Как выявить одарённого дошкольника
статья (младшая группа)

В статье рассматриваются 3 методики выявления одаренности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temum_kak_vyyavit_odarennogo.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Как выявить одарённого дошкольника»

Выполнила

Воспитатель

ГБДОУ детского сада № 82

Московского района Санкт-Петербурга

Архипова Оксана Михайловна

Санкт-Петербург 2020

Методика 1

Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.

Ход обследования. Педагоги проводят наблюдение за детьми и заполняют карту стандартизированного наблюдения, отмечая по пятибалльной шкале степень выраженности у детей конкретной возрастной группы указанных в шкале характеристик (по М. В. Ильиной): 5 баллов – проявляет постоянно или очень часто, 4 балла – проявляет часто, 3 балла – проявляет иногда,
2 балла – проявляет редко, 1 балл – проявляет очень редко, 0 баллов – не проявляет. Результаты становятся более объективными, если карту наблюдений заполняют несколько педагогов, работающих с детьми, а потом соотносят результаты между собой.

Карта наблюдений за деятельностью детей (в баллах)

Дата заполнения        

Возрастная группа        

Педагог        

Характеристики

Ф. И. детей, возраст

Всего баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Владение большим количеством инфор-

мации

Богатый словарный запас

Умение переносить усвоенный материал в новые ситуации

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение делать выводы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Умение интегрировать и синтезировать информацию

Умение улавливать сложные идеи

Умение находить тонкие различия

Чувствительность

к противоречиям

Использование альтернативных путей поиска информации

Умение анализировать ситуацию

Умение оценивать процесс и результат деятельности

Умение предвидеть последствия

Умение рассуждать

Умение строить гипотезы

Умение применять идею на практике

Способность к преобразованиям

Критичность мыш-
ления

Высокая любознательность

Сумма баллов 80–95 является показателям проявлений актуальной одаренности, сумма баллов 76–79 может характеризовать потенциальную одаренность. Если указанные характеристики преимущественно проявляются в одном виде деятельности, можно говорить о специальной одаренности, если в разных видах деятельности – об общей одаренности.

Методика 2

Цель: изучить проявления одаренности.

Ход обследования. Родителям предлагают заполнить анкету (модифицированный вариант анкеты М. В. Ильиной), оценив особенности ребенка по двухбалльной шкале.

Анкета для родителей

Выберите свой вариант ответа, отметив знаком ().

1. Увлекается ли Ваш ребенок рисованием?

Да                       Нет  

2. Часто ли он грустит?

Да                       Нет  

3. Рассказывая какой-нибудь реальный случай, прибегает ли ребенок к вымышленным подробностям для украшательства?

Да                       Нет  

4. Проявлет ли инициативу?

Да                       Нет  

5. Спорит ли по поводу одежды, устройства быта, стремится ли преобразовать свой быт, исходя из своих вкусов и интересов?

Да                       Нет  

6. От скуки рисует ли одни и те же фигурки, линии?

Да                       Нет  

7. Любит ли импровизировать под музыку, танцуя или читая стихи, исполняя песни?

Да                       Нет  

8. Сочиняет ли истории с продолжением?

Да                       Нет  

9. Ему снятся необыкновенные сны?

Да                       Нет  

10. Легко ли ориентируется в незнакомой обстановке или знакомой только по описанию?

Да                       Нет  

11. Переживает ли по поводу прочитанной книги или просмотренного фильма?

Да                       Нет  

12. Проявляет ли рассеянность, которая не мешает ему делать правильные обобщения?

Да                       Нет  

13. Научился ли рано читать?

Да                       Нет  

14. С неудовольствием ли относится к однообразным, повседневным делам?

Да                       Нет  

15. Чувствителен ли к несправедливости?

Да                       Нет  

16. С удовольствием ли вступает в беседу об окружающем мире, дает оценку явлениям и событиям, стремится разобраться в окружающем?

Да                       Нет  

17. Имеет ли богатый словарный запас, использует ли в речи обобщенные словесные кате-
гории?

Да                       Нет  

18. Любит ли сложные игры, задачи интеллектуально-творческого или художественно-творческого характера, требующие смекалки?

Да                       Нет  

19. Любит ли шутить, обладает ли чувством юмора?

Да                       Нет  

20. Предпочитает ли разнообразные занятия, любит ли все делать самостоятельно?

Да                       Нет  

21. Интересуется ли вопросами мироздания?

Да                       Нет  

22. Имеет ли свое мнение по многим вопросам?

Да                       Нет  

23. Проявляет ли стремление к прекрасному, чувство гармонии при восприятии музыки, искусства?

Да                       Нет  

Обработка данных.

Ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» – в 1 балл. Баллы суммируются. Составляется сводная таблица результатов. Чем больше баллов набрал ребенок, тем выше вероятность наличия одаренности.

Сводная таблица результатов анкетирования родителей (в баллах)

Дата заполнения _________________________________________________________________

Возрастная группа _______________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________________

Количество
баллов

Ф. И., возраст детей

Методика 3

Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.

Материал: опросник для родителей (автор Е. С. Белова).

Опросник для родителей

1. Приведите конкретные примеры, показывающие, что у Вашего ребенка очень хорошая
память.

        

2. Расскажите о случаях, когда Ваш ребенок быстро и легко научился чему-либо или освоил какие-либо знания, навыки без дополнительных усилий с Вашей стороны.

        

3. Опишите первый опыт самостоятельного чтения Вашего ребенка (возраст, ситуация, материал, который прочел).

        

4. а) Опишите первые попытки Вашего ребенка начать говорить.

        

б) Приведите примеры, показывающие, что у Вашего ребенка богатый словарный запас.

        

5. Приведите факты, свидетельствующие о хорошем чувстве юмора ребенка.

        

6. Приведите пример сочиненной Вашим ребенком истории (сказки).

        

7. Приведите пример истории или картинки, которым Ваш ребенок дал свое объяснение
(интерпретацию).

        

8. Расскажите окончание истории, сказки, придуманное ребенком.

        

9. Ваш ребенок может считать до…, понимая при этом значение чисел.

        

10. Может ли ребенок определить отношение между двумя предметами (например, больше – меньше)? Приведите конкретный пример.

        

11. Опишите, как проявляется интерес ребенка к часам, календарям, головоломкам.

        

12. Что вызывает любопытство ребенка? Приведите примеры.

        

13. Что собирает Ваш ребенок? Как он составляет свою коллекцию?

        

14. Приведите пример изобретательности ребенка.

        

15. Опишите, как проявляется интерес ребенка к теле- и радиопередачам, газетам и пр.

        

16. Какие карты, картинки вызывают интерес ребенка?

        

17. Перечислите темы, которыми интересуется Ваш ребенок. Приведите примеры вопросов, которые он задает.

        

18. Расскажите о результатах и проявлениях настойчивости ребенка при решении трудных задач, которые действительно были ему интересны.

        

19. Как проявляется чувствительность ребенка к переживаниям других?

        

20. Опишите ситуацию, когда ребенок проявил качества лидера.

        

21. Опишите отношения Вашего ребенка с другими детьми.

        

Обработка данных.

Результаты опросника сравниваются с наблюдениями педагогов и учитываются при составлении характеристики одаренного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"

В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно з...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Консультация для родителей "Выявить одарённого ребёнка"

В консультации рассказывается как выявить одарённого ребёнка...

Как выявить одарённого ребёнка

Как выявить одарённого ребёнка...