«Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе»
статья (младшая группа)
У детей данной группы постоянно совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети данной группы воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
«Создание развивающей предметно-пространственной среды
в 1 младшей группе»
Дата проведения анализа –
Характеристика группы:
возраст 2-3 года.
Гендерные особенности. Дети группы начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, обозначают себя соответствующим образом.
Особенности физического развития. У детей данной группы постоянно совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация. На протяжении учебного года у детей увеличилась двигательная активность, произошло накопление и обогащение двигательного опыта. Двигательная активность проявляется преимущественно на ходьбе. У детей появились попытки бега, лазанья, прыжков с места.
Особенности речевого развития. Дети данной группы воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной со взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. С помощью взрослых дети освоили названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Дети начали понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь. Дети строят простые предложения.
Анализ предметно – пространственной среды группы № 6 проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.
Информация и сведения по изучению и анализу предметно – развивающей среды группы № 6 были сформированы исходя из следующих показателей:
- Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
- Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей).
- Учет возрастных особенностей детей.
- Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.
- Условия для инклюзивного образования.
Безопасность и психологическая комфортность
пребывания детей в группе:
Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий, музыкальный центр.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Доктор», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Реализация образовательных программ дошкольного образования
Предметная развивающая среда группы подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» в полном объеме.
В развивающей среде отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
- книжный уголок,
- уголок познавательно-исследовательской деятельности;
- уголок конструктивной деятельности;
- уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
- спортивный уголок.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Уголок для сюжетно ролевых игр:
В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию.
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
В группе круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы). Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
- Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят)
- Настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь)
- Плоскостной театр
- Театр резиновых игрушек
- Пальчиковый театр
- Театр с игрушками Бибабо
- Маски персонажей
- Музыкальные инструменты
- Диски с музыкой и сказками
- Картотека музыкальных и театрализованных игр
- Ширма
Книжный уголок:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеются следующие материалы:
- Пирамидки, окрашенные в основные цвета |
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов) - Лабиринт (геометрические фигуры) |
- Наборы: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), различных цветов |
- Дидактический стол |
- Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) |
- Матрешки - Блоки Дьенеша |
- Доски-вкладыши (с основными формами) |
- Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски) - Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов |
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов |
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) |
- Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета) |
- Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел |
- Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов) |
- Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки) |
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.) |
- Набор для забивания: молоточек с втулочками |
- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки) |
- Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки, резиновые игрушки |
- Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки |
- Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки) |
- Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики |
- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики |
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части |
- Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой |
- Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) |
- Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой), крупного формата.
Уголок конструктивной деятельности.
Весь строительный материал разложен по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки,
уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании.
Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.
В группе имеются:
- Конструкторы разных размеров и форм и материалов
- Мозаики разных форм и размеров
- Природный материал.
Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации):
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов) |
- Наборы фломастеров (6 цветов) - Наборы восковых мелков |
- Гуашь |
- Круглые кисти |
- Емкости для промывания ворса кисти от краски |
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм |
- Подставки для кистей |
- Бумага для рисования - Наборы цветного картона |
- Доски для лепки |
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки |
- Подносы для форм и обрезков бумаги |
Спортивный уголок:
В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Обручи
- Флажки
- Ленточки с колечком
- Мини-мат
- Гимнастический мяч
- Кольцебросы
- Кегли
- Дорожки здоровья
- Картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Учет возрастных особенностей детей Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это: -предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; -экспериментирование с материалами и веществами; -общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; - восприятие смысла музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок; -двигательная активность. | ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе »
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;2. Учет возрастных особенностей детей;3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)....
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вспрос создан...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Проект "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "
Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группев соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Развивающая предметно-пространственная в первой младшей группе
В нашей группе развивающая среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:•- содержательно ...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...