Педагогическая этика и эстетика
консультация

Педагогическая этика и эстетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_i_zadachi_pedagogicheskoy_etiki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Педагогическая этика и эстетика

Педагогическая этика

Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль.

Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

 – умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

 – деловой тон общения;

 – внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

 – в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

 – в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

 – в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

 – в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

 – в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

“Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)

Педагогическая эстетика

 Эстетика педагогической деятельности, прежде всего, проявляется в эстетизации предметной среды дошкольных и внешкольных детских учреждений, средней и высшей школы, в красоте и культуре внешнего и внутреннего облика педагога. Это важный фактор формирования эстетической культуры подрастающего поколения и педагогических кадров.

 Эстетическая форма и эстетическое содержание, их единство и многообразие ярко и углубленно проявляются во всех профессиональных областях деятельности педагога: в проектировочной, конструктивной, организаторской и коммуникативной. Последовательно и взаимосвязано эстетическое следует внедрять в названные виды деятельности.

  Эстетика воспитательного процесса проявляется на трех уровнях, из которых первый уровень - эстетика личного примера воспитателя, второй – эстетика собственно воспитательного процесса и третий – эстетика результата воспитательного процесса. Эта эстетическая триада воплощает гармонию и целостность, единство многообразия прекрасного и возвышенного в педагогике, в особенности в педагогической деятельности.         Эстетика воспитательного процесса проявляет себя в гуманной педагогике, наполненной любовью к детям, трепетным к ним отношением и осознанием своей миссии обеспечить им благополучное детство и плодотворное становление. Авторитарная педагогика и либерально-попустительская педагогика, основанные на субъектно-объектных отношениях, по своей природе антиэстетичны.

 В педагогическом красноречии наибольшее проявление эстетического. Педагогическая деятельность – это процессуальный вид деятельности, основанный на устной речи, в особенности монологической. Эстетическое здесь обнаруживается более всего в точном выборе слова, интонации, жеста, мимики, позы и пр.

 Педагогическая профессия по своей природе коммуникативная. Деятельность педагога разворачивается в общении с учениками, воспитанниками и их родителями, с коллегами. Соответственно наиболее явственно педагогическая эстетика проявляется в органическом единстве с педагогической этикой, в педагогическом такте и общении, в стиле поведения и деятельности педагога.

Что нового я узнала….

Учебное занятие – явление не только дидактическое, но и эстетическое. Это педагогическое произведение, в котором в органической совокупности могут функционировать такие художественно-эстетические аспекты, как словесно-художественные, драматические, архитектурные, музыкальные и изобразительные. Качественный уровень проявления этих аспектов в процессе учебного занятия в значительной мере обусловливает его эффективность, наличие полноценного искусства обучения и воспитания.

Эстетика педагогической деятельности, прежде всего, проявляется в эстетизации предметной среды дошкольных и внешкольных детских учреждений, средней и высшей школы, в красоте и культуре внешнего и внутреннего облика педагога. Это важный фактор формирования эстетической культуры подрастающего поколения и педагогических кадров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Педагогический совет: «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека»....

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Этика и эстетика в быту, как основа развития культуры детей.

Этика и эстетика в быту, как основа развития культуры детей....

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...

Становление профессиональной педагогической этики в истории педагогической теории и практической деятельности.

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессиональн...