СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »
методическая разработка по теме

Титова Ольга Николаевна

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас  с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

« ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

 ОБЩЕНИЯ »

РЕБЁНОК - ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ

ПОДГОТОВИЛА:

Зам зав по ВМР

Титова Ольга Николаевна 

Введение

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;

постоянный поиск оптимальных путей деятельности;

четко выраженный рефлекс цели;

постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;

идеальное – в перспективе;

причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;

высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;

умение общаться.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить  ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью

Удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели

 Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

Теперь, давайте рассуждать, что же такое

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ.

  Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

 1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. 

4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию  произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

1 занятие (теоретическое занятие) 

       

 КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Создание эмоционально-психологического настроя.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.

II. Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, 

Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения;

Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности;

но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения.  

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас  с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Кстати,  «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».

« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

        Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

        Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент  не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и,  не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на  детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для  разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

        Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только…»

        У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.

        Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

        Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

        Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

        Он – защитник: оградит от обидчика.

        Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

        Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

        Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

        Только такой педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать для ребенка атмосферу  радости и комфорта.

В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Прощать искренне

Игра « Хорошо ли быть воспитателем?!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например: 


Хорошо


Плохо


Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.


Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…


Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.


Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.


Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.


Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.

 2 занятие       

                           

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С  ВОСПИТАННИКАМИ

Деловая игра на тему «Искусство любить детей».

Задачи:

Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с их родителями.

Активизировать работу воспитателей по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в группе, дома и умение оказать квалифицированную помощь.

Развивать творческие способности  и любовь к профессии.

Ход игры

Организационно-подготовительный этап.

Вводная информация ведущего о деловой игре (ознакомление участников с условиями игры, методикой проведения).

Формирование групп, распределение обязанностей.

Инструктаж.

II. Анализ результата анкетирования воспитателей.

III.      Практическая часть.

Педагогическая разминка. Игра « Справочное бюро»

Цель: совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.

Воспитатели по очереди выступают в роли «консультанта». «Родители» (остальные участники игры) обращаются за разъяснениями, произвольно выбирая карточки с вопросами.

Примерное содержание карточек

Как ребенка 5-ти лет приучить к самостоятельности?

Мой внук не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?

Ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?

( На ответ «консультанта» отводится 1-2 мин. «Родитель в случае несогласия высказывает свое мнение).

Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д..)

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Ведущий: Какие качества больше всего ценят в вас ваши воспитанники, вы узнаете, прослушав магнитофонную запись ответов детей на следующие вопросы:

 

Какой бы ты хотел видеть свою воспитательницу?

За что вы любите свою воспитательницу?

Конкурс «Эврика». ( Решение педагогических ситуаций)

Ведущий: Как известно, Архимед воскликнул: « Эврика!», когда ему в голову пришло решение сложной задачи. Посмотрим, как вам удастся решить сложные педагогические ситуации. Начинаем конкурс «Эврика».

Карточки для 1-й команды.

1.  Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».

(Объясните и оцените ситуацию).

2.        На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали.

(Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?)

        

Карточки для 2-й команды.

1.        Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…

                                (Ваши варианты ответов).

2.        Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:

1. «Они не принимают меня играть!»

2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!»

(Ваша реакция).

Педагогический тренинг.        

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Задание 1. Выразительная речь

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

громко,

возмущенно,

радостно,

таинственно.

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

тихо,

громко, ласково,

удивленно,

радостно.

Подведение итогов  игры.

Ведущий: Подводя итог нашей игры, мне хотелось бы еще раз вам напомнить о том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм.

        Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

В заключении мне хотелось бы вам раздать памятку под названием

« Некоторые условия успеха воспитательской деятельности».

Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами).

Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя выслушать, понять, помочь).

Умение заменить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).

Тактичность и корректность по отношению к ребенку. ( Дети не прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).

Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).

Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только  почему-то забывают, что знать – да, понимать – да,  а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому.

Способность понимать и чувствовать другого человека  (необходимо научиться слушать и слышать ребенка).

АНКЕТА  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________

Являются ли девизом Вашей работы слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

_____________________________________________________________________________

Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный воспитатель?

________________________________________________________________________________

Как часто Вы пребываете в «дурном» настроении и отражается ли это на Ваших воспитанниках?

________________________________________________________________________________

4.  Каковы Ваши сильные и слабые стороны в общении с детьми?

_______________________________________________________________________________

5. Что нужно Вам корректировать в своем поведении, чтобы успешно взаимодействовать с воспитанниками?

________________________________________________________________________________

Что надо сделать лично Вам, чтобы каждый день в ДОУ приносил Вашим воспитанникам радость?

________________________________________________________________________________

Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?

________________________________________________________________________________

Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с воспитанниками?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 занятие     

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С  РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.

Первый, достижение результата (предметная цель).

Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).

   Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

     Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

   Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

Беседа одна из главных составляющих общения. Стратегия ведения беседы:

От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.

Как правильно построить и качественно отработать каждый этап? Об этом мы поговорим сейчас.

ПОДГОТОВКА к БЕСЕДЕ (нулевая фаза).

Цель. Подготовиться к предстоящей беседе, продумать ее стратегию и тактику.

Задачи

1. Сформулировать общую цель разговора (т. е. «чего я хочу достигнуть») и мотивы своего поведения (“зачем мне это нужно”).

2. Постараться определить, к чему будет стремиться Ваш собеседник и почему.

3. Найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника.

4. Составить общий план разговора.

Содержательная – постоянный сбор, накопление и обобщение информации о партнере.

Психологическая - создание необходимого настроя или коррекция своего состояния Непосредственно перед контактом с партнером или во время этого контакта.

Техника подготовки к беседе

1. Сбор информации о партнере.

2. Определение собственных целей в беседе по минимуму и максимуму.

КОНТАКТ 1-2 %

Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.

Задачи

1. Настроиться на собеседника.

2. Настроить собеседника на себя.

Техники установления контакта.

- контакт глаз

- улыбка

- приветствие

- обращение по имени

- открытая поза

- короткая дистанция

- открытые жесты

- подчеркивание значимости…

ЗА ПЕРВЫЕ ПОЛТОРЫ МИНУТЫ РАЗГОВОРА, ВАМ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ТЕХНИК КОНТАКТА

Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”

Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Время проведения. 1 минута

Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.

ОРИЕНТАЦИЯ В СОБЕСЕДНИКЕ 80-90 %

Цель. Совместный с собеседником анализ проблемы.

Задачи

1. Информировать собеседника о своей цели.

2. Понять цели собеседника.

3. Найти область пересечения своих целей и целей собеседника.

Техники пассивного слушания:

- поддакивания;

- стимулирующие реплики (конечно, правильно и т.п.);

- расспрашивание.

Техники активного слушания:

- пауза;

- вопрос;

- проговаривание;

- интерпретация.

АРГУМЕНТАЦИЯ. 10-15 %

Цель. Совместный с собеседником поиск вариантов решения.

Виды аргументов:

- факты из совместного опыта;

- очевидные, не подвергаемые сомнению, объективные факты;

- ссылка на собственный опыт;

- ссылка на авторитет.

Техники аргументации.

1. Связка - “А если…”

2. Поэтапное согласие.

Предлагается отработка упражнения “Ситуация в метро”.

Цели. Продемонстрировать отличие просьбы от требования; осознать, в чем это отличие.

Время проведения 3 минуты.

Процедура. Ведущий предлагает разыграть ситуацию в метро: сидят ребята-подростки, а рядом стоит бабушка. Нужно попросить их уступить место. В роли бабушки выступают трое, отработав понятия “приказ”, “требование”, “просьба”.

ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ. 1-2 %

Цель. Обеспечить себе хороший деловой и человеческий контакт с собеседником.

Задачи

1. Получить обратную связь по поводу прошедшей беседы и ее результатов.

2. Снять оставшиеся сомнения. Опасения и т. п.

3. Сделать собеседнику последний “подарок” улыбку, комплимент и т. п.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ БЕСЕДЫ ДАЕТСЯ БЕЗ АРГУМЕТАЦИИ, А ПРИНИМАЕТСЯ МОЛЧА, БЕЗ ОПРАВДАНИЙ.

Теория не отработанная на практике очень быстро забывается. Предлагаем в парах отработать все этапы беседы. Для работы предложить несколько “рабочих” ситуаций. Например:

- Необходимо родителям напомнить о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.

- Добиться того, чтобы родители приводили ребенка к 8. 00. , до начала утренней гимнастики.

        рефлексия.

        Участники, выполняющие роль родителей, делятся на круг своими эмоциональными ощущениями от беседы и теми чувствами, которые они испытывают после разговора с воспитателем.

Задаем им вопрос: “Как скоро выполните вы просьбу воспитателя?», Хочется ли вам еще с ним общаться?”

Участники, выполняющие роль воспитателей, выносят на круг то, что значимо для них на этом занятие.

Задаем им вопрос: “Получили вы от общения удовольствие? Будет ли результат от разговора?”

Последовательность высказываний лучше определить таким образом:

Воспитатель - “Родитель”.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Исключите факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе:

- игнорирование - в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания.

- принижение личности - в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку.

- противоречивость поведения - между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает.

- перебивание собеседника.

- подчеркивание разницы между собой и собеседником.

- резкое убыстрение темпа беседы.

- избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником

- выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите.

Цели и мотивы задаваемых вопросов Вам не объясняются.

Направление ответов в большинстве случаев точно предписано.

- оценка - высказанные Вами мысли и соображения собеседник с ходу, даже не

дослушав Вас до конца, оценивает негативно.

И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно

Нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Педагогическая система Монтессори: основополагающие принципы и задачи»

Особенности гуманистической педагогики М. Монтессори, обучение посредством классического материала и роли педагога в её системе....

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"

В этом материале представлены конкурсы для воспитателей...

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое мастерство воспитателя» 1. Актуальность, цели, задачи семинара Одна из главных задач современной си...

Семинар-практикум ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ...

Семинар-практикум "Педагогическое руководство формированием развития у дошкольников познавательных процессов"

Цель: Показать педагогам важность и значимость проблемы развития познавательных процессов у дошкольника.Задачи: 1. Актуализировать  знания педагогов об особенностях формирования познавательной де...

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"...