Проект "Русские народные сказки"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
«Русские народные сказки» в средней группе
Латыпова Юлия Равильевна
Долгосрочный проект «Русские народные сказки» в средней группе
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Средняя группа
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Участники проекта: Педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Получение знаний о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
- Драматизации РНС.
Актуальность проекта:
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Основное направление развития: Познавательно-речевое развитие.
Этапы реализации проекта:
I этап: Диагностический
- Изучение научно-методической литературы по теме проекта.
2. Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»
II этап – Практический:
1. Разработка конспектов и их проведение.
2. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
III этап – Аналитический:
1. Обобщение работы за год
2. Презентация опыта работы педагогам ДОУ
3. Отчет по реализации проекта.
План работы с детьми и родителями на 2019-2020 учебный год.
Месяц Групповая работа, Индивидуальная работа, Работа с родителями.
Сентябрь
1. Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»
(отгадывание загадок о диких животных).
2.Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»
Октябрь
1.Чтение р. н. с. «Маша и медведь»
«Домик для медведя» конструирование кубиков.
«Грибы для Маши» аппликация
2.Разговор по телефону: «Машенька говорит с бабушкой».
Обыгрывание эпизодов сказки
«Маша и медведь»
3.Родительское Собрание «Что и сколько читать детям пяти лет?»
4. Консультация: «Развитие речи детей пятого года жизни»
Ноябрь
1.Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».
«Петя-петушок, золотой гребешок» - лепка из природного материала. Отгадывание загадок о домашних животных
2.Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
3.Памятка для родителей
«Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».
Декабрь
1.Рассказывание р. н. с. «Зимовье»
«Избушка в лесу» рисование красками.
2.Отгадывание загадок о диких животных.
3.Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей»
Январь
1.Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».
«Зимние шапки для зверят» аппликация
2.Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
3.Выставка детских работ.
Февраль
1.Рассказывание р. н. с. «Теремок».
«Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу).
2.Дид. игра «Угадай по описанию».
3.Игра драматизация сказки «Теремок».
4.Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»
Март
1.Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко»
«Петушок и Курочка» лепка.
2.Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».
Игра «Кто как кричит?»
3.Игра на воображение «Узнай из какой сказки».
4. Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника»
Апрель
1.Драматизация сказки «Репка»
«Репка» - аппликация
2.Обыгрывание эпизодов сказки «Репка».
3. Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»
Май
1.Чтение сказки «Козлятки и волк»
2.Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»
«Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.
3.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
4.Подвижная игра: «Козлятки и волк».
5.Выставка детского художественного творчества.
6.Выставка русских народных сказок с иллюстрациями разных художников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...