Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Как зимуют растения и животные".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как зимуют растения и животные | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Растения и животные зимой»
Автор: Молчанова О.В.
Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.
Предварительная работа: чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.
Материал: иллюстрации с изображением, леса, диких животных.следы животных Дидактическая игра «2 белочки». Маски для 2-белочек, фишки, мультимедийный проектор.
Ход:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.
А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)
— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете деревья, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)Давайте посмотрим как деревья зимуют.
Видео1 (Как зимуют деревья в лесу?)
- Ребята, давайте вспомним как дерево отличить от кустарника?
У кустарника нет ствола он имеет несколько стеблей. А вот дерево оно имеет один ствол, который растет до определенного роста, а потом начинают расти ветки. Кустарники они меньше ростом обычно от 2 - 3 см. А дерево значительно выше ростом.
Работа с карточкой (найди дерево, найди кустарник).
— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца
Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)
— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.
Дети прыгают с продвижением вперед
— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?
Воспитатель показывает картинку с изображением белки.
— а кто из вас знает, как белочка зимует?(ответы детей.)
— белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).
Воспитатель. Давайте двигаться дальше. Вот следущие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это (ответы детей)
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?(ответ детей)
— А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
— Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса,
так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
— А вы хотите погулять в зимнем лесу? Ну тогда пошли.
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они !
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.
— Кто это? (ответ детей.)
— Правильно,это лось. А как зимуют лоси? (ответ детей.)
— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.
Воспитатель. Ребята, а кто еще живет в лесу кроме зверей?
(Птицы)
Правильно. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
— А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)
— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)
— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки. (Показ картинки)
Работа с карточкой (Кто спит в лесу зимой?)
Я приготовила для вас интересное видео, давайте его вместе посмотрим.
Видео2 (животных в лесу зимой).
Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
— Вот и закончилось наше путешествие.
Рефлексия:
-Где мы с вами сегодня побывали?
- Что мы видели в зимнем лесу?
-Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним,
следы каких животных и птиц видели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
Формирование целостного представления о природных зонах Севера....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»
Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...
Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сравнение диких и домашних животных"
Цель занятия: показать детям отличая домашних и диких животных.Задачи:1. Образовательные: уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных; учить устанавливать связи ...
Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"
Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...