Конспект НОД
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Шипилова Марина Вадимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад «Гармония» детский сад №33

 

 

 

 

Технологическая карта конструкта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

В гостях у народов Урала

   

                                                                           

 

Шипилова Марина Вадимовна

воспитатель высшей категории

 

 

 

 

 

Цель

Развитие у детей познавательного интереса к народам, проживающим на Урале и закрепление знаний о их традициях и культуре через совместную музыкальную, познавательно – продуктивную деятельность.

Задачи:

Развивающие:

  • Расширять представления о народах, проживающих на территории Урала
  • Развить интерес и любознательность у детей познакомиться с культурой народов Урала через использование народных музыкальных инструментов, подвижных народных игр, национального фольклора, национальной кухни.
  • Стимулировать у детей желание поучаствовать, попробовать свои силы в мастер - классе.
  • Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, гибкость, пластику движений.
  • Развивать мышления, внимание, к культуре народа живущих на Урале.

 

Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками в ходе НОД

 

 

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в коллективе, в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками через игровую деятельность
  • Воспитывать у детей чувство толерантности и любви к представителям других наций

Обучающие:

  • Формировать умение работать с соленым тестом, мысленно представляя порядок действия (вымыть руки, раскатать тесто, положить начинку, защепить концы, слепить манту в виде цветка);

Планируемый результат: используемые в ходе совместной музыкальной, познавательно – продуктивной деятельности используемые методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  • имеют первичные представления о народах заселяющий наш Урал;
  • проявление интереса к познавательной, продуктивной деятельности;
  • проявляют самостоятельность в исследовании культуры некоторых народов, проживающих на территории Урала;
  • активность и творчество в выполнении различных видов деятельности;
  • повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Транспорт», «Музыкальные инструменты»;
  •  проявляют знания и усидчивость при работе с соленым тестом;

В ходе организации совместной музыкальной познавательно-продуктивной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-ритмической, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения в виде загадок, стихов).

Группа: средняя, подготовительная

 Форма НОД: занятие – путешествие (вечер развлечений)

Оборудование и материалы: интерактивная доска с изображением карты Урала, ширма, музыкальный центр и ноутбук с подборкой национальных песен, костюм Хозяйки Медной горы, костюмы детей по национальностям, предметы для мастер- класса (соленое тесто, скалки, досточки, влажные салфетки, одноразовые ложки, большой поднос, тарелка с начинкой - калина для мантов)

 

 

 

 

 

 

 

    Этапы совместной         деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приводит к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Приветствие Хозяйки Медной горы в музыкальном зале

- Здравствуйте мои дорогие гости!Я хозяйка Медной горы, хранительница Уральской красоты.Я пригласила Вас сейчас, чтоб об родном, любимом крае поведать Вам рассказ.

 

- Ребята, а где мы живем?

А вы знаете, какие народы живут на Урале?

- Да ребята, вы молодцы.

 

 

Приветсвует ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель знакомит ребят с картинкой карты границы Урала на интерактивной доске.

 

На интерактивной доске картинки с изображением представителей разных народов которые заселяют наш Урал с давних времен.

 

 

 

 

Дети под русскую народную музыку входят в музыкальный зал и садаятся на свои стулья.

Их втречает хозяка Урала в национальном Уральском костюме.

Дети делятся знаниями о родном городе, и перечисляют народы живущие на Урале.

 

 

 

 

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация,

побуждающая

интерес

детей к новому

знанию

 

 

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Музыкальная загадка

 

- Урал наш поистине многонациональный. Сколько много разных национальностей живут у  нас  на Урале: русские, марийцы, татары, башкиры, удмурты,чуваши, ханты, манси.Эти народы живут здесь с давних времен.

На просторах Уральской земли

Много разных народов живет.

Все народы – как братья равны,

Всем народам любовь и почет!

 

 Организует диалог:

-Ребята ,а вы хотели бы побывать в гостях у народов, которые вы перечислили?

А хотите со мной отправится в путешествие?

Ребята, путь наш не близкий. Я предлагаю вам транспорт а вы попробуйте сами угадать на чем мы отправимся:

- Машина, машина, едет, гудит,

В машине, машине, шофер сидит, би – би- би

Вот поле, вот речка, вот лес густой,

Водитель приехал, машина стой!

 

Воспитатель обобщает знания детей

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения

 

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает отправится в путешествие в гости к народам живущие на Урале

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью музыкальной загадки побуждет детей к ответу. Приглашает имитировать поездку на машине. Едут по кругу за воспитателем

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договариваются, выполняют движения как будто они едут на машине, крутят руль,

Дети проявдяют интересс и заинтересованность к дальшейшей игре -  путеешствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совметная игровая деятельность.Угадывают вид траспорта

Звучит русская народная музыка

Ребята, а кому же мы приехали на нашей машине?

(детей средней группы втречают ребята подготовительной группы одетые в русскую национальную одежду)

Ребята держут русский каравай - хлеб

1 ребенок:

Чистым сердцем мы встречаем,

Дорогих гостей своих,

Хлебом – солью привечаем,

Щедро угощаем их!

2 ребенок:

Золотит колосья русые

Солнце спелое вдали,

Поклонитесь хлебу русскому,

Поклонитесь до земли!

(вручают каравай детям средней группы)

- Мы очень веселый и жизненарадостный народ, мы любим не только петь и танцевать, но и  любим играть на наших музыкальных иструментах, не один праздник не обходиться без них. Предлагаем и вам поирать с нами на русских музыкальных инстрементах ложках, балалайках, трещетках, бубнах.

 

Обращает внимание на музыку и одетых детей, которые встречают детей средней группы.

Воспитатель обращает внимани на русскую традицию встречать дорогих гостей хлебом и солью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает вместе с русскими детьми поиграть на музыкальных инструментах (ложках, трещетках, бубнах, балалайки) под песню «Калинка»

Дети дают ответ : к русскому народу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По своему желанию дети берут музыкальные инструменты и пробуют играть

Обоснованно отвечают на вопрос воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прояляют интресс к игре на музыкальных инструментах.

Навык игры на музыкальных иструментах

Диалог-обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое знание, расширение активного словаря

 

 

Татарская народная игра «Тимербай»

-Да, ребята, очень не легко играть на интрументах, нужно умение и сноровка.А еще тренировка.

- А я вам предлагаю отправится дальше в наше путешествие. И отпраимся мы на воздушном транспорте ..каком ребята?

Правильно на самолете:

Руки в стороны. В полет,

Отправляем самолет.

Полетали, полетали,

И к татарам мы попали.

 На Урале как известно

Всем народностям, есть место.

 

   Выходят дети подготовительного возраста, одетые в национальные костюмы татарского народа

 Исәнмесез, балалар!!! Хәлләрегез ничек? Ребята, а какой сегодня у вас праздник!!!

Дети вместе: Сабантуй!

1 ребенок:

-Сегодня мы отмечаем татарский народный праздник – Сабантуй.

2 ребенок обращается к детям и воспитателю:

-А вы знаете что означает слово Сабантуй и когда его отмечают?

 Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй. Это наш самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть. Предлагаем вам поиграть вместе с нами в Татарскую народную игру «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно

Предлагает отправлятся дальше в путешествие

 

 

 

 

Задает наводящий вопрос про траспорт

 

Предлагает полетать как на самолете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

приветсвует детей на татарском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель вместе с детьми играет в татарскую игру

Готовность детей

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей : самолет

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети играют в подвижную национальную татарскую игру «Тимербай», повторяя движение за ведущим

Обобщение знаний о воздушном транспотре

 

 

 

 

 

 

Знакомство с представителями татарского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание татарской игры, показ движений. Развитие гибкости, пластичности, внимательности.

Загадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марийский танец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность по

образцу -  лепка мантов

 

Самостоятельная

деятельность детей,

деятельность в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, мы побывали на национальном празднике, поиграли в игру, но нам нужно отправлятся дальше.

- А на чем мы с вами поплывем угадайте:

Плывет красавец по волнам –
Развивает паруса попутным ветром.
Плывет он смело, как всегда,
Ведь опыт у него уже немалый
Покорять моря и океаны.
Это (корабль).
- Предгалаю вам поплыть по волнам, руками вперед, как будто вы плывете.
-Плыли, плыли, плыли,

И к марийцам мы приплыли

Звучит марийская музыка и ребят встречает бабушка марийка со своими внучатами марийцами детьми подготовительной группы.

Бабушка и дети Марийцы, здороваются на марийском языке и рассказывают про марийский быт.

- Пагален ӱжына, иза-шольо ден ака-шӱжар-влак   Добро пожаловать, братья и сестры.

1 ребенок:

Мы, Марийцы очень гостипримный народ. На праздники мы собираемся всей деревней, накрываем богатый стол, поем застольные песни и танцуем народные танцы. Предлагаем и вам научится веселому марийскому танцу.

 

- Ребята, вы научились марийскому танцу, но нам надо отпралятся дальше. Вы готовы? А на чем же мы еще с вами не ездили?

На лошади.

 

Мы поскачем на лошадке

По дорожке, ровной, гладкой!

Все услышат стук копыт,

Это наш конек летит.

Ой, ребята смотрит кто же это нас встречает? Это же представители башкирского народа.

Дети:

Дороже жемчуга, коралла,

Любимый сердцу уголок

Частичка моего Урала-

Здесь миои корни, мой исток.

Мы представители бабкирского народа, хотим вас познакомить с нашей национальной кухней и провести для вас масстер – класс по приготовлению башкирских мантов. Башкирские национальные блюда готовятся с минимальным количеством приправ. Для того чтобы еда была вкусной и ароматной, в основном, используется перец (красный и черный), чеснок и большое количество зелени (укроп, лук и петрушка Большинство блюд башкиры по традиции готовят с мясом. Обычно это конина или баранина. Популярные башкирские блюда: шурпа (наваристый суп с мясом и зеленью). тушеная конина, нашпигованная чесноком и сладким перцем. бешбармак (отварное мясо с кусочками теста). Беляши. Мясное ассорти по-башкирски - Манты.

- Мы вас приглашаем на башкискую кухню, что бы приготовить башкиские манты.

 Мастер класс по приготовлению мантов.

 Каждому ребенку дали по комочку теста, скалку, досточку. Руки протерли влажной салфеткой. Тесто необходимо расскатаь в небольшую лепешку, ложкой положить начинку и все между собой залепить в виде цветочка.Готовый мант положить на поднос.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель  обращает внимание детей что уже они на машине ездили, на самолете летали а вот на корабле не плыли. Загадывает загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совметная деятельность с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание марийского танца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель имитирует поездку на коне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель помогает детям в лепке с мантами, направляет их действия по образцу и очередноси.

Схема лепки манта представлена на интереативной деске в виде схемы, и продематстрирована на примере.

 

 

 

 

 

 

Вовлекает детей в совместную продуктивную деятельность. Подсказывает последовательность действия и согласовывает с детьми.

Предоставляет возможность для сотрудничества детей

Поощряет

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание марийского танца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети имитируют поездку на коне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети договариваются, планируют и согласовывают свои действия, катают тесто, складываю начинку в полученный круг (лепешечку) ,защипляют края, стараются сделать мант по образцу, с целью получения своего манта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность  детей к совместной деятельности.

 

 

 

 

Развитие слуха и внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие гибкости в движении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с марийской кухней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение решать поставленную задачу.

Готовые манты лежат на большой тарелке, подносе.

Знать последовательность действия, умение применить полученные знания на практике.

Проявлять интерес, желание узнавать новое о народах живущих на Урале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ура! Мы налепили с вами красивые и вкусные манты. Вы все справились и научились лепить башкирские манты.

-Ребята, а нам, пора возращаться снова в наш любимый детский садик.

- Понравилось вы вам наше путешествие? У каких народах вы побывали сегодня в гостях?  

- Что больше всего запомнилось и понравилось вам в нашем путешествии? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?

 Ребенок читает стих:

Здесь сегодня мы узнали, как Урал живет,

Как работает ,танцует и поет народ.

Теперь я буду говорить друзьям,

Что мы уральцы – дружная семья.

И ты, и я, и все мы вместе,

Наш край

 Прославим

И трудом и песней.

Спасибо вам ребята, за это путешествие по Уралу, буду ждать снова вас в гости.

 

Вовлекает детей в совместное планирование, инициирует поиск ответов, активизирует обсуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражает восхищение действиями детей.

 

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражают свое мнение по вопросу, выстраивает полный ответ, предложение.

 

 

 

Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать и показать с какими народами они познакомились и чему научились в группе, дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....