Кружок в подготовительной группе "Фантазёры"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Семенихина Елена Николаевна

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fantazyory_podg_gr.docx109.16 КБ

Предварительный просмотр:

E:\дипломы\сканы\Скан_20200203 (18).jpgМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Нижнедевицкий детский сад»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56fe2adb9b2bb/proghramma-raboty-kruzhka-fantaziery_1.jpeg

ПРОГРАММА РАБОТЫ

КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»

( подготовительная группа)

Автор:  Семенихина Елена Николаевна, воспитатель

Просветова Наталья Александровна


СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка

-Актуальность программы

- Цель и задачи

- Планируемые результаты

- Педагогические технологии, методы и формы работы

2. Тематический план работы кружка

3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка

4. Литература

1. Пояснительная записка

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что для изменения традиционной формы работы с детьми, создания условий для развития творчества и углубления способностей дошкольников в работе с различными художественными материалами наш коллектив стал использовать парциальную программу «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ТЦ «Сфера» Москва 2009г. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно-богатой, гармонично развитой личности.

 Программа кружка:

- наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними;

- даёт первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;

- помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что изобразительная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);
  • развивать рефлексию, через предвосхищение результатов;
  • способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;
  • знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми;
  • развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве.
  • способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности ;
  • развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
  • воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми - 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 – 30 минут. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Речевое развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

Социально – коммуникативное развитие

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Художественно – эстетическое развитие

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Планируемые результаты:

К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно эстетического развития:

  • эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания;
  • дети научатся сочетать разные художественные материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
  • будет сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
  • у детей сформируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Педагогические технологии, методы и формы работы

В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:

-деятельностные  технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,

-личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,

-когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;

-групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)

-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;

-технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;

-технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).

Методы и приемы:

- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);

- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;

- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;

- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

- объяснительно- иллюстративный метод;

- метод самостоятельной работы;

- создание ситуации успеха;

- метод стимулирования;

- оздоровительный метод.

Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.

Способы организации деятельности:

- игра;

- опытно-экспериментальное действие;

- групповая;

- в малых группах.

Формы организации занятий:

- практические работы репродуктивного и творческого характера,

- познавательная игра,

- интегрированное занятие,

- ролевые игры,

- творческие выставки,

- конкурсы.

Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам  сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

- уголок художественного творчества в группе,

- центр искусства в ДОУ,

- методический инструментарий,

- наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.

2.Тематический план работы кружка

Месяц и № занятия

Тема

Цель

Сентябрь 1

Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства.

Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей

2

Лепка и аппликация предметная « Бабочки- красавицы»

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник

3

Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски).

Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования.

4

Работа в малых группах:

- Лепка рельефная (рисование пластилином) «Листопад»

- Аппликация из листьев «Утки на озере»

Создание по замыслу композиции из летящих листьев, цветовая растяжка. Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции

5

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Рисование – отпечатки листьев. Тема «Золотой листопад» (гуашь).

Развитие внимания, мыслительной деятельности. Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования.

Октябрь 1

Работа в малых группах:

- Лепка по замыслу «Грибное лукошко» или

- «Веселые человечки» (предметная лепка)

Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке, совершенствование техники лепки.

Лепка фигуры человека разной формы : девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений.

2

Аппликация и плетение из бумажных полос «Плетеная корзинка» для натюрморта

Создание плетенной формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов)

3

Аппликация силуэтная и декоративное рисование «Осенний натюрморт «(композиция в корзинке)

Совершенствование техник вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое для составления натюрморта в плетенной корзинке

4

Конструирование из бумаги « Бабочки»

Работа по шаблонам, двустороннее склеивание, создание мобилей для украшения группы

5

Рисование по мокрой бумаге «Лес, точно терем расписной» (краски).

Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции.

ноябрь

1

Рисование и аппликация из мятой бумаги «Хмурое небо»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа

2

Аппликация из ваты Веселые зверюшки

Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой

3

Конструирование из бумаги с элементами декоративного оформления «Хоровод»

Создание коллективной композиции, рисование узоров на полукруге (сарафаны)

4

Рисование предметное Картинки из манной крупы

Реализовать творческую задачу, новым способом рисования при помощи клея и манки

5

Коллаж из бумаги «Шубка для ежика»

Закрепление приемов послойного наклеивания деталей

Декабрь 1

Плоскостная лепка на пластиковой крышке «Снеговик»

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие

2

Сюжетная аппликация из мятой бумаги «Снеговик и снежная баба»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа снеговиков

3

Работа в малых группах:

- Конструирование из бумаги с декоративным рисованием «Дед Мороз» или «Снегурочка» по выбору

Конусные куклы, создание выразительного образа деда Мороза и Снегурочки (декор из ваты, обрывная аппликация, декоративный узор в полукруге)

4

Рисование по замыслу «Пригласительная новогодняя открытка» (цветные карандаши, краски).

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания пригласительных открыток, выбора изобразительного материала.

5

Аппликация декоративная с элементами дизайна «Новогодние маски, короны»

Конструирование новогодних масок для самодельных новогодних костюмов

январь

1

Лепка рельефная сюжетная по мотивам русских народных сказок

Лепка по мотивам русских народных сказок, самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов

2

Аппликация «Избушка на курьих ножках»

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа

3

Аппликация с элементами рисования «Перо жар-птицы»

Сочетание в одном художественном образе аппликативных и графических элементов

4

Рисование декоративное (оформление лепных поделок)

Декоративное оформление формы (шаблона) по мотивам дымковской игрушки (Индюк)

5

Коллаж и конструирование из бумаги «Терем деда Мороза»

Создание полуобъемных форм развитие пространственного мышления и воображения

Февраль 1

Лепка сюжетная (коллективная работа) «..У Лукоморья дуб зеленый..»

Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения, планирование и распределение работы между участниками творческого проекта

2

Аппликация и рисование- фантазирование  «Зимний лес»

Создание фантазийных образов деревьев, с использованием прорезного узора, ленточных элементов (спирали и пружинки), обрывной аппликации

3

Конструирование из бумаги (игрушки-марионетки) «Совенок»

Знакомство с игрушками-марионетками, Формирование умения планировать работу, последовательность действий

4

Рисование манной крупой «Зимний лес» (карандашом, манной крупой, клеем).

Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки

5

Аппликация обрывная «Белый мишка»

Создание сюжетной композиции из фигурок выполненных на основе овала и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание)

март

1

Лепка плоскостная

«Дерево на ветру»

Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер)

2

«Первоцветы» (Аппликация сюжетная)

Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника

3

Рисование по личному впечатлению «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски).

Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения.

4

Аппликация (пейзаж) «Весна идет» (картины в рамочках)

Оформление готовых работ (аппликаций) как завершающий этап в рамочки

5

Конструирование из бумажных салфеток «Цыпленок»

Моделирование из кругов, совершенствование техники вырезания округлых форм, надрезаем круги по радиальным линиям, развитие творческого воображения

апрель

1

Аппликация с элементами декоративного рисования Открытка – сувенир «Пасха»

Беседа о декоративно-прикладном искусстве(знакомство детей с искусством миниатюры на яйце- писанкой), самостоятельный поиск создание открытки.

2

Рисование по замыслу в малых группах «Узорное яичко» (краски, гуашь).

Совершенствование техники рисования, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

3

Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе» - коллективная работа

Создание рельефной картины (панорамы) включающей разные космические объекты по типу мозаики, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

4

Аппликация из цветной бумаги  «Звезды и кометы»

Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору)

5

Конструирование из бумаги «Божья коровка»

Закрепить умение выполнять поделки из полос бумаги, передать характерные особенности и цвета божьей коровки

май

1

Аппликация из ниток «Пушистые картины»

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного

2

Лепка сюжетная из цветного теста «Семейка ежей» (коллективная работа)

Лепка из овалов однородных фигурок, различающихся по величине. Составление сюжетной композиции, закрепление навыков сотрудничества и сотворчества.

3

Аппликация из мятой бумаги с элементами рисования «Гроза»

Отражение в работе представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение

4

Самостоятельная художественная деятельность

Ознакомление детей с искусством аранжировки и составления оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера.

5

Выставка работ детей

Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада

Используемая литература:

1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.

2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005

3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Просвещение, 1996г.

4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.

6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Крошка". Кружок в подготовительной группе.

Цель кружка:          развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки; формирование социально адаптированной активной личности. Задачи ...

Кружок «Читалочка» (подготовительная группа)

Цели: 1.   Учить детей чтению.2.   Тренировать в дифференциации звуков по разным характеристикам.3.   Расширять словарный запас детей.4.   Развивать связну...

Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речево...

«Фитнес для малышей». Кружок в подготовительной к школе группе «Маргаритки».

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств....

Логопедический кружок в подготовительной группе

laquo;Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»К.С. СтаниславскийЦель кружка: развитие ...

Кружок в подготовительной группе

Кружок в подготовительной группе...

Кружок для подготовительной к школе группы "Город мастеров"

Художественный труд Формирование общей культуры личности детей. Систематизация знаний о культуре и традициях Родного Края и Страны...