Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные дары»
материал (средняя группа)
Программа разработана на основе игрового набора "Дары Фрёбеля", рассчитана на воспитанников 4 - 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные дары» | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №3
ммуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАДОУ
«Верхнекетский детский сад»
от 01.10.2018 г. № 203
ио директора МАДОУ
«Верхнекетский детский сад»
________________О.М.Кимсанова
Согласовано с решением
педагогического совета
от 31.08.2018г. №01
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебные дары»
Направленность: социально – педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Кондратюк Ольга Сергеевна
педагог – психолог
р.п. Белый Яр, 2018г.
ОГЛАВЛЕНИЕ1.Пояснительная записка стр.3
1.1. Актуальность стр.3
1.2. Цель стр.4
1.3. Задачи стр.4
1.4. Ожидаемый результат стр.5
1.5. Учебная нагрузка стр.5
1.6. Материалы и оборудование стр.6
2. Комплексно – тематическое планирование стр.7
2.1. Младший дошкольный возраст стр.7
3. Заключение стр.19
4. Список литературы стр.20
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность:
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. В соответствии со Стандартом образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно она дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство воспитания и обучения ребенка, был немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить».
Ф. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» состоит из 14 коробок, изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка) и представляет систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и более мелкими и разнообразными их членениями. Набор сопровождается комплектом методических пособий, в которых даны рекомендации по проведению игр по всем направлениям развития ребенка, разработанных авторским коллективом: канд. пед. наук Ю.В. Карповой, В.В. Кожевниковой, А.В. Соколовой.
Однако, в основном, в ДОУ эти методические материалы используют бессистемно. Я предлагаю программу, которая систематизирует данную работу в соответствии с темами, которые отражают во многих учреждениях в комплексно – тематических планах.
1.2. Цель: формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира в различных видах деятельности.
1.3. Задачи:
- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей;
- развития речи у детей в повседневной жизни;
- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях;
- развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщения к изобразительным видам деятельности;
- приобщения к музыкальной культуре; – приобщения к театрализованной деятельности;
- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы;
- укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
- развития различных видов двигательной активности;
- формирования навыков безопасного поведения.
1.4. Ожидаемый результат:
- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
- стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
- владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
- взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
- в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
- проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях;
- владеет простейшими навыками самообслуживания;
- любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку;
- проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления;
- охотно включается в продуктивные виды деятельности;
- с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
1.5. Учебная нагрузка:
Программа рассчитана на воспитанников 4 - 5 лет. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по 15 минут по подгруппам по 7 человек. Количество занятий в год – 36.
1.6. Материалы и оборудование:
Мультимедийные презентации, проектор, музыкальный центр, СD - диски, игровой набор Ф. Фребеля (6 «даров»), методические рекомендации (по 5 образовательным областям), художественная литература, серии сюжетных картинок.
2. ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ | ||||
№ | Тема занятий | Формы и методы работы с детьми | Задачи | Количество часов |
1 | «Бабочки» |
| Ознакомить воспитанников с разнообразными видами насекомых, их внешним видом. Формировать умение воспитанников восхищаться красотой и многообразием природных форм. Развивать аккуратность, обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации, развитие игровой деятельности. | 1 |
2 | «Волшебный мяч» |
| Развивать физические качества воспитанников, координацию движений, основными движениями, развивать двигательную активность, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики. Развивать аккуратность, обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации, развитие игровой деятельности. | 1 |
3 | «Путаница» |
| Развивать речевое творчество, познавательную активность, внимание, воображение воспитанников. Развивать аккуратность, обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации, развитие игровой деятельности. | 1 |
4 | «Приглашаем в теремок» |
| Расширять и уточнять знания воспитанников о строительных профессиях. Формировать представления детей о социальной значимости труда строителей. Развивать общение и взаимодействия ребенка со сверстниками. Развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность. | 1 |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | «В лес» |
| Развивать первичные представления о разнообразии мира природы (на примере леса). Закрепить знания у детей о значении леса в жизни человека и животных. Воспитать любознательность воспитанников, формировать основы безопасности в природе, систематизировать знания у детей о природе, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям и животным. | 1 |
2 | «Карусели» |
| Развивать общение и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | 1 |
3 | «Колобок» |
| Приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений. Развивать воображение, мышление, речь, игровую деятельность. | 1 |
4 | «Путешествие» |
| Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме; Формировать позитивные установки к творчеству; Развить творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализовать самостоятельной творческой конструктивной деятельности. | 1 |
НОЯБРЬ | ||||
1 | «Три медведя» |
| Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, вспомнить порядок появления героев в сказках, развивать умение действовать согласованно, развивать речь, воображение, фантазию, мышление, воспитывать любовь к устному народному творчеству, реализовать самостоятельную конструктивную деятельность детей. | 1 |
2 | «Пароход» |
| Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, первичные представления о профессиях людей, реализовать самостоятельную конструктивную деятельность детей. | 1 |
3 | «Экскурсия в музей» |
| Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся разнообразные художественные коллекции, развивать связную речь, активный словарь, развивать интересы детей, любознательность, познавательную мотивацию, формировать первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях. | 1 |
4 | «Аптека» |
| Расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт, кассир – продавец. Расширить словарный запас: лекарственные препараты, фармацевт, заказ, касса. Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображения, творческую активность. | 1 |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | «За окном» |
| Формировать представления об изменениях в природе зимой. Формировать умений различать характерные приметы начала зимы. Приобщать к художественной литературе. Развивать воображение, мышление, речь, игровую деятельность, самостоятельность воспитанников. | 1 |
2 | «Морские обитатели» |
| Формировать представление воспитанников о разнообразии мира природы, закрепить представления детей о жизни моря и его обитателях. Воспитывать бережное отношение к природе. расширять кругозор, знакомить с основами композиции, обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира. Развивать воображение, мышление, речь, игровую деятельность, самостоятельность воспитанников. | 1 |
3 | «Дорожное движение» |
| Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Формировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Формировать основы безлопастного поведения на улице, первичные представления об объектах окружающего мира. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками. | 1 |
4 | «Украшаем елку» |
| Воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение наряжать елку к празднику. Вызвать желание воспитанников украсить новогоднюю елку. Развивать логическое мышление, игровую деятельность. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила. . | 1 |
ЯНВАРЬ | ||||
1 | «Волшебники» |
| Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Развивать фантазию, коммуникативные навыки, конструктивную деятельность, воображение, логическое и образное мышление, память, образное представление. Формировать положительные черты характера: доброту, заботу, внимание, вежливость. | 1 |
2 | «Кот, петух и лиса» |
| Понимать на слух текст сказки. Формировать интерес к драматизации литературных произведений; развивать воображение, речь, игровую деятельность, умение эмоционально - выразительно отображать характер героев литературного произведения. Развивать диалогическую речь, речемыслительную деятельность, логическое мышление, внимание, память. | 1 |
3 | «В мире фигур» |
| Развивать элементарные математические представления воспитанников. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать внимание, мышление, память, воображение, игровую деятельность, расширять кругозор детей. | 1 |
4 | «Кормушка для птиц» |
| Воспитывать эмоционально - отзывчивое отношение к природе. Формировать представления об объектах окружающего мира, разнообразии мира природы, развивать интерес к совместным играм. Усвоить нормы и поведение, принятые в обществе, развивать общение со сверстниками, воображение, реализовать самостоятельную творческую деятельность. | 1 |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | «Магазин» |
| Формировать первичные представления о профессии продавца. Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками. Развивать диалогическую речь воспитанников. Развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность. Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила. Закреплять умение мастерить ценники, прилавок, кассу, товары, используя имеющиеся навыки по конструированию. | 1 |
2 | «Фанты» |
| Развивать диалогическую речь воспитанников, коммуникативные навыки, умение сотрудничать, развивать общение детей с помощью вербальных и невербальных средств, фантазию, воображение, память, творческую активность. | 1 |
3 | «Три поросенка» |
| Учить детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, ее идею. Развивать стремление детей создавать образы в театрализованной игре, использовать интонацию, танцевальные, песенные, игровые импровизации, передавать характер персонажей сказки. Приобщать воспитанников к художественной литературе. Развивать творческие способности: интонационную выразительность, жесты. Воспитывать умение работать в команде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 1 |
4 | «Королевство кривых зеркал» |
| Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность. Формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое). Развивать общение и взаимодействие со сверстниками. Становление само- регуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. | 1 |
МАРТ | ||||
1 | «Гномы и великаны» |
| Развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выражение контрастным средствам. Формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характер музыки. Развитие творческой активности, воображения, самостоятельной творческой изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности. | 1 |
2 | «Золушка» |
| Приобщать воспитанников к художественной литературе. Развивать интерес к совместным играм, Формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). | 1 |
3 | «Вверх дном» |
| Усвоить нормы, принятые в обществе, формировать основы безопасного поведения в быту, первичные представления об объектах окружающего мира. Реализовать самостоятельную конструктивную деятельность детей. | 1 |
4 | «Три котенка» |
| Приобщить детей к художественной литературе. Формировать интерес к драматизации литературных произведений. Развивать воображение, речь, игровую деятельность, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. | 1 |
АПРЕЛЬ | ||||
1 | «Ручеек» |
| Развивать и обогащать умения воспитанников импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей, развивать двигательную активность, координацию движений, игровую деятельность. | 1 |
2 | «Космос» |
| Создать условия для развития у младших дошкольников познавательного интереса к изучению окружающего мира. Познакомить дошкольников с понятием «Космос». Расширять кругозор дошкольников об окружающем мире. Воспитывать интерес к познанию неизвестного. Развить общение со сверстниками, воображение, реализовать самостоятельную творческую деятельность воспитанников. | 1 |
3 | «Почта» |
| Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять представления о труде работников почты. Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое внимание при рассматривании иллюстраций и рассказа воспитателя о почте. Развивать творческую активность и воображение, внимание, память, реализацию самостоятельной конструктивной и игровой деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых. | 1 |
4 | «Красная шапочка» |
| Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. | 1 |
МАЙ | ||||
1 | «Костерок» |
| Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме; Формировать позитивные установки к творчеству; Развить творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализовать самостоятельной творческой конструктивной деятельности. | 1 |
2 | «Мартышки» |
| Формировать представления о разнообразии мира природы, расширить кругозор, познакомить с основами композиции. Обучить умению выразительно передавать образы окружающего мира. Развивать общение со сверстниками, воображение, самостоятельную творческую деятельность. | 1 |
3 | «На лугу» |
| Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира на лугу. Показать, что луг — это не только растения, но и непременно насекомые, животные, растения. Развивать наблюдательность, познавательную активность, воображение. Учить видеть, ценить и беречь красоту природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. | 1 |
4 | «Тише, мыши» |
| Познакомить детей с животным «Мышка». Познакомить детей с литературными произведениями о мышках. Развить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, Развить координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, реализацию самостоятельной конструктивной деятельности детей. | 1 |
Количество часов в год | 36 |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фребелевские «Дары» дают богатый материал семье и детскому саду для того, чтобы занять детей полезной работой и игрой. Большое место в системе Фребеля занимает изобразительная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка. Важным принципом является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель (родитель) демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождает свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Карпова, Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации /Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой.- М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 20 с.
- Карпова, Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой.- М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.-24 с.
- Карпова, Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой.- М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 44 с.
- Карпова, Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой.- М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 44 с.
- Карпова, Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой.- М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 36 с.
- Карпова, Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. ред. В.В. Кожевниковой.- М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.- 44 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополни...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...