Индивидуальная адаптированная программа
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП), сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом ребенка».
По заключению МППК – Пигуль Ислам воспитанник разновозрастной группы №5. имеет задержку речевого развития.
ИАОП разработана на срок с 01.09.2019 г. по 31.05.2020г.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- достижение планируемых результатов освоения ИАОП обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- обеспечение непосредственного участия с Пигуль И. во всех видах образовательной деятельности;
-обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- соблюдение принципов единства диагностики и коррекции, реализация динамического наблюдения за развитием ребенка.
Принципы и подходы к формированию и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы
Индивидуальный и дифференцированный подходы: образовательная программа составляется и реализуется с учетом индивидуальных особенностей (возраста, уровня НПР, структуры нарушения развития (при наличии), иных индивидуальных особенностей).
Деятельностный подход: образовательная деятельность реализуется, опираясь на признание того, что развитие личности ребенка дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и др.).
В основу ИАОП положены следующие принципы:
-Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.
-Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в коррекционно-педагогическом процессе.
-Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности.
-Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательной деятельности, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых образовательных потребностей.
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей между учебными предметами.
-Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения, обучающегося всеми видами доступной ему предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
-Принцип переноса усвоенных знаний умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
ИАОП разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155;
инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г. №2;
приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей.
Работой по образовательным областям "Познавательное развитие», «Речевое развитие» руководит учитель-дефектолог, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-дефектолога.
Основными специалистами в области «Художественно-эстетическое развитие», "Игровая деятельность" выступают воспитатели.
В образовательной области «Музыкально-художественная деятельность» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель. Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформировавшиеся у ребенка. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Психолого-медико-педагогическое заключение
Медицинское заключение о состоянии здоровья, рекомендуемый режим обучения:
Группа здоровья: IV
Физическое развитие:
Состояние здоровья:
Психологическое заключение (педагог-психолог):
Работоспособность - Умеренно снижена
Темп деятельности - Умеренный
Понимание инструкций - Понимает и выполняет простые инструкции взрослого.
Критичность - 0
Эмоциональная стабильность. Эмоции адекватные, не устойчивые.
Тревожность – не выражена
Страхи – не наблюдаются
Уровень развития: ниже возрастной нормы
Дефектологическое заключение (учитель-дефектолог):
Коммуникативность. Ребенок контактный, в соответствии с уровнем его психофизического развития.
Моторика. Несколько отстает от возрастной нормы
Тонкая моторика. Ниже возрастной нормы
Познавательная активность. Неустойчивая.
Особенности внимания. Наблюдается снижение психической активности к концу занятия.
Мышление. Мыслительные операции сформированы, но отличаются от возрастной нормы низкой скоростью и переключаемостью; способность к анализу и синтезу ниже среднего уровня
Речевое развитие.
Активный и пассивный запас не соответствует возрасту
Педагогическое заключение (воспитатель):
Физическое развитие: не соответствует возрасту.
Взаимодействие с коллективом: взаимодействия с детьми и взрослыми положительные.
Учебная деятельность: после многократного повторения инструкции выполняет не всегда (чаще наблюдательная позиция).
Навыки самообслуживания: формируются.
Игровая деятельность: не соответствует возрасту. 12.03.2018г.
Расписание индивидуальной работы с ребенком
№ | Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. | Педагог-психолог | наблюдение | наблюдение | наблюдение | наблюдение | наблюдение |
2. | Учитель-дефектолог | 8.30-8.45 | 8.30-8.45 | 10.00-10.15 | ||
3. | Воспитатель | Ежедневно |
Мониторинг развития
Специалисты | Группа развития на начало учебного года (Сентябрь 2019 г.) | Группа развития на конец учебного года (май 2020г.) | Динамика | |
1. | Учитель-дефектолог, педагог-психолог (диагностика К.Л. Печоры) | |||
2. | Воспитатель | группа развития IV | группа развития | |
3. | Врач-куратор |
«СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Программные задачи | |||
В режимных моментах. Ежедневно. | Прямое обучение. | Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. | |
Месяц | Программные задачи | Вид деятельности | Литература |
Сентябрь | Развивать потребность в общении и взаимодействии, формировать доброжелательные взаимоотношения. | Игра «Едут машины» | |
Октябрь | Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Поощрять умение пожалеть, посочувствовать. | Игра-ситуация «Зайка заболел» | |
Ноябрь | Учить называть свое имя.
| Игра- ситуация «Детки забыли как их зовут, сколько им лет. | Ежедневно |
Декабрь | Формировать заботливое отношение к малышам. | Игра –ситуация «Малыш плачет» | |
Январь | Формировать нравственные качества (вежливость, внимательность); учить проявлять заботу. | Игра «Вежливый медвежонок» | |
Февраль | Учить называть свое имя и фамилию. Отвечать на вопрос сколько тебе лет?» | Игра-ситуация « Дети забыли как их зовут» | Ежедневно |
Март | Формировать нравственные качества (вежливость, внимательность); учить проявлять заботу. | Игра «Вежливый медвежонок» | |
2. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. (Воспитание культурно-гигиенических навыков. Общественно-полезный труд. Уважение к труду взрослых.)
Месяц | Программные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. | |
Ежедневно. | Прямое обучение КГН во время режимных моментов. | Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку. | ||
Сентябрь | Формирование навыков опрятности и гигиены | Игра; "Девочка чумазая" | И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко "Помогите мне сделать самому" Развитие навыков самообслуживания от0 до 3 лет, стр.79. | |
Поощрять интерес ребенка к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, как дворник подметает двор, зачем он выполняет те или иные действия. | Наблюдение за работой дворника. | В .Н. Кастыркина, Г. П .Попова Организация деятельности детей на прогулке стр. 88. | ||
Октябрь | Формирование навыков опрятности и гигиены | "Купание кукол" | И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко"Помогите мне сделать самому" Развитие навыков самообслуживания от0 до 3 лет, стр.80 | |
Учить ребенка понимать словесную инструкцию; вовлекать в совместную трудовую деятельность. | Игра "Ухаживаем за обувью" | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности Первая младшая группа, стр.106 | ||
Ноябрь | Закрепление навыка самостоятельно одеваться и раздеваться | "Что забыла надеть Маня?" | И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко"Помогите мне сделать самому" Развитие навыков самообслуживания от0 до 3 лет, стр. 61. | |
Вовлекать ребенка в совместную трудовую деятельность. | "Снежок на дорожках" | Г. Лаптева "Развивающие прогулки для детей" 1,5-3 лет, карточка 1. | ||
Декабрь | Учить ребенка одеваться и раздеваться в определенном порядке | "Кукла ложится спать" | И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко"Помогите мне сделать самому" Развитие навыков самообслуживания от0 до 3 лет, стр. 56. | |
Воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам. | "Кормушка для птиц" | Г. Лаптева "Развивающие прогулки для детей" 1,5-3 лет, карточка 12. | ||
Январь | Закрепление навыка самостоятельно одеваться и раздеваться. Учить ориентироваться в помещении своей группы. | "Оденем куклу на прогулку" | И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко"Помогите мне сделать самому" Развитие навыков самообслуживания от0 до 3 лет, стр. 57. | |
Игра –ситуация «Мишка заблудился» | Ежедневно | |||
Февраль | Закрепление навыка самостоятельно одеваться и раздеваться. | "Кто ботинки потерял?" | И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко"Помогите мне сделать самому" Развитие навыков самообслуживания от0 до 3 лет, стр.73. | |
Познакомить со способами ухода за комнатными растениями. | «Протирание пыли с листьев крупного растения» | Комплексные занятия . Первая младшая группа. По программе под редакцией М.А .Васильевой В.В.Гербовой, Вераксы, стр 78. | ||
Март |
Планируемый результат:
- Умеет одеваться и раздеваться (с не большой помощью взрослого)
- Может с помощью взрослого приводить себя в порядок;
- Пользуется индивидуальными предметами гигиены.
- Сформирован навык ( под контролем взрослого) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Умеет принимать жидкую и твердую пищу.
- Сформировано умение во время еды правильно держать ложку.
- Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы
- Выполняет простейшие трудовые действия
- Употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».
Хорошо ориентируется в группе.
3. Формирование основ безопасности
Тема месяца | Основные задачи. | Виды деятельности (для реализации поставленных задач) | Методическая литература. |
Сентябрь | Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на улице (не подходить, не гладить не знакомых животных) | «Чужая собака», «Мы гуляем» Рассматривание иллюстрации проблемных ситуаций. | «ОБЖ для младших дошкольников», Н. С. Голицина, стр.99, 101 |
Октябрь | Формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье. Закреплять названия зимней одежды и порядок одевания. | Д/и «Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» | «ОБЖ для младших дошкольников», Н. С. Голицина, стр.29. |
Ноябрь | Закреплять безопасные правила на улице: ( не брать снег, сосульки в рот) | С.Р.И. «Кукла заболела заболел» | Л.Н. Галигузова Игры занятия с детьми раннего возраста стр.31 |
Декабрь | Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на улице. | «Сосульки» | «ОБЖ для младших дошкольников», Н. С. Голицина, стр.96 |
Январь | Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения катание с горке. | «Мы гуляем» Рассматривание иллюстрации проблемных ситуаций. | «ОБЖ для младших дошкольников», Н. С. Голицина, стр. 101 |
Февраль | Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.). | «В песочнице» Рассматривание сюжетной картины. | «В песочнице» Рассматривание сюжетной картины. |
Планируемый результат:
- Соблюдает элементарные правила поведения в группе, спальне, туалете.
- Закреплены названия одежды и их порядок одевания.
- Выполняет элементарные требования воспитателя: не брать в рот снег, растения не бросаться песком,
- Соблюдает элементарные правила пользоваться горкой (контроль со стороны взрослого)
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности
2.Приобщение к социокультурным ценностям
Раздел | Тема | Программное содержание | Литература | ||
Сентябрь | |||||
Количество | Наблюдение за птичкой Игра «Птички» (одна- много). | Учить ребенка понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова : один( одна) , много. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Н.Вераксы Стр.184 | ||
Величина | Игра «Большие и маленькие мячики» | Учить ребенка различать и называть цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично приговаривать слова. | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности Первая младшая группа , стр.102 | ||
Форма | «Протолкни круглый предмет!» (коробка с отверстиями разной формы). | Формировать у ребенка представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе , стр. 72 | ||
Ориентировка в пространстве | «Наши игрушки» | Помогать ребенку находить игрушки, выделять их по величине, называть, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать формы бережного обращения с игрушками. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе , стр. 10 | ||
Октябрь | |||||
Количество | Привлекать ребенка к формированию групп однородных предметов. | ||||
Величина | «Нанизывание шариков» | Учить различать предметы резко контрастных размеров (большой – маленький), познакомить с промежуточными размерами: самый большой, поменьше, самый маленький), обозначать их в речи. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 77 | ||
Форма | Игра «Строим дом» | Развивать представление у ребенка о форме; учить соотносить количество (один – много). | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности Первая младшая группа, стр.101 | ||
Ориентировка в пространстве | «Найди игрушку» | Побуждать ребенка по словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки, предметы; ориентироваться в группе, находить и различать сходные предметы. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе , стр. 86 | ||
ноябрь | |||||
Количество | Игра "Строим дом" | Учить соотносить количество (один - много). | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности Первая младшая группа, стр.101 | ||
Величина | «Помоги одеть куклу» | Продолжать знакомство ребенка с величиной предмета путем сравнивания однотипных предметов разного размера, развитие зрительного восприятия. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе , стр. 94 | ||
Форма | «Занимательная коробка» | Учить ориентироваться в 5 контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма, конус (подбор по образцу) | Коробка в разделе «Сенсорика» | ||
Цвет | Накапливать у ребенка опыт практического | ||||
Декабрь | |||||
Количество | Игра "Найди предметы" | Упражнять ребенка в нахождении большого количества предметов (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке. | Л. С Метлина Занятия по математике в детском саду, стр. 28 | ||
Величина | «Двухместная матрешка» | Формировать представление о величине (большая, маленькая). Научить открывать и закрывать матрешку, расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 98 | ||
Форма | Игра «Чудесный мешочек» | Учить различать и называть основные формы строительного материала (кубик, шарик, кирпичик). | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Н.Вераксы Стр.94 | ||
Цвет | «Дай такой же ?» | Формировать представление о цвете( красный, желтый) | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 98 | ||
Январь | |||||
Количество | "Где много, а где один?" | Упражнять ребенка в нахождении большого количества предметов (много) и единичных предметов (один). | Предметные картинки. | ||
Величина | «Разложи правильно» Пирамида из 5 колец. | Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 107 | ||
Февраль | |||||
Форма | «Разложи по форме» | Формировать навык группировки предметов по форме. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 115 | ||
Цвет | Разложи предметы по цвету (красный, желтый, синий) | Побуждать различать цвет предметов(красный, желтый, синий) | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр148 | ||
Март | |||||
Количество | «Один – много» «Покажи, где…?» | Учить понимать вопрос «Сколько?» Учить находить соответствующую картинку. | Работа с картинками | ||
Величина | «Разложи правильно» | Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 107 | ||
Форма | "Разложи по форме." | Учить устанавливать тождества и различия однородных предметов, сопоставлять форму объекта с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные», | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 118 | ||
Цвет | «Кто где спрятался?» | Развивать ориентировку в пространстве. Находить предметы по названию и цвету. | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. 110 | ||
Апрель | |||||
Количество | Работа с картинками "Один - много" | Учить понимать вопрос "Сколько?" | Работа с картинками | ||
Величина | Найди предмет по величине. | Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров. | Вся группа | ||
Форма | «Найди предмет по форме.» | Продолжать учить различать предмет по форме.(кубик, шарик и др.) | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. | ||
Цвет | « Грибочки по местам» | Учить соотносить цвет ( красный, желтый, синий, зеленый) | Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе, стр. | ||
Май | |||||
Количество | «Один – много» «Покажи, где…?» | Учить понимать вопрос «Сколько?» Учить находить соответствующую картинку. | Работа с картинками | ||
Величина | « Большой мяч-маленький мяч» | Найди предмет контрастного размера. | Работа с игрушками | ||
Форма | « Почтовый ящик» | соотносить плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки. | «Почтовый ящик» в зоне по «Сенсорика» | ||
Цвет | «Помоги найти цветочек для бабочке» | Учить различать 4 цвета ( красный, желтый, синий, зеленый) | Н. А. Карпухина Конспекты занятий я/с гр. |
Планируемый результат:
-Различает предметы по величине: Большая, большой; маленькая, маленький.
-Собирает
пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5колпачков
-Подбирает крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам
соответствующих форм;
− Собирает двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки),
− Соотносит плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
− Различает четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по
предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
− Самостоятельно играет с дидактическими игрушками, мелким и
крупным строительным материалом.
-Понимает слова «Один-много»
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
2. Художественная литература
Декабрь | Приучать слушать чтение небольших поэтических произведений, показом картинок, персонажей настольного театра | 1. «Из-за леса, из-за гор...», русский народный фольклор. 2. С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», поэзия. 3. В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?», проза. |
Январь | Приучать слушать чтение небольших поэтических произведений, сопровождаемых игровыми действиями, показом игрушек. Рассматривать с ребенком иллюстрации к произведению. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. | 1.« Наши уточки с утра…» русский фольклор. 2. Н. Саконская. «Где мой пальчик?» « Больная кукла » В. Берестов, поэзия. 3. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», проза. |
Февраль | Приучать слушать чтение небольших поэтических произведений, показом картинок, персонажей настольного театра | 1.« Пошел котик на Торжок…!» русский фольклор 2. «Мишка» А. Барто, поэзия. 3. В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?», проза. |
Март | Приучать слушать чтение небольших поэтических произведений, Учить ребенка слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. | 1. «Наша Маша маленька...», русский фольклор. 2. «Грузовик», А. Барто, поэзия. 3. «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой, проза. |
Апрель | Приучать ребенка слушать народные песенки, сказки, авторские произведения; отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций. | 1. «Чики, чики, кички …» , русский фольклор. 2.«Слон», А. Барто, поэзия. 3. Л. Толстой. «Три медведя», проза. |
Май | Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. | 1. «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», русский фольклор. 2. « Больная кукла » В. Берестов, поэзия. 3. В. Бианки. «Лис и мышонок» , проза |
Планируемый результат:
- в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт;
- активно реагирует на содержание знакомых произведений;
- повторяет за педагогом слова и строки знакомых стихов;
- способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций;
- проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей
- проявляет интерес к рассматриванию книг со звуком
IV. Обр. обл. «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
2. Изобразительная деятельность
3. Конструктивно-модельная деятельность
Раздел | Тема | Программные задачи | Методическая литература |
Сентябрь | |||
Рисование | "Знакомимся с кисточкой" "Дорожки" | 1. Учить держать кисть. 2. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. 3. Учить различать цвета, называть их. | Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр. 49; 52 |
Лепка | "Вот такое тесто!" | Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.3 |
Конструирование | "Стульчик для Кати" | Побуждать ребенка совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. | стр.131, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Октябрь | |||
Рисование | "Столбы вдоль дороги" Игра "Рукавичка для мишки" | 1. Рисование прямых линий. 2. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. | Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр.53; Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности 1 мл. гр. , стр. 111. |
Лепка | "Спрячь шарик" | Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.5. |
Конструирование | «Заборчик» | Учить располагать кирпичики вертикально в ряд, подводит к простейшему анализу созданной постройки. Развивать конструктивные способности. | |
Ноябрь | |||
Рисование | Игра "Нарядное деревце" | 1. Продолжать учить ребенка рисовать кисточкой. 2. Учить приемам рисования кистью (прикладывание). 3. Учить детей различать цвета краски и правильно называть их . | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности 1 мл. гр. , стр. 110 |
Лепка | "Покормим птиц" | Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.7 |
Конструирование | "Стол и стул разных цветов" | Побуждать ребенка различать постройки по цвету, расширять навык различных построек из кирпичиков и кубиков. | стр.134, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Декабрь | |||
Рисование | "Шарики" | 1. Продолжать учить ребенка рисовать кисточкой поверх эскиза, наносить мазки. 2. Закреплять название цветов. | Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр.53 |
Лепка | "Пластилиновая мозаика" | 1. Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; 2. формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.9 |
Конструирование | "Заборчик" (узкая грань) | Совершенствовать навык ребенка в укладывании кирпичиков на узкую грань, используя приемы конструирования, закрепить цвет. | стр.137, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Январь | |||
Рисование | "Рукавичка для мишки" "Новогодняя елка" | 1. Подводить ребенка к рисованию предметов округлой формы. 2. Учить располагать круги равномерно на листе бумаги. 3. Учить правильно держать в руке карандаш (фломастер). | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности 1 мл. гр. , стр. 111. Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр. 28. |
Лепка | "Снег идет" | 1. Продолжать учить ребенка надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, 2. Учить располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Прием лепки. Надавливание. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.19 |
Конструирование | |||
Февраль | |||
Рисование | " Дорожки " | 1. Вызывать у ребенка интерес к действиям с карандашами. 2.Учить рисовать горизонтальные линии. 3. Развивать зрительное восприятие пространства. 4. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. | Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр. 23. |
Лепка | "Покормим курочку" | 1. Научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; 2. формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Прием лепки. Надавливание. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.16 |
Конструирование | "Кровать" | Закрепить навык в постройках мебели используя кирпичики, кубики, формировать понятие величины и цвета. | стр.139, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Март | |||
Рисование | "Украсим ковер для бабушки" | 1. Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями ( горизонтальные и вертикальные линии, пересекать их). 2. Закреплять представления о форме. 3. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. | Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности 1 мл. гр. , стр.109 |
Лепка | "Конфеты на тарелке" | учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Прием лепки. Надавливание. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.17 |
Конструирование | "Большая и маленькая скамеечки" | Побуждать ребенка к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками, закреплять величину. | стр.140, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Апрель | |||
Рисование | "Круги", "Мячи", "Воздушные шарики" | 1. Подводить ребенка к рисованию предметов округлой формы. 2. Учить располагать круги равномерно на листе бумаги. 3. Учить правильно держать в руке карандаш (фломастер). | Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр. 24, 25,26. |
Лепка | "Блинчики" | формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки. 2. Учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.10 |
Конструирование | "Ворота и заборчик" | Побуждать ребенка к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками, закреплять величину. | стр.141, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Май | |||
Рисование | "Дождик" Игра "Пошел дождик" | 1. Учить рисовать вертикальные линии - длинные и короткие. 2. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. 3. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. | Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста, стр. 21. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности 1 мл. гр. , стр.109 |
Лепка | "Мухомор" | 1. Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, 2. Надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание. | Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, стр.20 |
Конструирование | Формировать в умении строить по образцу и Показу. | стр.141, Н.А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе. |
Планируемый результат:
- знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
- различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
- умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии;
- умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу;
- называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке;
- конструирует несложные постройки из 2—3 деталей, обыгрывает их;
- проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики.
4. Музыкально-художественная деятельность
Образовательная деятельность | Программные задачи | Репертуар | |
Сентябрь | |||
Слушание | Учить слушать песни в исполнении взрослого. | «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. | |
Пение | Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. | «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера. | |
Музыкально-ритмические движения. | Учить двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. | «Дождик», муз.и сл. Е. Макшанцевой. | |
октябрь | |||
Слушание | Учить слушать песни в исполнении взрослого. | «Зайка», рус.нар. мелодия, обр.Ан. Александрова | |
Пение | Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. Сопровождать текст движениями рук. | «Белые гуси», муз.М. Красева, сл. М. Клоковой | |
Музыкально-ритмические движения. | Учить двигается в соответствии с характером музыки, передавать образы. Учить начинает движение с первыми звуками музыки. | «Козлятки», укр. нар. мелодия,сл. Е. Макшанцевой. | |
Ноябрь | |||
Слушание | Учить слушать песни в исполнении взрослого. | «Корова», муз. М. Раухвергера | |
Пение | Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. | «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова. | |
Музыкально-ритмические движения | Учить двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. | «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан. | |
Декабрь | |||
Слушание | Учить слушать яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения. | «Зимнее утро», муз. П. Чайковского. | |
Пение | Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. | «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. | |
Музыкально-ритмические движения | Побуждать ребенка активно и ритмично выполнять образные движения. | «Воробушки» муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. | |
Январь | |||
Слушание | Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку. | «Зима» муз. П. Чайковского | |
Пение | Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). | «Елочка», муз. Е. Тиличеевой,сл. М. Булатова. | |
Музыкально-ритмические движения. | Учить ребенка выполнять движения с предметами, реагировать на смену контрастных частей музыки. | «Ай-да!», муз. В. Верховинца | |
Февраль | |||
Слушание | Привлечь внимание ребенка к звучанию музыки разного характера. | "Слон" (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса). | |
Пение | Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого. | «Кошка»,муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. | |
Музыкально-ритмические движения. | Побуждать ребенка активно и самостоятельно прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать. | «Вот как мы умеем» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; | |
Март | |||
Слушание | Учить слушать рассказы, иллюстрируемые музыкой. | «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса). | |
Пение | Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого. | «Кто нас крепко любит?», муз. и сл.И. Арсеева. | |
Музыкально-ритмические движения. | Побуждать ребенка ритмично встряхивать погремушкой. Слышать начало и конец мелодии. | «Погремушка, попляши» муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. | |
Апрель | |||
Слушание | Учить слушать рассказы, иллюстрируемые музыкой. | «Весною» муз. С. Майкапара | |
Пение | Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого. | «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой. | |
Музыкально-ритмические движения. | Учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. | «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан. | |
Май | |||
Слушание | Способствовать эмоциональному восприятию образа. | «Полянка», рус.нар. мелодия,обр. Г. Фрида. | |
Пение | Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого. | «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. | |
Музыкально-ритмические движения. | Побуждать ребенка активно и ритмично выполнять образные движения. | «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида. |
Планируемые результаты освоения программы:
- узнавать знакомые мелодии; различает звуки по высоте (высокий - низкий);
- вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
- выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
- с удовольствием слушать простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого;
- называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен.
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
Программные задачи | Упражнения, п/ игры | Литература | ||
Сентябрь | ||||
Знакомить ребенка с санитарно-гигиеническими процедурами. | Д/у перед зеркалом "Как правильно чистить зубы" | Прямое обучение. | ||
Октябрь | ||||
Знакомить ребенка с санитарно-гигиеническими процедурами. | Д/у: "Личная зубная щетка" (Всем детям пора чистить зубы). | |||
Ноябрь | ||||
Знакомить ребенка с санитарно-гигиеническими процедурами. | Найди на картинке: Это чья зубная щетка? | |||
Декабрь | ||||
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека | глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать. | |||
Январь | ||||
Формировать знания ребенка о частях тела. | Д/и “Что у тебя, а что у куклы?” | |||
Февраль | ||||
Формировать знания ребенка о частях тела. | Пальчиковая игра "Рот, нос, голова..." | |||
Март | ||||
Развивать память и быстроту реакции, точность броска и ловкость при принятии мяча. | Малоподвижная игра «Что могут руки» | |||
Апрель | ||||
Развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание | Дидактическая игра «Мальчики и девочки» | |||
Май | ||||
Планируемые результаты освоения программы:
- знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.
- при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (зубной щеткой, носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)
2. Физическая культура
Программные задачи | Упражнения, п/ игры | Литература | |||
Сентябрь | |||||
Обучать ходьбе и бегу по сигналу; Учить ходить по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие. Развивать умение ползать; Учить подлезать под веревку(дугу); Учить бросать предмет вдаль правой и левой рукой; | «К кукле в гости», «Беги ко мне», «Пойдем, как собачки», «Догони меня», «Пойдем тихо, как мышки», «В гости к куклам», «Брось шишку мишке» | С.Я Лайзане стр.77-81. | |||
Октябрь | |||||
Упражнять в ходьбе, развивать чувство равновесия, ловкость. Обучать прыжкам в длину с места; Обучать навыкам катания мяча по прямой и бросания мяча вдаль из-за головы; Развивать умение ползать. | «Идем по мостику», «Прокати мяч», «Зайка прыгает через канавку», «Брось мяч, далеко», « Идем как мышки», «Солнышко и дождик», «Машины едут быстро и медленно», | С.Я Лайзане стр. 81- 89. | |||
Ноябрь | |||||
Упражнять в ходьбе по кругу, взявшись за руки; Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу; Упражнять в прыжках в длину с места; Упражнять в метании предмета вдаль правой и левой рукой; Упражнять в переступании через препятствия; Упражнять в ползании на четвереньках, Упражнять в катании мяча двумя руками сидя. | «Перепрыгни через ручеек», «Ходим, ходим, стоп!», «Прокати мяч», «Брось шишку Мишке», «Догони мяч», «Ползем к игрушка», «Солнышко и дождик», «Прокати мяч в воротики», «Воробышки и автомобиль», «Идем как мышки», | С.Я Лайзане стр. 89-97. | |||
Декабрь | |||||
Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке; Упражнять в ползании на четвереньках и подлезать под веревку (дугу); Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз; Упражнять в прыжках на месте. Упражнять в метании мешочка в горизонтальную цель правой и левой рукой; | «Поезд», «В горочку и с горки», «Пройди по мостику», «Самолеты», «Прыгни как зайка», «Ходим, ходим, ходим, стоп», «Воздушный шарик», «Добрось мяч до мишки», «Птички в гнездышках», «Кто тише», | С.Я Лайзане стр. 98-106. | |||
Январь | |||||
Упражнять в ходьбе и беге в колонне, врассыпную, со сменой темпа; Упражнять в катании мяча двумя руками в воротики стоя; Упражнять в ползании на четвереньках по гимнастической скамейке; Упражнять в метании мешочка в горизонтальную цель правой и левой рукой; Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз; Учить катать мяч друг другу, сидя, ноги врозь. | «Догони меня», «Поезд», «Прокати мяч Кате», «Позвони в колокольчик», «Муравьи ползут», «Воробушки и автомобиль», «Кто тише», «Птички в гнездышках», «Добрось мешочек до флажка», «Идем по мостику», «Жуки» . | С.Я Лайзане стр. 106-115 | |||
Февраль | |||||
Упражнять в ходьбе и беге друг за другом; Упражнять в катании мяча в воротики на расстоянии 1-1,5м; Упражнять в метании мешочка в горизонтальную цель правой и левой рукой; Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке; Учить бросать мяч и ловить его; | «Пробеги не задень», «Брось мяч далеко», «Прокати мяч в воротики», «Ходим, ходим, ходим, стоп», «Проползи до флажка», «Пройди по мостику», «Бросай и лови», «Поезд» | С.Я Лайзане стр. 116-123. | |||
Март | |||||
Упражнять в ходьбе по кругу взявшись за руки, парами; Упражнять в метании мешочка в горизонтальную цель правой и левой рукой; Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз; Упражнять в метании мешочка вдаль правой и левой рукой; Учить бросать мяч и ловить его. | «Ходим, бегаем», «Добрось мяч до игрушки», «Прокати мяч», «По мостику», «Пузырь», «С горки и в горку», «В гости к собачке ползем», «Бросай – лови», «Мой веселый звонкий мяч» | С.Я Лайзане стр.123-130. | |||
Апрель | |||||
Упражнять в ходьбе и беге в колонне друг за другом; Упражнять в бросании и ловле мяча; Упражнять в метании мешочка в горизонтальную цель правой и левой рукой; Упражнять в катании мяча друг другу; Учить прыжкам в длину с места, через веревочку; | «Пройди, не упади», «Бросай, лови», «Брось мешок в обруч», «Воздушный шарик», «Брось мяч далеко», «Прокати мяч в воротики», «Воробушки и автомобиль», «Перебрось мяч через сетку», «Птички в гнездышках», | С.Я Лайзане стр.130-138. | |||
Май | |||||
Упражнять в ходьбе и беге в колонне, врассыпную; Совершенствовать навык бросание мяча вдаль из-за головы, по сигналу; с места через веревочку; Упражнять в катании мяча друг другу, расстояние между ними 1.5-2 м., способствовать развитию глазомера, координации движений; Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке . | «Пробеги не задень», «Добрось мяч до флажка», «Перепрыгни ручеек», «Проползи под дугой», «Идем по мостику», «Прокати мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и автомобиль», | С.Я Лайзане стр138-145. |
Планируемые результаты освоения программы:
- прыгает на месте и с продвижением вперед;
- влезает на перекладины гимнаст. стенки (2-3);
- берёт, держит, бросает, переносит и катает мяч;
- легко ходит в разных направлениях и в разном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (выс 10 см);
- бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками и поочередно
- воспроизводит простые движения по показу взрослого;
- выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюж. подвижных играх, организованных взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...
Индивидуальная адаптированная программа для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья "Родничок успеха"
Порядок реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) установлен Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитаци...
Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося
Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося...
Учет индивидуальной адаптированной программы.
Учет индивидуальной адаптированной программы....
индивидуальная адаптированная программа
индивидуальная адаптированная программа...
Индивидуальная адаптированная программа
индивидуальная адаптированная программа...
Индивидуальная адаптированная программа.
Индивидуальная адаптированная программа....