Буклет: "Эмоциональное выгорание: причины возникновения и профилактика"
материал
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), причины СЭВ, признаки СЭВ, лечение и профилактика СЭВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya-broshyura.doc | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнетивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза.
К профессиональным факторам риска относят врачей, медицинских сестер, учителей, социальных работников, психологов, священнослужителей.
Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может
быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, - риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального
самосохранения.
Причины СЭВ. Среди главных причин СЭВ выделяют профессиональные и личностные.
Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ. Среди профессиональных стрессоров отмечают: обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов общения, которое может длиться часами, повторяться в течение многих лет, где клиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти; а так же высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства, недостаточное вознаграждение за работу, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Развитию СЭВ так же способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.
Признаки СЭВ. Выделяются три ключевых признака СЭВ.
Развитию СЭВ предшествует период
повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается
вера в свои профессиональные возможности. Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:
- эмоциональное истощение -
жалобы на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
- деперсонализация - изменение отношений к клиентам и к себе).
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
- физические симптомы (усталость, утомление, истощение; изменение веса; бессонница; затрудненное дыхание; тошнота, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
- эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, беспокойство, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других; преобладает чувство одиночества);
- поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время
работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая
физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.);
- интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам; формальное выполнение работы);
- социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные
отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими).
Лечение и профилактика СЭВ. Профилактические и лечебные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением, улучшение условий его труда, характер взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.
Но и сам человек, учитывая следующие рекомендации сможет предотвратить возникновение СЭВ:
- определение краткосрочных и долгосрочных целей;
- использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- профессиональное развитие и самосовершенствование (курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уход от ненужной конкуренции (исключение ситуаций, порождающих тревогу, что делает человека агрессивным);
- эмоциональное общение (анализировать свои чувства и делиться ими с другими);
- поддержание хорошей физической формы (отказ от вредных привычек).
Составил: педагог – психолог
Ишимова И.П.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 212 «Солнышко» общеразвивающего вида
Эмоциональное выгорание: причины возникновения и профилактика г. Барнаул 2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины возникновения и профилактика детской агрессивности
В статье говорится о проблеме детской агрессивности. Раскрыты причины возникновения. Представлены игры для агрессивных детей по работе с гнвом, даны рекомендации, правила и принципы взаимодействия с а...
«Детская агрессивность. Причины возникновения. Профилактика»
«Детская агрессивность. Причины возникновения. Профилактика»...
«Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и их профилактика»
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорани...
Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ».
Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ». Агрессивность детей раннего возраста может проявляться в нанес...
«Эмоциональное «выгорание» педагога: причины, пути решения, профилактика.» Круглый стол
Психопросветительское направление для педагогов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания...
"Педагогическое "выгорание"-причины, следствия,профилактика, лечение"
Консультация педагогам о таком явлении как педагогическое "выгорание". В статье дано понятие это явления, причины возникновения, способы ,как можно избежать и "вылечить" выгорание....
Нарушения поведения детей дошкольного возраста. Причины возникновения и методы профилактики.
В статье раскрываются прорблемы нарушения поведения детей, причины их возникновения и методы их профилактики....