Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста
статья

Абрамова Людмила Николаевна

Приёмы используемые при организации игровой деятельности детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

        Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста. Сами дети играя, ставят одну цель- играть, а педагог должен учитывать обучающую и развивающую цель игры. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют чёткого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

        Формирование игровой деятельности ребёнка проходит через предметную деятельность. Носителями предметных действий являются взрослые. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Сначала педагог и ребёнок совместно рассматривают игрушки, затем педагог формулирует игровую задачу. Необходимо, чтобы взрослый показывал и называл свои действия, предложил ребёнку воспроизвести их. В этот период детям важно предлагать разные варианты одной и той же игровой задачи. Этот приём позволяет показать условность игры, побуждает к перенесению игрового действия с одного предмета на другие, не ограничивает инициативу ребёнка заданным образцом действия взрослого. По мере усвоения ребёнком простых игровых действий игровые задачи усложняются.

        Освоение детьми раннего возраста игрового опыта предполагает комплексную систему действий педагога: планомерное обогащение жизненного опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение игровой среды, активизирующее общение педагога с детьми в игре, побуждающее к применению осваиваемых способов решения игровых задач, новых знаний об окружающем.

         При руководстве игрой детей раннего возраста педагог может использовать прямые и косвенные приемы, а так же метод комплексного руководства игрой.

        Прямые приемы подразумевают непосредственное участие педагога в игре. В раннем возрасте это эмоциональное общение взрослого с ребёнком в совместной игре, показ способов действий с предметами, обучение использованию в игре предметов -заместителей. Педагог оказывает влияние на выбор темы, на развитие сюжета, помогает детям распределить роли, устанавливает правила, принимает ролевое участие в игре.

        При использовании косвенных приёмов руководства, игра проходит без непосредственного участия педагога. Игровая обстановка создаётся им заранее, до начала игры. Это подбор игрушек, беседа о предметах ближайшего окружения и их назначении, наблюдение за действиями взрослых, рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.

        Комплексный метод руководства игрой предполагает воздействие педагога на игру с учётом возрастных возможностей детей. Сначала идёт планомерное обогащение жизненного опыта детей, затем реальный опыт с помощью обучающей игры переводится в игровой. Для закрепления умений необходимо своевременно изменять, усложнять игру.

Педагог должен учитывать, что игра детей раннего возраста состоит из нескольких этапов. Начальным этапом является предметная игра по мотиву заданному взрослым, при совершенствовании которой позволяет перейти на следующий этап развития игры к способности к замещению. Иногда, замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны педагога. Затем игра переходит в сюжетно-отобразительную, в ходе которой дети воспроизводят свои наблюдения из повседневной жизни. К концу третьего года жизни появляются предпосылки ролевой игры.

Таким образом, основной задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Сюжетная игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей. Но своё развитие получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"

Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,  когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить  педагогический дар, веру и бесконечные воз...

Методическая разработка "Руководство игровой деятельностью детей раннего возраста"

Игра занимает особое место в жизни ребенка. Игра – это присущий только детям способ познания мира.  Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им х...

Особенности руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста

В данном материале мы рассмотрим особенности различных игровых форм и их планирование....

Особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны некоторые особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста...

Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».

Статья«Особенности организации игровой  деятельности детей раннего  возраста»....

Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте (1 год - 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности. Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное количество игрушек. Пров...

РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все при...