Кружок в подготовительной группе "Фантазёры"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_fantazyory_podg_gr.docx | 109.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Нижнедевицкий детский сад»
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»
( подготовительная группа)
Автор: Семенихина Елена Николаевна, воспитатель
Просветова Наталья Александровна
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка
-Актуальность программы
- Цель и задачи
- Планируемые результаты
- Педагогические технологии, методы и формы работы
2. Тематический план работы кружка
3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка
4. Литература
1. Пояснительная записка
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что для изменения традиционной формы работы с детьми, создания условий для развития творчества и углубления способностей дошкольников в работе с различными художественными материалами наш коллектив стал использовать парциальную программу «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ТЦ «Сфера» Москва 2009г. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно-богатой, гармонично развитой личности.
Программа кружка:
- наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними;
- даёт первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;
- помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что изобразительная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.
Задачи:
- способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);
- развивать рефлексию, через предвосхищение результатов;
- способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;
- знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми;
- развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве.
- способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности ;
- развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
- воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми - 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 – 30 минут. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
Речевое развитие | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
Социально – коммуникативное развитие | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. |
Художественно – эстетическое развитие | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Планируемые результаты:
К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно эстетического развития:
- эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания;
- дети научатся сочетать разные художественные материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
- будет сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
- у детей сформируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Педагогические технологии, методы и формы работы
В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:
-деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,
-личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,
-когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;
-групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)
-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;
-технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;
-технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).
Методы и приемы:
- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;
- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;
- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;
- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
- объяснительно- иллюстративный метод;
- метод самостоятельной работы;
- создание ситуации успеха;
- метод стимулирования;
- оздоровительный метод.
Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.
Способы организации деятельности:
- игра;
- опытно-экспериментальное действие;
- групповая;
- в малых группах.
Формы организации занятий:
- практические работы репродуктивного и творческого характера,
- познавательная игра,
- интегрированное занятие,
- ролевые игры,
- творческие выставки,
- конкурсы.
Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
- уголок художественного творчества в группе,
- центр искусства в ДОУ,
- методический инструментарий,
- наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.
2.Тематический план работы кружка
Месяц и № занятия | Тема | Цель |
Сентябрь 1 | Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства. | Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей |
2 | Лепка и аппликация предметная « Бабочки- красавицы» | Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник |
3 | Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски). | Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования. |
4 | Работа в малых группах: - Лепка рельефная (рисование пластилином) «Листопад» - Аппликация из листьев «Утки на озере» | Создание по замыслу композиции из летящих листьев, цветовая растяжка. Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции |
5 | Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Рисование – отпечатки листьев. Тема «Золотой листопад» (гуашь). | Развитие внимания, мыслительной деятельности. Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования. |
Октябрь 1 | Работа в малых группах: - Лепка по замыслу «Грибное лукошко» или - «Веселые человечки» (предметная лепка) | Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке, совершенствование техники лепки. Лепка фигуры человека разной формы : девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений. |
2 | Аппликация и плетение из бумажных полос «Плетеная корзинка» для натюрморта | Создание плетенной формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов) |
3 | Аппликация силуэтная и декоративное рисование «Осенний натюрморт «(композиция в корзинке) | Совершенствование техник вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое для составления натюрморта в плетенной корзинке |
4 | Конструирование из бумаги « Бабочки» | Работа по шаблонам, двустороннее склеивание, создание мобилей для украшения группы |
5 | Рисование по мокрой бумаге «Лес, точно терем расписной» (краски). | Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции. |
ноябрь 1 | Рисование и аппликация из мятой бумаги «Хмурое небо» | Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа |
2 | Аппликация из ваты Веселые зверюшки | Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой |
3 | Конструирование из бумаги с элементами декоративного оформления «Хоровод» | Создание коллективной композиции, рисование узоров на полукруге (сарафаны) |
4 | Рисование предметное Картинки из манной крупы | Реализовать творческую задачу, новым способом рисования при помощи клея и манки |
5 | Коллаж из бумаги «Шубка для ежика» | Закрепление приемов послойного наклеивания деталей |
Декабрь 1 | Плоскостная лепка на пластиковой крышке «Снеговик» | Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие |
2 | Сюжетная аппликация из мятой бумаги «Снеговик и снежная баба» | Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа снеговиков |
3 | Работа в малых группах: - Конструирование из бумаги с декоративным рисованием «Дед Мороз» или «Снегурочка» по выбору | Конусные куклы, создание выразительного образа деда Мороза и Снегурочки (декор из ваты, обрывная аппликация, декоративный узор в полукруге) |
4 | Рисование по замыслу «Пригласительная новогодняя открытка» (цветные карандаши, краски). | Самостоятельный поиск оригинальных способов создания пригласительных открыток, выбора изобразительного материала. |
5 | Аппликация декоративная с элементами дизайна «Новогодние маски, короны» | Конструирование новогодних масок для самодельных новогодних костюмов |
январь 1 | Лепка рельефная сюжетная по мотивам русских народных сказок | Лепка по мотивам русских народных сказок, самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов |
2 | Аппликация «Избушка на курьих ножках» | Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа |
3 | Аппликация с элементами рисования «Перо жар-птицы» | Сочетание в одном художественном образе аппликативных и графических элементов |
4 | Рисование декоративное (оформление лепных поделок) | Декоративное оформление формы (шаблона) по мотивам дымковской игрушки (Индюк) |
5 | Коллаж и конструирование из бумаги «Терем деда Мороза» | Создание полуобъемных форм развитие пространственного мышления и воображения |
Февраль 1 | Лепка сюжетная (коллективная работа) «..У Лукоморья дуб зеленый..» | Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения, планирование и распределение работы между участниками творческого проекта |
2 | Аппликация и рисование- фантазирование «Зимний лес» | Создание фантазийных образов деревьев, с использованием прорезного узора, ленточных элементов (спирали и пружинки), обрывной аппликации |
3 | Конструирование из бумаги (игрушки-марионетки) «Совенок» | Знакомство с игрушками-марионетками, Формирование умения планировать работу, последовательность действий |
4 | Рисование манной крупой «Зимний лес» (карандашом, манной крупой, клеем). | Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки |
5 | Аппликация обрывная «Белый мишка» | Создание сюжетной композиции из фигурок выполненных на основе овала и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание) |
март 1 | Лепка плоскостная «Дерево на ветру» | Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер) |
2 | «Первоцветы» (Аппликация сюжетная) | Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника |
3 | Рисование по личному впечатлению «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски). | Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения. |
4 | Аппликация (пейзаж) «Весна идет» (картины в рамочках) | Оформление готовых работ (аппликаций) как завершающий этап в рамочки |
5 | Конструирование из бумажных салфеток «Цыпленок» | Моделирование из кругов, совершенствование техники вырезания округлых форм, надрезаем круги по радиальным линиям, развитие творческого воображения |
апрель 1 | Аппликация с элементами декоративного рисования Открытка – сувенир «Пасха» | Беседа о декоративно-прикладном искусстве(знакомство детей с искусством миниатюры на яйце- писанкой), самостоятельный поиск создание открытки. |
2 | Рисование по замыслу в малых группах «Узорное яичко» (краски, гуашь). | Совершенствование техники рисования, формирование навыков сотрудничества и сотворчества |
3 | Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе» - коллективная работа | Создание рельефной картины (панорамы) включающей разные космические объекты по типу мозаики, формирование навыков сотрудничества и сотворчества |
4 | Аппликация из цветной бумаги «Звезды и кометы» | Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору) |
5 | Конструирование из бумаги «Божья коровка» | Закрепить умение выполнять поделки из полос бумаги, передать характерные особенности и цвета божьей коровки |
май 1 | Аппликация из ниток «Пушистые картины» | Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного |
2 | Лепка сюжетная из цветного теста «Семейка ежей» (коллективная работа) | Лепка из овалов однородных фигурок, различающихся по величине. Составление сюжетной композиции, закрепление навыков сотрудничества и сотворчества. |
3 | Аппликация из мятой бумаги с элементами рисования «Гроза» | Отражение в работе представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение |
4 | Самостоятельная художественная деятельность | Ознакомление детей с искусством аранжировки и составления оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера. |
5 | Выставка работ детей | Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада |
Используемая литература:
1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.
2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005
3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Просвещение, 1996г.
4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.
6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Крошка". Кружок в подготовительной группе.
Цель кружка: развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки; формирование социально адаптированной активной личности. Задачи ...
Кружок «Читалочка» (подготовительная группа)
Цели: 1. Учить детей чтению.2. Тренировать в дифференциации звуков по разным характеристикам.3. Расширять словарный запас детей.4. Развивать связну...
Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речево...
«Фитнес для малышей». Кружок в подготовительной к школе группе «Маргаритки».
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств....
Логопедический кружок в подготовительной группе
laquo;Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»К.С. СтаниславскийЦель кружка: развитие ...
Кружок в подготовительной группе
Кружок в подготовительной группе...
Кружок для подготовительной к школе группы "Город мастеров"
Художественный труд Формирование общей культуры личности детей. Систематизация знаний о культуре и традициях Родного Края и Страны...