индивидуальная адаптированная программа
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
К У Ханты – Мансийский автономный округ – Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка»
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
Составители и ответственные за реализацию
индивидуальной адаптированной
образовательной программы:
Воспитатель: Литовских С. Б.
Г. Урай.
2019 год.
СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
| ||
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | |
1.4 | Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ | |
1.5 | Планируемые результаты освоения ребенком с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития) индивидуальной адаптированной образовательной программы развития. | |
1.6 | Система оценки реализации ИПРА | |
1.7 | Характеристика особенностей развития ребенка | |
| ||
2.1 | Задачи индивидуального развития ребенка с ОВЗ | |
2.2 | Содержание коррекционно – развивающей работы | |
| ||
3.1 | Мероприятия реализации ИАОПР воспитанника | |
3.2 | Мониторинг развития ребенка | |
3.3 | Задачи сопровождения детей родителями в условиях детского сада | |
3.4 | Список литературы |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ , с задержкой психического развития К У ХМАО – Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка» Галиакберова Самира.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре», на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития», является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельности.
Дошкольное образование осуществляется в соответствии с нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся начальной ступени образования
с международно-правовыми актами
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.); с законами РФ Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; с документами Правительства РФ
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.08.2008г № 617 (с изменениями от 10.03.2009г). Положение «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966 Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Программа построена на принципе гуманноличностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
1.2. Цель, задачи реализации Программы
Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:
Задачи:
1. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
2. Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
3. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико - педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ИПРА.
4. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.
5. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип психолого - педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
2. Принцип учета возрастных границ.
3. Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
4. Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
5. Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц
6. Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
7. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
8. Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
9. Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.
10. Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.
11. Принцип единства диагностики и коррекции.
1.4. Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ:
- Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- систематическая актуализация сформированных знаний и умений.
1.5. Планируемые результаты освоения ребенком с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития) индивидуальной адаптированной образовательной программы развития.
Результаты освоения ребенком с интеллектуальными нарушениями (ЗПР) ИПРА, которая создана на основе ФГОС, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 0
9. формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (ЗПР) не являются основным критерием при принятии решения о переводе ребенка на следующую ступень обучения, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. ИПРА определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
1.7. Характеристика особенностей развития ребенка
Галиакберова Самира посещает Дом ребенка с 17.09.2019 года . Адаптация ребёнка без осложнений. Воспитывается в неполной семье. В воспитании ребенка не принимают участие мама.. Социально – бытовые навыки сформированы частично сама кушает, посещает туалет со взрослым, одеваться и раздеваться ребенок с помощью взрослого. . Игра соответствует более раннему возрасту, преобладает манипулятивная игра. Ребенок легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. Общение свободное. Ведущая рука правая. Движения не выполняются в полном объеме, слабые, неточные, нескоординированные. Навыки работы с карандашом, ножницами, пластилином, не сформированы. Связная речь отсутствует. Говорит простыми предложениями. Произношение нарушено.Программа детского сада по возрасту не усвоена.. Запас общих сведений недостаточен и не соответствует возрасту: затрудняется сравнивать предметы и раскладывать в возрастающем порядке; на называет основные цвета; геометрические фигуры; знает свое имя, фамилию
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с задержкой психического развития, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 7-10 минут, подгрупповые занятия 15 минут.
2.1. Задачи индивидуального развития ребенка
- Обучать навыкам общепринятых норм и правил поведения в быту и общественных местах;
- Совершенствовать мелкую и крупную моторику, двигательные умения и навыки ребенка, формировать правильную осанку.
- Формировать представления ребенка о сенсорных эталонах;
- Учить владеть речью, как средством общения. Развивать пассивный и активный словарь ребенка, связную речь, формировать звуковую культуру речи, фонетико-фонематический слух;
- Формировать представление ребенка о своей семье.
- Формировать элементарные математические представления: учить определять форму предметов, называть их.
- Накапливать опыт ориентировки в пространстве.
- Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности: формировать умения и навыки рисования, лепки, выполнения аппликации.
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2019 -2020 учебный год
В осуществлении адаптированной образовательной программы развития ребенка активную работу проводят воспитатель, педагог – психолог, учитель – дефектолог, руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.
Педагогическое сопровождение воспитателей
Цель: создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка. Задачи: - формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. - формировать у ребёнка положительное отношение к художественному творчеству. - развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх; - формировать представления об окружающем мире; - развивать моторику и зрительно-двигательную координацию.
Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. |
Социально -коммуникативное развитие | - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Рассматривание сюжетных картинок Наблюдение за действиями и отношениями сверстников и взрослых в д/с Нахождение и общего и отличного во внешнем виде людей Игры-имитации, хороводные, театрализованные, Выделение действий и поступков (забота о ком-то) Беседы о семье Объединение картинок по общему настроению героев Игры-имитации на отражение эмоций Пример взрослого Собирание общих «сокровищниц» (картинок, камешков, ракушек) |
Познавательное развитие | - предполагает развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | Д/игры, развивающие, подвижные Игры - экспериментирования Игры с использованием д/ материалов Наблюдение Интегрированная деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, игровую) Подбор и складывание разрезных картинок |
Речевое развитие | включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте | Рассматривание картинок и беседа по ним Сюжетные игры, распределение ролей Игры-драматизации «Колобок», «Теремок», «Репка» Составление рассказа на тему, предложенную ребенком Изобразительная деятельность Беседы о личных проблемах, близких людях, мультгероях и пр. Игры на развитие речевого дыхания, на развитие фонематического слуха Упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата Игры с пальчиками на основе фольклорных произведений Образовательные ситуации Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. |
Художественно – эстетическое развитие | Предполагает развитие предпосылок целостно –смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | Рассматривание иллюстраций Изобразительная деятельность Игры со строительным материалом Рассматривание предметов быта Рассматривание книг Наблюдение Чтение Инсценирование произведений Беседа после чтения Рассматривание иллюстраций Игры-драматизации Участие в постановке мини-спектаклей Вечера литературных развлечений |
январь
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. | Методическое обеспечение |
1 неделя Тема «ГОРОД» | Социально -коммуникативное развитие |
| Дидактическая игра: «Мишка- топтыжка знакомиться с ребята» | Винникова Стр. 2 |
2 неделя Тема: «МЕБЕЛЬ» |
| Дидактическая игра: «умоем куклу» | Винникова Стр 3 | |
3 неделя Тема: «ПТИЦЫ» |
| Игра «Кто пришел к нам в гости?» Игра-упражнение « Помоги убрать игрушки» | Картотека игр | |
4 неделя Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» |
| Игра: «В гости к нам пришли друзья» | Картотека игр | |
Ожидаемый результат: |
- Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
- Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
- Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.
- Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. | Методическое обеспечение |
1 неделя Тема «ГОРОД» | Развитие речи |
| Дидактическая игра «»«Какой, какая, какие?» Дидактическая игра ««Продолжи предложение»? | А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова Игры и занятия с детьми раннего возраста. Стр.38 |
2 неделя Тема: «МЕБЕЛЬ» |
| Дидактическая игра «Перебежки» | О.Э. Литвинова планирование образовательной деятельности Стр.175 | |
3 неделя Тема: «ПТИЦЫ» |
| Дидактическая игра «кормушка для птиц» | О.Э. Литвинова Речевое развитие детей раннего возраста Стр.66 | |
4 неделя Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» |
| Дидактическая игра: «назови по описанию.» | О.Э. Литвинова планирование образовательной деятельности. Стр. 228 |
Ожидаемый результат
- Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только звукоподражанием, но и отдельными словами.
- Узнает и называет домашние животные и их детенышей.
- Отвечает на поставленные вопросы (кто? Что? Что делает?)
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
- Различает и называет предметы ближайшего окружения.
- Общается в диалоге со взрослым.
- Узнает на картинке зимующие птицы называет их
- Составляет описательный рассказ о птицах.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. | Методическое обеспечение |
1 неделя Тема: «ГОРОД» | познание |
| Дидактическая игра: « «Найди свой дом» Дидактическая игра: ««Почини здание»» | Картотека игр |
2 неделя: Тема: «МЕБЕЛЬ» |
| Дидактическая игра: «Мебель» | О.Э. Литвинова планирование образовательной деятельности Стр.175 | |
3 неделя Тема: «ПТИЦЫ» |
| Игровое упражнение «В зимней столовой». | Картотека игр | |
4 неделя Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» |
| Дидактическая игра: «у кого какая мама?» | О.Э. Литвинова планирование образовательной деятельности Стр.240 |
Ожидаемый результат.
- Узнает и называет домашних животных.
- Называет детенышей домашних животных.
- Называет предметы мебели и описывает их.
- Знает название города, достопримечательности города.
- Знает и называет зимующих птиц
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. |
1 неделя Тема: «ГОРОД» | Сенсорика |
| Обучающая игра «подбери предмет» |
2 неделя Тема: «МЕБЕЛЬ» |
| Дидактическая игра «Парные картинки» | |
3 неделя Тема: «ПТИЦЫ» |
| «Что катиться, что не катиться» | |
4 неделя Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» |
| «Коробка форм» |
Ожидаемый результат
- Ребенок умеет различать геометрические фигуры «дай такой»
- Умеет соотносить формы с отверстием.
- Умеет ориентироваться в двух контрастных величинах.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. |
1 неделя Тема: «ГОРОД» | Художественно-эстетическое развитие |
| «мы слепили на прогулке снеговика» |
Рисование | |||
Лепка |
| Д/у «зернышки для птичек» | |
2 неделя Тема: «МЕБЕЛЬ» | Рисование |
| Д/у «Окошко в теремке» |
Лепка |
| Д/у «окно для петушка» | |
3 неделя Тема: «Фрукты» | Рисование | Учить рисовать предметы округлой формы | Д/у «Мыльные пузыри» |
Лепка | Продолжать учить раскатывать комочек круговыми движениями рук и сплющивать комочек между ладонями | Д/у «Испечем пряники» | |
4 неделя Тема: «деревья, грибы, ягоды» | Рисование | Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым | Д/у «Солнце и тучка» |
Лепка | Учить раскатывать пластилин прямыми движениями | Д/у «Червячки для цыпленка» |
Ожидаемый результат.
- Научился правильно держать карандаш
- Умеет рисовать прямые линии.
- Умеет рисовать круглые формы.
- Раскатывает кусок пластилина, лепит колбаску.
- Раскатывает пластилин прямыми движениями
ФЕВРАЛЬ
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. |
1 неделя Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПРОДАВЦА ». | Социально -коммуникативное развитие | Учить правильно умываться. Перенести полученные навыки умывания в игровое действие. | Дидактическая игра: «умоем куклу» |
2 неделя «ТРУД ВРАЧА. НЕФТЯНИКА» | Воспитывать внимательное отношение и любовь к маме. | «Поговорим о маме» | |
3 неделя «ТРУД ПОВАРА» | Приучать к опрятности и аккуратности | Игра-упражнение « Помоги убрать игрушки» | |
4 неделя «ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА. ТРУД ВОДИТЕЛЯ» | Воспитывать навыки вежливого общения. | «Что принес петрушка?» |
Ожидаемый результат
- Умеет мыть руки, умываться.
- Умеет переносить навыки в игровую форму.
- Знает имя своей мамы.
- Научился ребенок следить за своим внешним видом.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы |
1 неделя Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПРОДАВЦА» | Развитие речи |
| Дидактическая игра: «найди нужную картинку» |
2 неделя Тема: «ТРУД ВРАЧА, НЕФТЯНИКА» |
| Дидактическая игра: «полечим куклу Катю» | |
3 неделя Тема: «ПОСУДА.ТРУД ПОВАРА» |
| Дидактическая игра «найди пару» | |
4 неделя Тема: «ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА. ТРУД ВОДИТЕЛЯ» |
| Дидактическая игра: «игры с машиной» |
Ожидаемый результат:
- Различает и называет предметы транспорта.
- Знает название родного города
- Знает о труде повара, продавца, врача, нефтяника.
- Называет предметы посуды. Умеет классифицировать посуду.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы |
1 неделя Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПРОДАВЦА» | Познание | развивать коммуникабельность; формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм. Дети встают в круг - изображают кастрюлю. Педагог говорит, что дети будут готовить суп (или любое другое блюдо: компот, салат, винегрет и т.п.). Каждый ребенок придумывает , чем он будет картофель, капуста, морковь, лук, петрушка, соль и т.п.). Педагог выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавши. себя прыгает в круг и берет за руки предьщущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое «блюдо». | Игра-тренинг «Поварята» |
2 неделя «ТРУД ВРАЧА. НЕФТЯНИКА » | . учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение. | Дидактическая игра: ««Кому что нужно?»» | |
3 неделя Тема: «ПОСУДА. ТРУД ПОВАРА» | Закреплять названия посуды Активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»; продолжать учить использовать в речи обобщающее понятие «Посуда» | Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам» | |
4 неделя Тема: «ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА. ТРУД ВОДИТЕЛЯ.» | Познакомить детей с предметами ближайшего окружения, транспортными средствами. Способствовать умению различать транспортные средства на картинке, находить сходства и отличия, называть их | Коммуникативная деятельность. «Приехал мишка на автобусе» |
Ожидаемый результат
- Ребенок знает транспорт нашего города. Называет транспорт описывает его.
- Ребенок умеет классифицировать посуду.
- Знает что нужно для профессии повара, врача, нефтяника.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы |
1 неделя Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПРОДАВЦА» | Сенсорика | Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет. | «разноцветные шарики» |
2 неделя Тема: «ТРУД ВРАЧА. НЕФТЯНИКА » | Формировать умение различать предметы по форме и называть их Развивать умение сооружать башенку | Дидактическая игра «шары и кубики» | |
3 неделя Тема: «ПОСУДА. ТРУД ПОВАРА» | Привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначение в речи. Формировать представления о зимних природных явлениях. | «собери снеговика» | |
4 неделя Тема: «ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА. ТРУД ВОДИТЕЛЯ.» | Учить различать 3-4 цвета. Подбирать цвета по образцу и называть их. | Д/у «Подбери по цвету» |
Ожидаемый результат
- Различает большой и маленький круги, называет их размер
- Ориентируется в трех величинах
- Различает и называет 5 основных цвета..
Дни недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПРОДАВЦА» | Художественно-эстетическое развитие рисование | Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым | Д/у «Солнце и тучка» | Н.Д. Колдина Рисвание, лепка с детьми 2-3 лет. Стр. 45 |
лепка | Учить раскатывать пластилин прямыми движениями | Д/у «Червячки для цыпленка» | Н.Д. Колдина Рисвание, лепка с детьми 2-3 лет. Стр. 23 | |
2 неделя Тема: «ТРУД ВРАЧА. НЕФТЯНИКА » | Рисование лепка | Продолжать знакомить ребенка с акварельными красками, учить правильно пользоваться кисточкой. Учить скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями | «Помоем в окошко и посмотрим в него» «Клубочка» | Е.Ю. Кихтева «Рисуют малыши», стр.30 Жукова Стр 15 |
3 неделя Тема: «ПОСУДА. ТРУД ПОВАРА» | рисование | Обучить умению рисовать предметы круглой формы. | «Светит солнышко в окошко» | О.Г. Жукова Планирование и конспекты занятий по изодеятельности, стр. 64 |
лепка | Учить соединять детали из пластилина, сглаживать место соединения. | «Ай качи, качи, качи….» | О.Г. Жукова Планирование и конспекты занятий по изодеятельности, стр. 62 | |
4 неделя Тема: «ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА. ТРУД ВОДИТЕЛЯ.» | рисование | Учить рисовать ладонями и пальцами. | «Фруктовый сад» | Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр.48 |
лепка | Закрепить умение скатывать тесто круговыми движениями между ладонями. | «Колобок» | О.Г. Жукова Планирование и конспекты занятий по изодеятельности, стр. 70 |
Ожидаемый результат.
- Умеет рисовать округлые линии.
- Лепит детали из пластилина и соединяет их
- Умеет рисовать пальчиками и ладонями.
март
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя «Семья. Мамин праздник» | Социально – коммуникативное развитие |
| Игра «Маскарад» | Л.А. Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников, стр. 55 |
2 неделя «Домашние животные и детеныши» | развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки. | Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок» | Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников, стр. 23 | |
3 неделя «Домашние птицы»» | Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека. | Дидактическая игра «С кем дружить?» | М.Г. Борисенко «Помоги мне сделать самому» стр. 44-46 | |
4 неделя «Народная игрушка» | Развивать потребность в общении, показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения | «Едут машины» | Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности, стр. 103 |
Ожидаемый результат
- Играет вместе со сверстниками, сформировано доброжелательное отношение к сверстниками взрослым в группе.
- Ребенок умеет в своей речи использовать слова благодарности.
- Понимает словесную инструкцию в полном объеме.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя «Семья. Мамин праздник» | Развитие речи |
| Игра: «разговор о маме» | О.Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста» стр.96 |
2 неделя «Домашние животные и детеныши» |
| . Д/и «Кто как голос подает?» | И.С.Артюхова, В.Ю. Белькович «Играем, дружим, растем» Сборник развивающих игр, стр. 13 И.С. Погудкина Развивающие игры, упражнения для детей раннего возраста, стр. 38 | |
3 неделя декабря «Домашние птицы»» | Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | «Позови свою маму» | А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова Игры и занятия с детьми раннего возраста. Стр.38 | |
4 неделя «Народная игрушка» | формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванькой-Встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества. | «знакомство с матрешкой» | А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова Игры и занятия с детьми раннего возраста. Стр.21 |
Ожидаемый результат
- умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в прошедшем времени.
- Узнает и называет домашних животных и их детенышей. Составляет описательные рассказы о животных.
- Называет домашних птиц. Узнает их по голосу.
- Проявляет интерес к народным игрушкам. Описывает матрешку.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя «Семья. Мамин праздник» | познание | Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме. | «Мамы разные нужны, мамы разные важны» | Картотека игр по познанию |
2 неделя «Домашние животные и детеныши» | Формировать умение узнавать и называть на картинках домашних животных и их детенышей. | Дидактическая игра «У кого какая мама?» | О.Э. Литвинова. «познавательное развитие ребенка». Стр 243 | |
3 неделя «Домашние птицы»» |
| Дидактическая игра «Петушок с семьей» | О.Э. Литвинова. «познавательное развитие ребенка». Стр 214 | |
4 неделя «Народная игрушка» | Продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения. Формировать умение называть материалы, из которого сделаны игрушки. (пластмасса, дерево, глина ) | Дидактическая игра «чего не стало» | О.Э. Литвинова. «познавательное развитие ребенка». Стр 185 |
Ожидаемый результат:
- Ребенок узнает называет домашних животных. По схеме рассказывает о частях тела животных
- Узнает на картинках домашних птиц.
- Описывает народную игрушку
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. |
1 неделя Тема: «Семья. Мамин праздник» | Сенсорика |
| Обучающая игра «цветы для мамы» |
2 неделя Тема: «Домашние животные и детеныши» |
| Обучающая игра «найди пару» | |
3 неделя Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» |
| «Чудесный мешочек» | |
4 неделя Тема: «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» |
| «Поезд» |
Ожидаемый результат
- Различает один и много предметов
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принмает игровую ситуацию.
- Узнает шар и куб.
- Различает четыре цвета.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы. |
1 неделя Тема: «Семья. Мамин праздник» | Художественно-эстетическое развитие |
| «Цветы для мамы» |
Рисование | |||
Лепка |
| Д/у «клубочки» | |
2 неделя Тема: ««Домашние животные и детеныши»» | Рисование |
| Д/у «Ай качи качи» |
Лепка |
| Д/у «Ай качи качи» | |
3 неделя Тема: «домашние птицы» | Рисование | Учить рисовать предметы округлой формы | Д/у «Мыльные пузыри» |
Лепка | Продолжать учить раскатывать комочек круговыми движениями рук и сплющивать комочек между ладонями | Д/у «Испечем пряники» | |
4 неделя Тема: «» | Рисование | Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым | Д/у «Солнце и тучка» |
Лепка | Учить раскатывать пластилин прямыми движениями | Д/у «Червячки для цыпленка» |
Ожидаемый результат.
- Научился правильно держать карандаш
- Умеет рисовать прямые линии.
- Умеет рисовать круглые формы.
- Раскатывает кусок пластилина, лепит колбаску.
- Раскатывает пластилин прямыми движениями
Декабрь
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя Зима. Зимняя одежда и обувь. | Социально – коммуникативное развитие |
| «Мы играем все вместе» | Л.А. Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников, стр. 55 |
2 неделя декабря Зима. Зимние забавы. | Формировать умение излагать свою просьбу спокойно, употребляя слово «пожалуйста» | «Я знаю слово «пожалуйста» | Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников, стр. 23 | |
3 неделя декабря Человек. Части лица и тела | Учить понимать словесную инструкцию, вовлекать в совместную трудовую деятельность | «Две руки» | М.Г. Борисенко «Помоги мне сделать самому» стр. 44-46 | |
4 неделя декабря Новогодний праздник «Елка» | Развивать потребность в общении, показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения | «Едут машины» | Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности, стр. 103 |
Ожидаемый результат
- Играет вместе со сверстниками, сформировано доброжелательное отношение к сверстниками взрослым в группе.
- Ребенок умеет в своей речи использовать слова благодарности.
- Понимает словесную инструкцию в полном объеме.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя Зима. Зимняя одежда и обувь. | Развитие речи | Познакомить детей с многообразием одежды; формировать навыки одевания и раздевания; обогащать активный словарь детей посредством ролевых игр; рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы | «оденем Катю на прогулку» | Картотека дидактических игр. |
2 неделя декабря Зима. Зимние забавы. |
| «Наездники» «Помоги мне» | И.С.Артюхова, В.Ю. Белькович «Играем, дружим, растем» Сборник развивающих игр, стр. 13 И.С. Погудкина Развивающие игры, упражнения для детей раннего возраста, стр. 38 | |
3 неделя декабря Человек. Части лица и тела | Побуждать ребенка самостоятельно называть предметы и их свойства. | «Чудесный мешочек» | А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова Игры и занятия с детьми раннего возраста. Стр.38 | |
4 неделя декабря Новогодний праздник «Елка» | Выполнение речевых инструкций взрослого | «Дружно ручки поднимаем» | А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова Игры и занятия с детьми раннего возраста. Стр.21 |
Ожидаемый результат
- Умеет составлять краткий рассказ о зиме и зимний забавах
- Раскладывает алгоритм одевания на прогулку зимой, называет предметы одежды.
- Умеет произносить звук «Н»
- Понимает и выполняет инструкцию взрослого.
Тема недели | Образовательная область | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы | Методическое сопровождение |
1 неделя Зима. Зимняя одежда и обувь. | познание | Наблюдать за сезонными явлениями. Показывать на картинках то что видели на улице. Употреблять междометие «АХ» | д/ игра «Посмотри ка, что я вижу» | Картотека игр по познанию |
2 неделя декабря Зима. Зимние забавы. | Учить рассматривать картинки на тему «Зима»; «Зимние забавы».составлять краткие рассказы по картинкам. | «расскажи что увидел» | Картотека игр | |
3 неделя декабря Человек. Части лица и тела | Формировать у детей первоначальное представление о своё теле. | Игровая ситуация: «Помоем руки Маше» | Картотека игр по познанию | |
4 неделя декабря Новогодний праздник «Елка» | Развитие представление о приметах зимы. · Совершенствование связной речи. | Что зимой бывает». | Картотека игр по познанию |
2. Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 – 2020 учебный год
Воспитатели: Юсупова И.Н.
Цель: создание условий, способствующих усвоению социальных норм поведения, общению и взаимодействию со сверстниками, развитию психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти), познавательных способностей, тонкой моторики пальцев рук, эмоциональной сферы.
Полугодие | Содержание | Формы и методы работы | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие со специалистами | Динамика | |
I | 1.Социально -коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
| Фронтальная Индивидуальная Подгрупповая |
| Консультация психолога по вопросам развития эмоциональной сферы и психических процессов. Консультация учителя – логопеда по речевому развитию. | ||
Развитие игровой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...

Индивидуальная адаптированная программа для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья "Родничок успеха"
Порядок реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) установлен Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитаци...

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося
Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося...