Моделирование сюжетно-ролевых игр
материал
В методической разработке , адресованной педагогам дошкольных образовательных организаций, предалагается один из современных подходов в планировании сюжетно-ролевой игры. Данный подход позволяет обеспечить переход игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО, на качественно новый уровень. В данной методической разработке предлагается практический материал: модель планирования сюжетно-ролевой игры, примерная технологическая карта сюжетно-ролевой игры на современную тематику, примерное перспективное планирование сюжетно-ролевых игр на современную тематику на учебный год для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_syuzhroligr.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад №235»
Моделирование сюжетно-ролевой игры
( методическая разработка)
Автор-составитель: Пастухова И.И.,
старший воспитатель
Новокузнецкий городской округ, 2019г.
Аннотация
В методической разработке , адресованной воспитателям дошкольных организаций, предлагается один из современных подходов в планировании сюжетно-ролевой игры. Данный подход позволяет обеспечить переход игровой деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО в частности сюжетно-ролевой игры ,на качественно новый уровень развития.
В данной методической разработке предлагается практический материал: модель планирования сюжетно-ролевой игры ( на 1 неделю ), примерная технологическая карта сюжетно-ролевой игры на современную тематику, примерное перспективное планирование сюжетно-ролевой игры на современную тематику на год для детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Игра- это форма деятельности в условных ситуациях , направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
В игре, как в особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Игра изучается в психологии, этнографии, истории культуры, в теории управления и педагогике и др. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессом воспитания, образования и развития личности.
Сюжетно-ролевая игра ,как основной вид игры ребенка дошкольного возраста, особенна тем, что она строится на взаимодействии ребенка со взрослым, сверстниками.
Особенности сюжетно-ролевой игры состоят прежде всего в том что в ней обнаруживается самодеятельный характер: дети самостоятельно , по своей инициативе создают игру и живут в ней, развивая ее в нужном им направлении. Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре проявляется в том что ребенок как бы перевоплощается в того кого он изображает. Ценность игровой деятельности заключается и в том , что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества ,позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения. Значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка очень велико ,у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности. В игре возникает новая форма обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим видом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития.
Руководство игровой деятельностью требует от педагогов непосредственного, активного участия. Грамотное, методически обоснованное, рациональное планирование игровой деятельности позволит педагогу сделать игру для детей и для себя насыщенной, содержательной , увлекательной.
Моделирование -как форма планирования педагогической деятельности педагога, сделает работу педагога по планированию игровой деятельности более эффективной. Эта форма поможет сделать планирование более структурированным , прозрачным и в тоже время достаточно гибким, и поможет педагогу избежать недочетов в планировании игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Приложение1. Модель планирования сюжетно-ролевой игры ( на неделю)
Утро | НОД | Прогулка1 | После сна | Прогулка2 | вечер | |
понедельник | Беседа о профессиях по теме сюж,- рол. игры | Развитие речи (обогащение словарного запаса по теме игры) | Наблюдение за окружающей действит. по теме | Чтение художествен ной литературы | Индив. беседы с детьми по тематике игры | Рассматривание буклетов, журналов, альбомов по теме игры; беседа с родителями по организации игры |
вторник | Расматривание атрибутов | Конструкт.дея тельность (изготовление атрибутов) | Беседа по тематике игры | Творческая игра по теме | Наблюдение за окружающей действитель- ностью | Конструкт.деятельность (совместно с педагогом изготовление атрибутов) Коллекционирование |
среда | Ситуативный разговор по теме совместная деятельность | Рисование (по теме игры) | Игра-сюрприз | Игра- упражнение | Наблюдение по теме (проблемные вопросы) | Просмотр диафильма, фильма ит.д. по теме игры 2.Работа с родителями( мастер- класс). |
Четверг | Эксперимен тирование(мо делирование | Ознакомление сокружающим миром(по теме) | Целевая прогулка по теме | Решение проблемной ситуации | Беседа по теме игры | Совместная деятельность отработка игровых действий, выбор вариантов) |
пятница | Речевая Ситуация (диалог) | интеграция образов. Областей (изготовление атрибутов) | Экскурсия (акции и др. ) по теме игры | Чтение художествен. литературы | Игра-упражнение по теме игры | Самотоятельная деятельность (собственно сюжетно-ролевая игра) |
Приложение2.Технологическая карта сюжетно-ролевой игры
«Кафе, Макдональдс, Пиццерия»
Задачи:
- уточнить представление о труде работников общественного питания;
- оказывать помощь детям при распределении роли и действовать согласно принятой роли4
- учить самостоятельно создавать необходимые конструктивные модели;
- Продолжать формировать навыки конструктивного поведения в игре;
- Побуждать детей использовать в игре знания об окружающем мире.
Примерные игровые ситуации | Предметно-игровая среда | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей |
Выбор столика; Знакомство с посетителями; Прием заказа; Приготовление; Прием пищи; Работа с менеджером, при необходимости (жалоба, благодарность); Оплата заказа; Уборка столика, мойка посуды. | Фартуки; Наборы посуды; Подносы; Меню; Скатерти; Полотенца; Салфетки; Наборы продуктов; Пиццерия. | В роли заведующей: управляет персоналом, напоминает о необходимости завоза продуктов, новой посуды, мебели, предлагает менеджеру объявить об организации в кафе детского праздника с играми и клоунами; занимается вопросами закупки сырья для изготовления пиццы. | Менеджер рисует рекламу, оформляет витрину, принимает заказы по телефону, отдаёт распоряжения снабженцу водителю. Повара делают пиццу, готовят салаты и пр. Кондитеры делают пирожные, украшают торты Официанты накрывают на столики, приносят заказы, убирают со столов. Посетители выбирают в меню блюда и делаю заказ, соблюдают правила этикета , благодарят, расплачиваются, делают записи в книгу жалоб и предложений. Мойщик посуды моет посуду. Снабженец-водитель развозит изделия в магазин, детский сад и другие места доставки. |
Сюжетно-ролевая игра «Кафе. Макдоналдс. Пиццерия»
Организационная работа:
Чтение художественной литературы
- Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения),
- Д Родари «Чем пахнут ремёсла?»
- П Воронко «Пирог»
Продуктивные виды деятельности
Составление меню
- Складывание салфеток
- Изготовление коробок для пиццы и пирожных Беседы с детьми
Раскрыть понятия о «Пиццерии» рассказать о том, что пекут в пиццерии, угостить ребят пиццей.
- Объяснить что такое «Макдоналдс».
Дидактические игры
- Угощения для куклы Накрой на стол
Непосредственно образовательная деятельность
- Экскурсия в ближайшее кафе, пиццерию Рисование «Реклама»
- Ознакомление с окружающим «Этикет культуры еды»
Работа с родителями
Помочь в подборе атрибутики, продуктов.
- Принять участие в экскурсии.
Приложение3.Примерное перспективное планирование сюжетно-ролевых игр (старший дошкольный возраст)
Ме сяц | Название игры | Примерные формы работы по подготовке к игре | ||
Дидактические игры | Театрализованные игры, чтение, прослушивание | Подвижные игры | ||
сентябрь | Путешествие (Бюро путешествий, путешествия по Африке, на Север и т.д.) | «Неоконченный рассказ»(развитие образного и воссоздающего воображения) | Пальчиковый театр « Дама сдавала в багаж» | «преодолей препятствие»(развитие ловкости) |
Школа | «Первоклассник» (знаниепредметов, необходимых для учебы, воспитание аккуратности, собственности) | Театр игрушек «Слон пошел учиться» | «третий лишний» | |
Военные | «запомни движение»(развитие моторной памяти) | Театр «палочка-выручалочка» В.Сутеева | «Полоса препятствий» (ползанье, лазанье) | |
Строители | «Умные машины» (знание специальных машин) | Кукольный театр «Теремок» | «Кто быстрей» ( ловкость, быстрота) | |
октябрь | Ателье | «Найди лишнее» (класификация предметов) | «Ниточка-иголочка»( внимание,бег) | |
Библиотека | «подбери слово» (умение быстро находить близкие по смыслу слова) | «Пятнашки с мячом» (ловля.метание) | ||
Кафе-кондитерская | «От зернышка до булочки»(этапы производства хлеба) | Кукольный театр «Колосок» (русская народная Сказка) | «Быстро возьми, Быстро положи» (эстафета) | |
Исследователи | «Для чего это нужно»( назначение предметов) | Инсценировка рассказа Н.Носова «Живая шляпа» | «Совушка»(бег) | |
ноябрь | ГИБДД | «Да- нет»(развитие Логического мышления ,сообразительности,целеустремленности, выдержки) | Инсценировка рассказа Н.Носова (Автомобиль» | «Горелки»(бег) |
Цирк | «головоломки»(развитие логики, способствование развитию аналитической деятельности) | Чтение рассказа Драгунского « Девочка на шаре» | «Распутай узел»(гибкость, ловкость) | |
Модельное агентство | «Подбери слово»( подбор синонимов) | «Сделай фигуру» (ходьба) | ||
Корпорация «Билайн» | «испорченный телефон»(развитие слухового внимания) | Театр игрушек»Телефон» К.Чуковский | «Предай предмет» (эстафета) | |
декабрь | Супермаркет | «Кузовок» (развитие слухового внимания, сообразительности, активизация словаря) | «Кто скорее докатит обруч» | |
Пираты | «Фантазеры»(развитие творческого воображения) | Инсценировка расказаН.Носова «Бенгальскиеогни» | «Не попадись»(прыжки) | |
Почта | «Города»( закрепление знаний о городах) | Прослушивание стих-ияС.Маршака «Почта» | «добеги не уронив» ( бег, ловкость) | |
Банк | «Что изменилось»(развитие внимания, наблюдательности) | «Попади в обруч»(метание) | ||
январь | Агентство недвижимости | «Скажи наоборот»( упражнение в подборе синонимов | «Чье звено быстрее» | |
Телевидение | «Четыре стихии»(развитие внимания, слуха и зрит. Восприятия) | |||
Больница (поликлиника) | «Не ошибись» развитие вниния | Театр на фланелеграфе»Айболит»К.Чуковский | Кто быстрей(эстафета) | |
Дом мод | «подбери одежду»(классификация одежды) | Инсценировка рассказа Н.Носова «Заплатка» | ||
февраль | Моряки (подводная лодка) | «Будь внимателен»( развитие умения быстро и точно реагировать на звуковыесигналы) | Чтение стих=я Маяковского «Песенка про маяк» | «кто самый меткий»( метание, ловля) |
Химчистка | «Кляксы»(развитие воображения) | Просмотр фильма «Бобик в гостях у Барбоса» | «Краски»(бег) | |
Гараж (водители) | «Кем быть»(закрепление знаний профессий) | «пробеги не задевая»( бег с препяствиями) | ||
Дизайнерская студия | «Выложи узор» | «Гори,гори ясно» | ||
март | Театр | «Скажи по -разному»(развитие интонац. Выразительности, воображения) | Инсценировка сказки(любой) | |
Экологи | «Когда это бывает» | перелети на ветку | ||
Редакция (газеты,журнала) | «пишущая машинка»(развитие произвольного внимания) | «Дорожная команда»(эстафета) | ||
Салон красоты | «Подбери картинку» ( развитие сообразительности, внимания) | Чтение сказки «Хвосты» | ||
апрель | Исследователи космоса | «Геометрическая мозаика» | «Замри»( выдержка, выносливость) | |
Служба спасения | «Лабиринт» | Драматизация сказки»Кошкин дом» С.Маршака | «Дорожка препятствий) | |
Зоопарк | «Кто где живет» | Прослушивание «Где обедал воробей?»С.Маршака | «Мы охотимся на льва» | |
Разведчики | «Найди отличия»(развитие внматеьности, учить сравнивать предметы) | «Не попадись»( прыжки) | ||
май | Первобытные люди | «Лото букв»(развиать фонематический слух) | Кукольный театр «У страха глаза велики» | Кто быстрее перенесет предметы |
Рыбаки | «Чего не хватает»( развитие внимания, сообразительности) | « Море-Земля»( бег) | ||
Олимпиада | «Лото- спорт» | «кто быстрей»(эстафета) | ||
Музей | «как было?» | «Скульптура»( гибкость, выносливость) |
Используемая литература:
- Краснощекова,Н.В.,Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников.-Ростов, Феникс,2011г.
- Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие, Н.А.Виноградова, Н.В. Позднякова,-М.; Айрис- Пресс, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделирования в процессе руководства и развертывания сюжетно-ролевой игрой.
Проблема организации игровой деятельности в ДОУ является одной из основных в современном дошкольном образовании. В статье мы показываем один из подходов к организации образовательной деятельности в со...
Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...
Методические рекомендации по использованию технологии "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно - ролевых игр"
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...
Сюжетно - ролевая игра - моделирование «Пожар в торговом центре»
Данное занятие в виде игры - моделирование чрезвычайной ситуации в торговом центре, позволяет познакомить детей наглядно с основными правилами безопасного поведения при пожаре, формировать...
Сюжетно-ролевая игра - моделирование: «Пожар в торговом центре»
Сюжетно-ролевая игра - моделирование: «Пожар в торговом центре» Цель: Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.Задачи:Закреплять знания детей о том, к чем...
Наглядно-дидактический комплект «Моделирование игрового опыта детей сюжетно-ролевой игры «АТЕЛЬЕ»
Наглядно-дидактический комплект «Моделирование игрового опыта детей сюжетно-ролевой игры «АТЕЛЬЕ»Аверкина Наталья Витальевна,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11»,...
Презентация на тему: "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр"
Данная презенгтация поможет воспитателям разобраться в понятии "сюжетно-ролевая игра", её разновидностях, этапах и особенностях организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраст...