Сценарий семинара-практикума «Речевая культура педагога»
методическая разработка по развитию речи

Жилобецкая Светлана Сергеевна

Сценарий семинара-практикума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_seminara.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ход семинара «Речевая культура педагога»

I.                  Психологический настрой.

-Говорят, что когда встречаются два педагога, обязательно начнется педсовет. Нас собралось больше, а это значит, сегодня неизбежен семинар.

Всем известно, что речь взрослого для дошкольников является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно также, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека. А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами. Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает. Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношения режут слух.

Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет такие слова – паразиты, как «понимаешь», «вот», «это», между прочим», «значит», не говоря уже о неприличных словах. Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления.

Какие же самые распространенные ошибки в речи воспитателя?

1. Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

2. Нередко от воспитателя можно услышать фразу: «Играйтесь вместе; хватит играться». Так не говорят. Надо говорить: «Играйте вместе; хватит играть»

Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания «положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае «Ляг! Лягте».

Перечислю другие ошибки: - «Кушать. Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте». Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.».

3. ЗасорЁнность лишними словами (ну, вот, значит, это и т. п.)

4. Ошибки в речи (ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, колидор вместо коридор, конпот вместо компот, комфорка вместо конфорка, придумай слово вместо припомни и назови).

Обратим внимание на типичные ошибки в нашем детском саду:

Слайд 4.

Итак, можно с уверенностью констатировать: только в благоприятной речевой среде можно формировать и развивать речевую культуру подрастающего поколения. Роль воспитателя в данном случае очень велика, т. к. ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. И от того, какую речь он будет слышать, зависит и уровень его коммуникативно-этической культуры.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры

человека.

Культура речи – со слайда 6.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Слайд 7-8

Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Слайд 9-10

У нас сегодня 2 команды: «Умницы» и «Отличницы»

1. Упражнение «Что нас объединяет?»

Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мягкую игрушку. 

Слайд 12

 «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак для всех присутствующих».

(любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).

2. Разминка

Слайд 13

3. Ромашка

Слайд 14

У вас на столах ромашки. Предлагаю членам команд сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. А теперь мы заслушаем ваши определения.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.

Слайд 15

5.Блиц – турнир.

У каждой команды карточки со словами, в которых необходимо расставить ударение.

Слайд 16

6. Прочтите правильно и объясните почему?

Слайд 17

- Это ваша (роспись или подпись) на справке?

- Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной?

Подпись:

1. Действие по глаголу «подписать», означающему «заверить, подтвердить», поставит подпись.

2. Надписать под чем-нибудь (подпись под картиной).

3. Собственно написанная фамилия (поставить свою подпись).

Роспись:

1. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.

Прочтите правильно и объясните почему:

• Я (надеваю, одеваю) шапку;

• Я (надела, одела) пальто на Свету;

• Мы (надеваем или одеваем) детей;

• Я (одела или надела) девочку Таню.

Глагол «надеть» употребляется с существительными неодушевленными (надеть шапку, туфли, медали, причем с ним всегда моно использовать существительные с предлогом «на» (надеть шапку на голову, очки на нос). Глагол же «одеть» сочетается только с существительными одушевленными и не допускает употребления при себе сочетания с предлогом «на» (одеть ребенка, мальчика).

7. Расшифруй название сказки.

Слайд 18

8. Необходимо найти русский вариант пословиц к иностранным.

Слайд 19,20

9. Скороговорки.

 Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

10. Игра «Расскажи сказку по - другому»

Необходимо рассказать сказку от лица героя.

11. ИТОГ:

Правила для смелых и упорных педагогов

 Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. 

 Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

 Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

 После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

 Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

 

 

 

Старший воспитатель: С.С.Жилобецкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара –практикума «Театральный ринг» для педагогов ДОО.

Цель: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом развитии дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media...

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...