды.      показывая плавное падение снежинок.)

Вот одна упала        (Встают, ловят воображаемую

На мою ладошку.        снежинку на ладошку.)

Ой, не тай, снежинка, (Бережно прикрывают «снежинку»

Подожди немножко.        на ладони другой ладошкой.)

В. Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное. Волшебный белый снег совсем не холодный. Давайте сядем на снег.

Дети садятся на ковер. Воспитатель рассказывает «Белую сказку», выставив на наборное полотно иллюстрацию.

БЕЛАЯ СКАЗКА

Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула.

За окном все было БЕЛЫМ. Ночью выпал первый снег и покрасил все вокруг в БЕЛЫЙ цвет. Пушистый БЕЛЫЙ ковер лежал на земле, мохнатые БЕЛЫЕ шапки нахлобучили деревья. БЕЛЫМИ платками покрылись крыши домов. Посреди двора на БЕЛОМ снегу сидел БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ кот. А в воздухе кружились БЕЛЫЕ снежинки.

Девочка быстро оделась и побежала на двор. Из БЕЛОГО снега она слепила БЕЛУЮ снежную бабу. И только глаза у снежной бабы были черными, а нос — красным.

Воспитатель . В какой сказке мы побывали? Дети. В «Белой».

Воспитатель . Почему она так называется? Дети. Потому что в ней все было белым.

 Воспитатель. А почему все было белым? Дети. Потому что выпал первый снег.

    Воспитатель. Что было белым?

Дети. Белый ковер на земле. Белые шапки на деревьях. Белые платки на крышах. Белый кот. Белая снежная баба.

Воспитатель; А теперь  каждый  из  вас  слепит свою  маленькую снежную бабу. Проведем соревнование «Кто быстрее?»

Дети получают конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: три белых круга, красная морковка, зеленое ведро, желтая метла. Дети быстро выкладывают из полученных деталей снежную бабу.

Воспитатель;   Молодцы.   Очень  быстро  справились  с   заданием. А самой быстрой сегодня была...

    Какого цвета ваши снежные бабы?

   Дети. Они белые.

 В.А какие ведра у них на головах?

Дети. Зеленые ведра..

В. Какие у баб носы?

Дети. Красные носы..

В. Какие у них метлы?

Дети. Желтые метлы.

В. Какие у них глаза?

 Дети. Черные глаза.

    В. Вы хорошо потрудились, слепили снеговиков,  рассказали мне про них. Теперь давайте немного отдохнем.

Дети садятся. Все вместе вспоминают, что еще бывает белым. Воспитатель напоминает детям, чем они сегодня занимались, положительно оценивает их работу.

КОНСПЕКТ № 6

Тема.  Путешествие в «Оранжевую сказку».

Цели. Закрепление представлений об оранжевом, красном, желтом, зеленом, синем, белом цветах; дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного оранжевый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие слухового внимания, артикуляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, пространственной ориентировки, координации слова с движением.

Оборудование. Иллюстрация к сказке , конверты (по числу детей) с бумажными кружками разных цветов, разноцветные листья, муляжи морковки, апельсина, мандарина; палки для упражнения «Бревнышки».

                                                                ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель; Скажите, в какие сказки мы с вами путешествовали?

Дети. В «Желтую сказку», в «Зеленую сказку», в «Красную», в «Синюю», в «Белую».

Воспитатель; А сегодня мы отправимся в следующую сказку. Но чтобы попасть в нее, вы должны выполнить одно задание.

Воспитатель раздает детям конверты, в каждом из которых по пять кружков разных цветов.

Воспитатель; Достаньте из конвертов разноцветные кружки, разложите их перед собой. Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы будете поднимать кружок того цвета, о котором я буду говорить.

Я рисую лето.

А какого цвета?

Синей краской — небо,

Белой — облака,

Синяя-пресиняя

Плещется река.

Зеленеет травка

В парке за рекой.

Небо я украшу

Радугой-дугой.

Желтой краской — солнце

И песок у речки.

Красной краской — розы

Прямо у крылечка.

Дети поднимают кружки синего, белого, зеленого, желтого, красного цветов.

Воспитатель; Молодцы. Вы правильно выполнили мое задание. И мы уже почти попали в сказку. Нам осталось только перейти через речку. А для этого нужно построить мостик.

Воспитатель; Вот мы и попали в «Оранжевую сказку». Садитесь поудобнее и слушайте.

ОРАНЖЕВАЯ СКАЗКА

Наступила осень, и девочка пошла в лес за ОРАНЖЕВЫМИ листьями.

Навстречу ей попалась береза — вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки.

Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки.

Потом девочка увидела старый дуб. Он был еще совсем зеленый, только с коричневыми желудями.

А еще в лесу росла рябина с ОРАНЖЕВЫМИ ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело ОРАНЖЕВЫМ огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка подошла к дереву.

— Здравствуй, клен!

  • Здравствуй! — прошелестел клен, и несколько ОРАНЖЕВЫХ
    листьев медленно слетели на землю.
  • Это мне? — спросила девочка.
  • Тебе...—  снова зашелестел  клен,  и  снова  кленовые листья
    закружились в воздухе и упали к ногам девочки.
  • Спасибо, — сказала девочка. —  Но зачем ты роняешь такие
    красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.
  • Я   готовлюсь  к  зиме, —  ответил   клен. —  Зимой   мне  будет
    тяжело, если  на каждый лист ляжет снег.  Мне нужны силы для
    тех зеленых почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные ОРАНЖЕВЫЕ бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку ОРАНЖЕВЫХ кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на  подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет ОРАНЖЕВОЕ летнее солнце.

В. Какую сказку мы прочитали?

Дети. «Оранжевую сказку».

В. Какое время года наступило?

Дети. Наступила осень.

В. Куда пошла девочка?

Дети. Девочка пошла в лес.

В. За чем она пошла?

Дети. Она пошла за листьями.

В. Каких листьев она хотела набрать?

Дети. Оранжевых.

В. Какое дерево она увидела первым?

Дети. Березу.

В. Какими были листья березы?

Дети. Желтыми.

В.Какое дерево встретилось девочке потом?

Дети. Осина.

В. А у нее какими были листья?

Дети. Красными.

В. Какое дерево девочка увидела еще?

Дети. Она увидела дуб.

В. А его листья были какими?

Дети. Зелеными.

В. Какое дерево еще росло в лесу?

Дети. Рябина.

В. И у какого же дерева листья оказались оранжевыми?

Дети. У клена.

Воспитатель;. Давайте представим, что мы тоже оранжевые кленовые листья.

Звучит инструментальная пьеса Фиишана «Если бы у меня было время».

Дети (свободно кружась под музыку).

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по полу

                                                               влево-вправо.)

 Будто опять закружиться хотят.

Воспитатель.  Садитесь  вокруг меня.  Я  буду загадывать вам  загадки, а вы попробуйте их отгадать. Только не просто называйте

тот предмет, о котором загадка, а еще  и  говорите,  какой он  по цвету.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Дети. Это оранжевая морковка.

Воспитатель. Правильно. (Показывает детям муляж морковки. Дети передают муляж по кругу, говоря: «Оранжевая морковка».)

воспитатель. Слушайте следующую загадку.

В шкуре золотистой, сладкий и душистый.

Дети. Это оранжевый апельсин.

Воспитатель. Правильно. (Показывает детям муляж.) А какой еще фрукт бывает оранжевый?

Дети. Оранжевый мандарин.

Воспитатель. Молодцы. Отгадали и эту загадку. (Показывает детям муляж.)

Овощи и фрукты, какого цвета перед вами?

Дети. Это оранжевые овощи и фрукты.

Воспитатель; Чтобы попасть домой, мы должны перейти через речку по бревенчатому мостику. (Выполняется упражнение «Мосточек».)

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

 Бревнышки не раскатите.

Поднявшись на носки, поставив руки на пояс, дети осторожно ступают между гимнастическими палками, стараясь не раскатить их.

В какие игры играли,  какие упражнения выполняли. Обязательно оценивается работа каждого из детей.

КОНСПЕКТ № 7

Тема.  Путешествие в «Голубую сказку».

Цели. Закрепление представлений о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного голубой с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания.

Оборудование. Иллюстрация к сказке кукла-почтальон в голубой форме с сумкой, шесть разноцветных конвертов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель; Скажите, в каких сказках мы с вами уже побывали?

Дети. В «Желтой», «Зеленой», «Красной», «Синей», «Белой», «Оранжевой».

Воспитатель;  Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. Вы попадете в сказку, когда выполните одно задание.

Воспитатель. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне?

Дети.

Это он! Это он!

С толстой сумкой

 почтальон.

воспитатель (достает куклу в костюме почтальона).

В.У него сегодня много Писем в сумке на боку.

В. В каком конверте это письмо? (Достает из сумки конверт.)

Ребенок. Это письмо в красном конверте.

В. Правильно. Возьми этот конверт и посмотри, что в нем.

Ребенок. Здесь нарисован помидор.

 В. Каким карандашом ты раскрасишь его?

Ребенок. Я раскрашу его красным карандашом.

Каждый ребенок получает конверт одного из пройденных цветов и рассказывает, каким карандашом он будет раскрашивать картинку, находящуюся в нем: цыпленка, огурец, василек, снеговика, морковку.

В. Молодцы. Вы хорошо справились с моим заданием. А теперь посмотрите на нашего почтальона. У него красивая новая форма, красивая новая фуражка. Какого они цвета?

Дети. Они голубого цвета.

Воспитатель спрашивает, какого цвета брюки, пиджак, фуражка почтальона, и добивается четкого произношения окончаний прилагательных.

Дети. Голубые брюки. Голубой пиджак. Голубая фуражка.

В. Интересно, а вы догадались, в какую сказку мы сегодня собираемся?

Дети. В «Голубую сказку».

В.Правильно. Садитесь поудобнее и слушайте.

Воспитатель рассказывает «Голубую сказку». Дети слушают, лежа или сидя на ковре. На полотно выставляется иллюстрация к сказке.

ГОЛУБАЯ СКАЗКА

Все было ГОЛУБЫМ вокруг: и ГОЛУБОЕ небо, и ГОЛУБАЯ речка, и ГОЛУБЫЕ стрекозы, и девочка в ГОЛУБОМ сарафане с ГОЛУБЫМИ кармашками. И даже ведерко и мячик в руках у девочки были ГОЛУБЫМИ. А на берегу ГОЛУБОЙ речки росли ГОЛУБЫЕ незабудки.

—        Стрекоза! — крикнула девочка той стрекозе, у которой были
совершенно ГОЛУБЫЕ и совершенно прозрачные крылья.

ГОЛУБАЯ стрекоза сразу поняла, что девочка зовет именно ее. Она опустилась вниз и присела на ГОЛУБУЮ незабудку.

—        Посади меня к себе на спинку, давай полетаем,— попросила
девочка.

Стрекоза усмехнулась в ответ:

  • Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.
  • А если я стану малюсенькой, тогда полетаем?
  • Тогда полетаем,— ответила ГОЛУБАЯ стрекоза.

Девочка шепотом сказала волшебные слова: «Тили-тили-бом!»— и тут же стала меньше своего мизинца.

—        Садись,— велела ей стрекоза и подставила спинку.

И они полетели. Быстро-быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было ГОЛУБОЕ небо, у стрекозы были ГОЛУБЫЕ крылья, а на девочке был ГОЛУБОЙ сарафан, да еще с ГОЛУБЫМИ кармашками.

Они летели так долго, пока девочка не сказала:

  • Я хочу домой. Мы не заблудились?
  • Нет, — ответила ей стрекоза. — Разве ты не знаешь, что у нас,
    стрекоз, два огромных
    глаза и в каждом много тысяч маленьких
    зорких глазков? И
    еще есть такие глаза, которые видят, что делается
    внизу.

Тут девочка и стрекоза опустились на берег ГОЛУБОЙ речки, где росли ГОЛУБЫЕ незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!

Воспитатель; Давайте и мы с вами превратимся в голубых стрекозок.

Дети на носочках бегают по ковру, расставив руки в стороны.

Я большая стрекоза,

Пучеглазые глаза. Я летала и летала,

Устали не знала. (Опускаются на корточки,

опускают руки.)

 На ромашке посидела,

Опять полетела. (Бегают по ковру, расставив руки.)

   В. Какую сказку мы прочитали?

Дети. Мы прочитали «Голубую сказку».

В. Какой сарафан надела девочка в этой сказке?

Дети. Девочка надела голубой сарафан.

  В.Какое ведерко взяла девочка?

Дети. Девочка взяла голубое ведерко.

В.Какой мячик взяла девочка?

Дети. Девочка взяла голубой мячик.

  В.Какое было небо?

Дети. Голубое небо.

 В.Какая была река?

Дети. Голубая река.

 В.Какие были незабудки?

Дети. Голубые незабудки.

 В.Какая стрекоза прилетела к девочке?

Дети. Голубая стрекоза.

 В.Почему большая девочка смогла полететь на маленькой стрекозе?

Дети. Она сказала волшебные слова и тоже стала маленькой.

 В.Они долго летали, но потом девочка попросила стрекозу отнести ее на берег голубой речки. Почему?

Дети. Она захотела домой.

 В.Так и закончилось их путешествие.

.                                                                           

Воспитатель помогает детям вспомнить, по какой сказке они путешествовали, положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

                     КОНСПЕКТ № 8

Тема. Путешествие в «Фиолетовую сказку».

Цели. Закрепление представлений о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах. Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания 

Оборудование. Иллюстрация, изображающая разноцветных осьминогов иллюстрация к сказке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель выставляет иллюстрацию  и читает стихотворение.

Жил осьминог со своей осьминожкой.

 Было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый — зеленый, второй — фиолетовый,

Третий — как зебра весь полосатый, Белые оба — четвертый и пятый,

Шестой — темно-синий от носа до ножек, Желтый-прежелтый седьмой осьминожек.

 Восьмой — словно спелая ягода, красный... Словом, не дети, а тюбики с краской.

В. Вам понравилось стихотворение?

Дети. Да. Понравилось.

В.Название какого нового цвета прозвучало в этом стихотворении?

Дети. Фиолетового цвета.

В. Сейчас вы посмотрите на разноцветную семью осьминогов. Если вы правильно покажете мне фиолетового осьминожка, то мы попадем в «Фиолетовую сказку».

Дети. Вот фиолетовый осьминожек.

В. Правильно. Мы можем отправляться в «Фиолетовую сказку».

Воспитатель читает «Фиолетовую сказку». Дети слушают, лежа на ковре. На наборное полотно выставляется иллюстрация к сказке.

ФИОЛЕТОВАЯ СКАЗКА

Утром девочка посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползет ФИОЛЕТОВАЯ туча, и подумала: «Скоро пойдет дождик!» Ей очень захотелось взглянуть на те большие ФИОЛЕТОВЫЕ колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?

Девочка взяла мамин ФИОЛЕТОВЫЙ зонтик, надела ФИОЛЕТОВЫЙ плащ и вышла на улицу. И тут начался дождь.

  • Ого-го-го, сколько вас тут!.. — воскликнула девочка, прибежав
    к  ФИОЛЕТОВЫМ   колокольчикам   на  опушке  соснового  бора.—
    Посмотрю-ка, что делается у вас в ФИОЛЕТОВЫХ чашечках...
  • Посмотри,— шепнул тот ФИОЛЕТОВЫЙ колокольчик, к которому она склонилась, — только не вспугни мошек-букашек.
  • Значит, так и есть! — обрадовалась девочка. — Значит, правда,
    что они прячутся здесь от дождя! Но почему?
  • В наших ФИОЛЕТОВЫХ чашечках куда теплее и суше, чем
    под твоим ФИОЛЕТОВЫМ зонтом. Взгляни — увидишь!

Девочка не поленилась и заглянула в один ФИОЛЕТОВЫЙ колокольчик, в другой, третий... В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.

—        Право — сказала девочка.— Прячутся от дождя.

А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма ФИОЛЕТОВЫХ ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.

Когда девочка под мокрым ФИОЛЕТОВЫМ зонтиком вернулась домой, все у нее было ФИОЛЕТОВЫМ: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щеки.

  • Попробуй,— сказала она своей маме, протянув на ФИОЛЕТОВОЙ ладошке горсть ФИОЛЕТОВЫХ ягод.— Вкусные?
  • Очень,— сказала мама,  и зубы у нее сразу стали ФИОЛЕТОВЫМИ. Как у дочки.

     В. Какую сказку мы прочитали?

Дети. Мы прочитали «Фиолетовую сказку».

 В. Что увидела девочка из окна?

Дети. Девочка увидела фиолетовую тучу.

В. Что надела и обула девочка?

Дети. Девочка надела фиолетовый плащ и обула фиолетовые сапоги.

 В. Что она взяла?

Дети. Она взяла фиолетовый зонтик.

 В. Куда прибежала девочка?

Дети. Девочка прибежала на опушку соснового бора.

 В. Зачем она туда прибежала?

Дети. Она хотела посмотреть, что делается в фиолетовых чашечках фиолетовых колокольчиков.

В. Кого она там увидела?

Дети. Она увидела мошек и букашек.

 В. Что они там делали?

Дети. Они прятались от дождя.

    В. Что она потом увидела?

Дети. Она увидела кустики черники.

 В. Какие на них были ягоды?

Дети. Ягоды были фиолетовые.

 В. Что было у девочки фиолетовым, когда она вернулась домой?

Дети. У нее были фиолетовые пальцы, фиолетовые ладони, фиолетовые губы, зубы и даже щеки.

 В. Какими стали зубы у мамы, когда она попробовала ягод?

Дети. Зубы стали фиолетовыми.

 В. Давайте и мы попробуем фиолетовых ягод. (Угощает детей черникой.)

Воспитатель; помогает детям вспомнить, чем они занимались, какую сказку читали; положительно оценивает работу каждого ребенка;

КОНСПЕКТ № 9

Тема. «Разноцветная сказка».

Цели. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память,.

Оборудование. Иллюстрации к сказке конверты с дугами из разноцветной бумаги, кружки и карточки для игры «Что какого цвета?», разноцветные ленты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель . Сегодня мы с вами отправимся в последнее веселое путешествие. Мы побываем в «Разноцветной сказке». (Читает стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски».)

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

 Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

 Белым, желтых, синим, красным...

Пусть же все  вокруг нас будет

 Удивительным и разным!

Воспитатель . Чтобы попасть в «Разноцветную сказку», вы должны выполнить одно задание. Сейчас каждый вытащит из разноцветной коробочки один цветной кружок, вспомнит, как называется этот цвет, подойдет к столу и найдет не закрашенный предмет, который надо раскрасить в этот цвет.

Дети вытаскивают кружки и находят на столе карточки с картинками.

Воспитатель Теперь расскажите, что за предметы у вас и какие они по цвету?

Дети. — У меня красный помидор.

  • У меня зеленый огурец.
  • У меня желтый цыпленок. И т.п.

В. Молодцы! Вы выполнили мое задание, и мы можем отправляться в путешествие.

Дети садятся на ковер.  Воспитатель читает  сказку.

РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу.

Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По ГОЛУБОМУ небу плыли БЕЛЫЕ облака. Трава была еще ЗЕЛЕНОЙ, а вот листья на деревьях уже ПОКРАСНЕЛИ и ПОЖЕЛТЕЛИ. На дорожках стояли СИНИЕ лужи. В одной луже плавали ОРАНЖЕВЫЕ кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли ФИОЛЕТОВЫЕ астры. Они качали головками от ветра.

Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, РАЗНОЦВЕТНОЙ. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась.

Девочка очень расстроилась, но в это время трава у ее ног зашевелилась, и ее окружили крошечные гномики (рис. 15). Девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбегались в разные стороны. Девочка помахала им рукой и пошла домой. Дома она нарисовала букет РАЗНОЦВЕТНЫХ цветов.

Воспитатель . Какую сказку я прочитала? Дети. Вы прочитали «Разноцветную сказку». Логопед. О каких цветах шла речь в сказке? Дети. Речь шла о желтом, красном, синем, белом, оранжевом, зеленом, фиолетовом, голубом цветах.

Воспитатель просит детей посмотреть на картинку и вспомнить, что и какого цвета увидела девочка. Дети.

  • Девочка увидела голубое небо с белыми облаками.
  • Она увидела желтую траву и синие лужи. И т. п.. Какой получилась картина?

Дети. Картина получилась разноцветной. Логопед. А какой была радуга? Дети. Радуга тоже была разноцветной.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на картинку и постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цвета радуги. (В течение одной минуты дети смотрят на картинку. Воспитатель убирает картинку.) Теперь возьмете конверты, достаньте цветные дуги и сложите каждый свою радугу.

Дети скидывают радуги. Воспитатель  помогает тем, кому нужна помощь. Затем картинка выставляется снова и дети проверяют себя. Те дети, которые допустили ошибки, объясняют: «Я поменял местами желтые и красный цвета». И т. п.

Воспитатель Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная — вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета!

Дети.

Красный, оранжевый,

Желтый, зеленый.

Голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель . А теперь давайте  вспомним  наше упражнение  «Радуга». (Выкладывает на полу радугу из разноцветных лент.)

Дети.

Здравствуй, радуга-дуга, (Медленно делают двумя руками дугу в воздухе.)

Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга, Принимай нас в гости! (Поклон.)

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком. (Бег по «радуге» с высоким

подниманием колена.)

 Через радугу-дугу

 Перепрыгнем на бегу. (8 перекрестных прыжков через «радугу».)

И опять бегам, бегом

По дуге босяком! (Бег по «радуге» с высоким подниманием колена.)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались на занятии. Положительно оценивается работа каждого ребенка.

Домашнее задание

«Желтая сказка»

1.        Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он
сегодня побывал.

Задайте ребенку вопросы:

  • Куда пошла девочка?
  • Зачем она пошла на полянку?
  • О чем девочка попросила солнышко?
  • Какими были цветы?
  • Каким было солнышко?
  • Каким было пальтишко у девочки?

Следите, чтобы ребенок четко проговорил словосочетания: желтые цветы, желтое солнышко, желтое пальтишко.

2.        Пусть ребенок самостоятельно нарисует и раскрасит солнышко.

3. Помогите малышу вспомнить, какие еще предметы бывают желтыми. Пусть он проговорит: желтый лимон, желтая репка, желтые звезды и т. п.

«Зеленая сказка»

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился. Задайте ему вопросы:

  • Куда пошла девочка?
  • Каким был лес?
  • Что было зеленым в лесу?
  • Какой сарафанчик надела девочка?
  • Какие фрукты бывают зелеными?
  • Какие овощи бывают зелеными?

Отработайте словосочетания: зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т.п.

2. Помогите ребенку нарисовать зеленый листик, а раскрасит его малыш самостоятельно.

«Красная сказка»

1.        Побеседуйте с ребенком о сказке,  по которой
мы путешествовали сегодня. Задайте ему вопросы:

  • Куда пошла девочка?
  • Что росло на опушке?
  • Что стала собирать девочка?
  • А что она не стала трогать? Почему?
    (Отрабатываем   словосочетания:   красный  мухомор, красная земляника.)
  1. Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты и овощи бывают красными.
  2. Помогите ребенку сделать аппликацию красного
    мухомора.

«Синяя сказка»

Залайте ребенку вопросы по новой сказке:

  • Где решила побывать девочка?

--- Что она сделала из бумаги?

--- Куда она спустила лодочку?

--- Куда принес девочку ручей?

  • Что подарил девочке краб?

Отрабатываем  словосочетания:  синее  море,  синяя лодочка, синий ручей, синий камешек.)

  1. Помогите ребенку  вспомнить,  что еще бывает синим (синие сливы, синие васильки, синие подснежники).
  2. Пусть ребенок сам нарисует и раскрасит синий
    камешек, другие предметы синего цвета.

«Белая сказка»

Задайте ребенку вопросы по «Белой сказке»:

  • Что увидела девочка утром?
  • Каким было все за окном?
  • Какой ковер лежал на земле?
  • Какие шапки нахлобучили деревья?
  • Какими платками покрылись крыши?
  • Какой кот сидел во дворе?
    (Отрабатываем словосочетания:
    белый снег, белый

ковер, белые шапки и т.д.)

2.        Помогите ребенку сделать на темной бумаге аппликацию белого снеговика.

«Оранжевая сказка»

1.        Задайте ребенку вопросы по новой сказке:

  • Какое время года наступило?
  • За чем пошла девочка?
  • Какие деревья она увидела?
  • Какие у них листья?
  • У какого дерева были оранжевые листья?
    (Отрабатываем   словосочетания:  
    оранжевые   ягоды, оранжевые листья.)

2.        Помогите   ребенку   вспомнить,   какие   фрукты,
овощи, цветы бывают оранжевыми.

3.        Нарисуйте с малышом кленовый лист, пусть он сам раскрасит его.

«Голубая сказка»

Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал сегодня. Задайте вопросы:

---        Что было голубым вокруг?

—        О чем девочка просила стрекозу?
(Отрабатываем словосочетания:
голубое небо, голу
бая речка, голубые стрекозы, голубые незабудки
и т. п.)

2. Помогите ребенку нарисовать стрекозу, мяч, ведерко, незабудку. Пусть он раскрасит их голубым карандашом.

«Фиолетовая сказка»

Задайте ребенку вопросы по «Фиолетовой сказке»:

  • Что увидела девочка из окна?
  • На что она захотела посмотреть?
  • Что взяла девочка?
  • Что она надела?
  • Какие цветы и ягоды она увидела на опушке?
    (Отрабатываем   словосочетания:  
    фиолетовая   туча, фиолетовые колокольчики, фиолетовый зонт и т. п.)

2.        Помогите малышу сделать аппликацию фиолетового колокольчика.

«Разноцветная сказка»

Побеседуйте с ребенком о новой сказке. Задайте
вопросы:

  • Какой плащ надела девочка?
  • Каким был день?
  • Какие облака плыли по небу?
  • Каким было небо (трава, листья, лужи, астры)?
  • А какой была радуга? Какими были колпачки у
    гномиков? Назови цвета по порядку.

2.        Помогите малышу сделать аппликацию радуги.

Приложение 2

Стихи о цветах

Синий -
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.

Фиолетовый -
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

Желтый -
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.


Зеленый -
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой -
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.

Краски

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный -
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый -
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже!

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
-Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем
Оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЁЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЁНЫЙ зажёгся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца
ГОЛУБЫЕ ...глаза

Разноцветные загадки

Есть в малине. Без сомненья,
Есть в малиновом варенье,
А в банты и провода
Попадает иногда.

(Малиновый цвет)

Как основа камуфляжа,
Он в военном деле важен,
И его на свой манер
Носят танк и БТР.

(Цвет хаки)

Хоть безмерный и безвесный,
Говорят, что он телесный,
Но порою тело то –
Сумка, шарф или пальто.

(Бежевый цвет)

Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.

(Фиолетовый цвет)

Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем.

(Розовый цвет)

Признак рыбы говорящей,
Он пиратом спрятан в ящик,
Есть в короне и в кольце,
И на сказочном крыльце.

(Золотой цвет)

Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте.

(Серый цвет)

Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть.

(Коричневый цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.

(Синий цвет)

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.

(Рыжий цвет)

Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.

(Белый цвет)

Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день с собой.

(Черный цвет)

Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.

(Голубой цвет)

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.

(Желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.

(Зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.

(Красный цвет)

Используемые ресурсы:

 

2.Швайко Г. С.  Игры  и  игровые упражнения для развития речи. —  М.: Просвещение,  1988.

3. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.

4.ВахрушевА.А. Качемасова Е.Е.  «Здравствуй мир» для детей 3-4 лет( ознакомление с окружающим, Образовательная система Детский сад 2100) издательства Баласс 2013 года  

 5. ЛыковаИ.А. «Цветные ладошки» младший дошкольный возраст Издательсво «Москва» 2012 год.

http://www.liveinternet.ru/users/1940634/post103402651/   - синяя  сказка и другие сказки

http://www.fun4child.ru/1305-stikhi-o-cvetakh-dlja-malyshejj.html - стихи о цветах для малышей

http://www.dobrieskazki.ru/raduga.htm - радужные сказки и игры

http://ejka.ru/blog/zagadki/228.html - загадки о цветах радуги для детей с ответами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

Радуга цветов

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение «Бачатская основная общеобразовательная школа»   Педагогический проект  «Радугацветов»...

конспект занятия на тему: "Радуга цвета"

Конспект занятия по цветоведению и презентация...

коментарий к "Радуге цветов"

1 кадр.   Главная цель введения Федерального Государственного  образовательного стандарта дошкольного образования – повышение качества образования. Основным средством данного направлени...

Тренажер по сенсорному воспитанию «Радуга цветов»

Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейш...

Цифровой образовательный ресурс по ИЗО "Радуга цвета"

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС "РАДУГА ЦВЕТА"...