Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».
статья (младшая группа)
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».
Автор: Акулова Евгения Юрьевна
МБДОУ «Детский сад № 7 «Мечта», с. Троицкое.
Аннотация: В этой статье авторы пишут о значении игр в жизни дошкольников, о видах игр и их организации .Игра - важный элемент обучения.
Ключевые слова: игра, игрушки, виды игр, предметно-игровая среда.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности. Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное количество игрушек. Проводится специальная работа по развитию первых сюжетно-ролевых игр.
Игровая деятельность требует особенно вдумчивого и тактичного руководства со стороны воспитателя.
Сюжетно – отобразительные игры, предшествующие сюжетно-ролевой игре более кратковременны.
«Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.
Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни.
От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.
Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.
Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Необходимо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это знакомые образы: кот, птичка, кукла…
С незнакомыми персонажами, легко познакомить используя картинки, игрушки, книжки (медведь, заяц…). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразными, но доступными для использования маленькими детьми. Персонаж должен быть хорошо знаком для подражания.
В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «Поезд», «По ровненькой дорожке» …).
Для совершенствования развития детей раннего возраста в игре должно быть несколько решений:
Во-первых, способствовать развитию всех компонентов детской игры (обогащение арсенала игровых действий, сюжетов, тематики игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и игровой ситуации);
Во-вторых, создавать содержательную основу для развития игровой деятельности, а именно: обогащать представления детей о мире, расширяя их круг интереса с помощью, детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество;
В-третьих, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- пальчиковые игры;
- сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Игра – средство самовыражения малыша, его потребность, она должна умело направляться взрослым. Опираясь на возможности ребенка, не подавляя его инициативу. А наоборот всячески ее поддерживая, развивая творческие познавательные потребности.
При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.
К трем годам основным развивающим видом деятельности становится игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/21/picture-93512-1613892941.jpg)
статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"
Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-253235-1383843022.jpg)
Статья «Особенности коммуникативной деятельности у детей с ослабленным зрением старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе СБО».
Зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией. Сенсорное развитие для детей с нарушениями зрения осуществляется б...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-319698-1384608694.jpg)
статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произноси...
Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".
В статье описывается об особенностях развития памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-502647-1572618418.jpg)
статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-347877-1422391928.jpg)
СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-941387-1503755511.jpg)
Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...