Методика Б.П.Никитина в развитии логических структур, мышления, внимания и памяти, через игру у детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Васильева Вероника Владимировна

Конспект в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_nikitin.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 25 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

В подготовительной группе

«Методика Б.П.Никитина в развитии логических структур, мышления, внимания и памяти,

через игру у детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

Васильева

Вероника Владимировна

Санкт- Петербург

2020

Каждый дошкольный – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает этот мир. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться.

Борис Павлович Никитин писал: «Игрушки – игры – одно из самых сильных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются раные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность».

Потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов чисел, арифметических действий, пространственно=временных отношений, многообразие геометрических фигур. Чем лучше малыш научится видеть закономерность, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет осваивать математику.
Изучив и проанализировав ряд источников, высказывания и мнения таких известных педагогов, как Бориса Павловича Никитина и Льва Семеновича Вьготского, я решила использовать в своей работе технологию развивающих игр Никитина. Если придерживаться одного из главных принципов методики: от простого к сложному, то  ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков, деталей конструктора и т.д.

В основу этих игр положены принципы – «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям». Игры Никитина стимулируют интерес детей к обследованию предметов, определению форм, количества, разложению простых зависимостей между объектами. Разнообразные по своему содержанию игры, не терпят принуждения, а создают атмосферу свободного и радостного творчества, что очень ценно, как для педагога, так и для детей.

В каждой игре следует придерживаться определенных принципов. Игра должна приносить радость. Каждый ребенок успех малыша – это обоюдное достижение: ваше и его. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть. Все задания дети должны желать самостоятельно. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои способности. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Обязательно начинайте с посильных задач. Успех в самом начале – обязательное условие. Если ребенок не справляется с заданиями, значит вы переоцениваете его уровень развития. Сделайте перерыв, а потом начините с более легких задач.

У каждого ребенка должен быть свой комплект игры. Автор советует начинать с игры «Сложи узор». Надо наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать».  Если у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» о ней на месяц-два. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их сам. Оживляйте игру сказкой или рассказом. Придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей. Хвалите ребенка за успехи, а в случае неудачи подбодрите малыша. Создавайте в игре непринужденную обстановку к придумыванию. Новых. Устраивайте соревнования на скорость решения задач.

Несмотря на свою внешнюю простоту, эти игры являются отличным средством для развития. Игры Никитина учат делать анализ (выделять свойства объекта), синтез (соединять различные признаки, свойства в единое целое), сравнение (выявлять сходства и разделения между признаками объекта), классификацию (разделение множества на группы по какому-либо признаку).

Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. Мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать, а не заставлять.

Эти задачи на ряду со многими другими, можно решить с помощью игр Никитина. Они воспитывают самостоятельную и ответственную личность, развивают творческое начало и умственные способности, знакомят с первыми математическими представлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

Игры для детей дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия

Предложены для родителей и педагогов игры на формирование у дошкольников слухового внимани я и восприятия в доступной игровой форме....

Игры для детей дошкольного возраста на развитие логического мышления

Данный материал содержит игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие логического мышления. Рекомендован для педагогов и родителей....

«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»

Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время....

Игры для детей дошкольного возраста для развития внимания

Игры предназначены для детей 4-7 лет для развития внимания...