Проект «Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель данного проекта: расширение и обогащение знаний  детей о зимующих птицах Красноярского края.

Задачи:

- обогащать и закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

- пополнять предметно-пространственную среду группы материалами по теме проекта;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

- организовать участие родителей в проекте.

      Гипотеза: успешное обогащение знаний  детей о зимующих птицах станет возможным, если грамотно организовать деятельность детей и взрослых, в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39»

Проект

«Зимующие птицы»

Выполнила

воспитатель

                                                                                    Е.П.Гончарова                                                                                              

2019 г

Актуальность

ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательной  деятельности детей:

- (раздел II п. 2.6 от 17.10.2013 г.) «Познавательное  развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование…. первичных представлений  об объектах окружающего мира,о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы»;

- (раздел II п. 2.7 от 17.10.2013 г.)  «… для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – предусмотрен ряд видов деятельности, таких как … познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); …. восприятие художественной литературы и фольклора; …конструирование из разного материала, …изобразительная (рисование, лепка, аппликация); …двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».

На этапе завершения дошкольного  образования целевые показатели ФГОС ДО предполагают (раздел IV п.4.6 от 17.10.2013г.)   «…ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы».

 В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. 

По результатам диагностической  беседы, «Методика трех вопросов», было выявлено, что у детей старшей группы недостаточное представление о зимующих птицах, дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. 

Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах.

Нормативно-правовая база: Закон об Образовании РФ, ФГОС дошкольного образования; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»,  составленная на основе программы «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Исходя из проблемы, мы определили цель данного проекта: расширение и обогащение знаний  детей о зимующих птицах Красноярского края.

Задачи:

- обогащать и закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

- пополнять предметно-пространственную среду группы материалами по теме проекта;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

- организовать участие родителей в проекте.

      Гипотеза: успешное обогащение знаний  детей о зимующих птицах станет возможным, если грамотно организовать деятельность детей и взрослых, в разных видах деятельности.

Вид проекта: информационно-творческий, краткосрочный, открытый,  групповой.

Участники проекта: дети: 5 – 6 лет (старшая группа),  воспитатели, ст. воспитатель,  инструктор по ФИЗО, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта:  

Организационный (подготовительный) этап – 4 неделя ноября  2019г.

Основной (практический) этап – 1 неделя декабря 2019 г.

Заключительный этап – 2 неделя декабря  2019 г.

Ожидаемые результаты:

1.  Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Кормушка для птиц»

Обеспечение проектной деятельности:

- Материально – техническое: фотоаппарат, компьютер, оргтехника. 

- Учебно-тематическое оснащение: художественная литература по данной теме, карточки с изображением зимующих птиц, презентация по теме «Зимующие птицы».

- Информационное обеспечение: доступ к сети Интернет.

Продукт проекта:  Дети - родители – «Кормушка для птиц», - результаты продуктивной деятельности (выставка рисунков);  РППС - оформление книжного уголка, уголка художественно-эстетического развития (раскраски по теме, трафареты, схемы поэтапного изображения птиц – лепка, рисование), пополнение театрального уголка (маски - шапочки птиц, сценарий сказки «Как сорока клеста судила»); воспитатели - инсценировка сказки «Как сорока клеста судила»; лэпбук по теме проекта – воспитатели - родители.


Содержание проектной деятельности

Подготовительный этап

Мероприятие

Сроки

Результат

мероприятия

Ответственный

Беседа с детьми «Что я знаю о зимующих птицах?» (модель трех вопросов). Составление плана работы.

4 неделя ноября 2019

Выявление первоначальных представлений детей о зимующих птицах. Заполнение карты представлений дошкольников по теме, что хотят узнать.

воспитатели

ст. воспитатель

Систематизация информации по теме.

4 неделя ноября 2019

Выделение проблемы. Разработка цели, задач.

воспитатели

ст. воспитатель

Мотивация и создание интереса у родителей к участию в проекте.

4 неделя ноября 2019

Обозначить тему предстоящей проектной деятельности. Активировать к участию в выставке «Кормушка для птиц». Выпустить агитационный листок.

воспитатели

Обсуждение темы проекта, поиск путей решения.

4 неделя ноября 2019

1. Разработка плана движения к цели.

2. Включение в план-схему мероприятий с детьми (помощь в планировании деятельности).

3. Разработка заданий

4. Создание условий для реализации проекта.

6. Конкретизация сроков.

воспитатели

ст. воспитатель

Основной этап

Мероприятие

Сроки

Результат

мероприятия

Ответственный

Чтение художественной литературы:

Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

В. Звягина «Воробей»

 С. А. Есенин «Поѐт зима, аукает»

Т. Евдошенко «Берегите птиц»

 Ю.Никонова «Зимние гости»

Л.Воронкова «Птичьи кормушки»

 В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», «Красногрудые снегири»

О.Григорьева «Синица»

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

Заучивание стихотворений:

А. Прокофьева «Снегири»

А. Барто «Свиристели»

Заучивание скороговорок, считалок о птицах, пальчиковых игр, физминуток.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

В течение всего срока

Способствовать развитию дошкольников средствами художественной литературы.

Знакомить с зимующими птицами через рассказы, стихотворения русских писателей.

Формирование умения поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитание у детей любви к окружающему, желание помочь птицам.

Воспитатели

Беседы на тему

«Зимующие птицы»,

«Птичья столовая»

В течение всего срока

Вести диалоговые беседы о зимующих птицах, формирование знаний о   важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Воспитатели

Трудовая деятельность: очистка кормушек от снега, подкармливание птиц, заготовка кормов.

В течение всего срока

Желание детей взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушек, развитие умения подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Формирование знаний о  важности подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрение стремления заботиться о птицах

Воспитатели

Познавательно – исследовательская деятельность

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

Решение проблемных ситуаций

В течение всего срока

Закрепление знаний о зимующих птицах, их повадках, развитие умения различать, сравнивать птиц по внешнему виду, различать птиц по следам, оставленным на снегу.

Вызвать интерес к живописи, через нее познакомить детей с зимующими птицами.

Воспитатели

Прослушивание записи голосов зимующих птиц 

Д/ и «Угадай, какая птица поёт?»

В течение всего срока

Вызвать интерес к прослушиванию голосов птиц. Развитие умения определять по звуковой записи голоса птиц.

Воспитатели

Дидактические игры, упражнения

Д/упр «Сравни и расскажи»,

Д/и «Четвертый лишний»,

Д/и «Один много», Д/и «Что делает», Д/и «Узнай по описанию»,

Д/и «Что хорошо, что плохо?»,

Д/и «Назови ласково»,

Д/и « Чье? Чья? Чьи?»

Познакомить детей с народными приметами о зимующих птицах.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Игры с конструктором, с природным материалом

Сюж.ролевые игры «Ветеринарная лечебница, «Семья», «Транспорт»

В течение всего срока

 Обогащение детской речи глаголами, антонимами, развитие умения  употреблять притяжательные прилагательные

(голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин).

Воспитатели

Двигательная деятельность

Подвижные игры

Эстонская народная игра: «Птицы»

П/ и:«Воробьи и кошка»,

«Перелёт птиц»,

«Птички в гнёздышках»,

«Совушка»

Цель: развитие двигательной активности, внимательности, быстроты реакции.

В течение всего срока

Закрепление знаний названий птиц, формирование представлений о птицах и их повадках.   Развитие основных движений, ловкости, координации движений, развитие умения ориентироваться на площадке.

воспитатели

инструктор по ФИЗО

НООД

Ознакомление с окружающим миром «Зимующие птицы»

Развитие речи «Зимующие птицы»

Развитие речи «Наши пернатые друзья» (викторина)

1 неделя декабря 2019

 Формирование экологической культуры у детей, привитие любви к птицам и воспитание бережного отношения к ним.

воспитатели ст. воспитатель

Продуктивная деятельность:

Рисование.

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

 

Коллективная работа из пластилина «Птицы на ветках»

Конструирование

(ручной труд)

«Птицы на ветке» оригами

1 неделя декабря 2019

Посредством различных видов детской деятельности способствовать углублению знаний дошкольников по теме проекта.

 

воспитатели,

ст. воспитатель

Консультация для родителей: Консультации «Покормите птиц зимой», «Меню птиц».

 1 неделя

декабря

Вовлечённость и заинтересованность родителей в познавательную деятельность детей.

Воспитатели

Заключительный этап

Мероприятие

Сроки

Результат

мероприятия

Ответственный

Инсценировка сказки «Как сорока клеста судила»

2 неделя декабря 2019г

Развитие связной, выразительной речи,  творческого воображения, памяти. Закрепление знаний названий птиц, их образе жизни, повадках. Воспитание бережного отношения к природе.

воспитатели

Выставка продуктивной деятельности детей

2 неделя декабря 2019г

Выставка

воспитатели

Оформление

Лэпбука

2 неделя декабря 2019г

воспитатели

Оформление выставки «Кормушка для птиц»

2 неделя декабря 2019г

Выставка

Родители

воспитатели

Анализ проекта «Зимующие птицы»

В реализации проекта приняли участие: дети старшей группы, воспитатель Е.П.Гончарова, родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 7 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период реализации проекта проводилась следующая работа: на прогулке: ежедневное кормление птиц, наблюдение за их поведением, использование разных кормов, учет количества птиц, их видов; в группе: ежедневное чтение художественной литературы, загадок, знакомство с народными приметами, продуктивная деятельность.

 Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири, но всего один раз. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетели. Сороки и вороны прилетали поодиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, наблюдали за ними из окна, на кормушки они  не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали: воробьи, синицы, снегири, вороны,  голуби,  свиристели, сороки.

В результате проведенной работы дети узнали: какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

- в ветреные дни птицы не прилетают;

- из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

- воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по - одиночке;

- кормушку посетили 7 видов птиц;

- за время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Мы считаем, что в результате  реализации проекта задачи выполнены. В группе собран и оформлен материал по данной теме в виде «лэпбука», собрана картотека народных примет о зимующих птицах, скороговорок, пополнен художественно-эстетический уголок раскрасками, масками для театральной деятельности. Родители приняли  активное участие в реализации проекта: изготовлении кормушек, обеспечение кормами, оказали помощь в оформлении «лэпбука».

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимующие птицы"

Презентация проекта "Зимующие птицы"...

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект (младшая группа) на тему: проект "Зимующие птицы"

Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и инте...

Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»

Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...

Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...

Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)

Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....