Индивидуальная адаптированная программа
методическая разработка (младшая группа)

Клягина Вера Павловна

индивидуальная адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx74.08 КБ

Предварительный просмотр:

К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

Составила:

Клягина В. П.

воспитатель

Индивидуальная адаптированная программа

Соответствие понимания речи – 1 г. 6 мес., активная речь – 1 г. 3 мес., сенсорное развитие – 1 г. 3 мес.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

- развивать умение понимать слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.);

- показывать части тела и лица;

- развивать умение понимать предложения с предлогами  в, на;

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы;

- содействовать пониманию событий, знакомых ребенку по личному опыту.

2. Развитие активной речи:

- стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний (развивать артикуляционную моторику, выразительность, силу голоса);

- постепенно заменять звукоподражания общеупотребительными словами: названиями окружающих предметов и действий; названиями частей тела и лица;

- пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.)

- звуковая гимнастика: вызывать четкое произношение звуков: гласных(а,у,и, о), согласных (м, н, б, п, д, т, к, г, х);

- развивать речевое дыхание.

3. Сенсорное развитие:

- учить различать базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- знакомить с геометрическими телами (кубиком, кирпичиком, призмой);

- группировать предметы по форме (кубик, шарик – квадрат, круг, кирпичик-прямоугольник);

- учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой - маленький);

- учить нанизывать и снимать двух- или трехразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины;

- учить ориентироваться в цветах: красный, синий; группировать предметы по цвету;

- развивать зрительную память, внимание, тактильно-двигательные ощущения;

- развивать ассоциативное мышление, внимание: формировать метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач.

4. Конструирование:

- строить дорожку из кирпичиков и палочек, машину из кубика и кирпичика, стол, стул, дом.

5. Развитие пространственных представлений:

- умение собирать разрезную картинку из 2 частей;

- ориентироваться: вперед, назад, вверх, вниз.

6. Развитие психических процессов:

Развитие внимания:

- развитие устойчивости непроизвольного внимания;

- формирование предпосылок для развития произвольного внимания,

- расширение объема внимания;

- развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

- расширение круга узнаваемых предметов;

- развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

- развитие непроизвольной памяти;

- увеличение объема запоминаемого материала.

Формирование мышления:

- развивать наглядно-действенное мышление;

- создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления;

- установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;

- установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

- установление причинно-следственных связей.

Примерный перечень игр:

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков»,  «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего»,  «Чего не стало», «Чей силуэт?», «Найди на картинке предметы, которые я назвала». «Что забыл нарисовать художник?»,  «Подбери узор (заплатку)»

Ожидаемые результаты:

 - Понимает слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.)

- Понимает предложения с предлогами  в, на, простые по конструкции и содержанию фразы.

- Понимает события, знакомые по личному опыту.

- Произносит звукоподражания, в словаре появляются новые звукосочетания.

- Показывает и называет части тела и лица.

 - В активном словаре использует названия известных действий (спи, иди, упал и т.п.).

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики.

- Четко произносит гласные звуки, произносит на выдохе и с разной силой голоса гласные звуки и их звукосочетания.

- Различает базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), геометрические тела (кубик, кирпичик, призму).

- Ориентируется в двух величинах одной формы (большой - маленький).

- Нанизывает и снимает двух- или трехразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца разной величины.

- Ориентируется в цветах: красный, синий. Группирует предметы по цвету.

- Строит дорожку из кирпичиков и палочек, машину из кубика и кирпичика, стол, стул, дом.

 

- Собирает разрезную картинку из 2 частей; ориентируется: вперед, назад, вверх, вниз.

- Переключает свое внимание с одной игрушки на другую;

- Находит парные предметы и картинки (2-3 пары);

- Освоил способы действий с предметами;

- Воспроизводит действия взрослого путем подражания;

- Узнает знакомые предметы среди незнакомых.

Индивидуальная коррекционная программа Пальянова Романа Алексеевича, 13.05.2015 г.р.

Поступил в Дом ребенка – 16.07.18 г.

Соответствие понимания речи – 12 мес., активная речь – 12 мес., сенсорное развитие – 11 мес.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

- учить показывать в естественных условиях и на картинках игрушки, предметы одежды, посуды;

- обогащать пассивный словарь словами, обозначающими части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), бытовые и игровые действия (умываться, гулять);

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы.

2. Развитие активной речи:

 

- стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний;

- развивать подвижность губ, языка, учить четко произносить гласные звуки

3. Сенсорное развитие:

- знакомить с геометрическими телами (шариком, 0кубиком, кирпичиком);

- учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой - маленький);

- учить нанизывать и снимать двух- размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень два кольца разной величины.

- знакомить с цветами: красный, синий.

4. Конструирование:

- строить башню из 2- кубиков, из 2-3 кирпичиков, дорожку из 2-3 кирпичиков, машину (кирпичик и кубик)

5. Развитие пространственных представлений:

- ориентироваться: вперед, назад, вверх, вниз.

6. Развитие психических процессов:

Развитие внимания:

- развитие устойчивости непроизвольного внимания;

- формирование предпосылок для развития произвольного внимания,

- расширение объема внимания;

- развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

- расширение круга узнаваемых предметов;

- развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

- развитие непроизвольной памяти;

- увеличение объема запоминаемого материала.

Формирование мышления:

- развивать наглядно-действенное мышление;

- создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления;

- установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;

- установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

- установление причинно-следственных связей.

Примерный перечень игр:

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков»,  «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего»,  «Чего не стало», «Чей силуэт?», «Найди на картинке предметы, которые я назвала». «Что забыл нарисовать художник?»,  «Подбери узор (заплатку)»

Ожидаемые результаты:

   - Показывает и называет изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении.

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики.

- Четко произносит гласные звуки.

- Произносит звукоподражания, в словаре появляются новые звукосочетания

- Различает базовые геометрические тела (шарик, кубик, кирпичик)

- Ориентируется в двух величинах одной формы (большой - маленький).

- Нанизывает и снимает двухразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень два кольца разной величины.

- Переключает свое внимание с одной игрушки на другую;

- Находит парные предметы и картинки (2-3 пары);

- Освоил способы действий с предметами;

- Воспроизводит действия взрослого путем подражания;

- Узнает знакомые предметы среди незнакомых.

Индивидуальная коррекционная программа Головченко Александра Игоревича, 03.02.2017 г.р.

Поступил в Дом ребенка – 25.06.18 г.

Соответствие понимания речи – 12 мес., активная речь – 11 мес., сенсорное развитие – 12 мес.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

- учить показывать в естественных условиях и на картинках игрушки, предметы одежды, посуды;

- обогащать пассивный словарь словами, обозначающими части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), бытовые и игровые действия (умываться, гулять);

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы.

2. Развитие активной речи:

 

- стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний;

- развивать подвижность губ, языка, учить четко произносить гласные звуки

3. Сенсорное развитие:

- знакомить с геометрическими телами (шариком, кубиком, кирпичиком);

- учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой - маленький);

- учить нанизывать и снимать двухразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень два кольца разной величины.

- знакомить с цветами: красный, синий.

4. Конструирование:

- строить башню из 2- кубиков, из 2-3 кирпичиков, дорожку из 2-3 кирпичиков, машину (кирпичик и кубик)

5. Развитие пространственных представлений:

- ориентироваться: вперед, назад, вверх, вниз.

Ожидаемые результаты:

   - Показывает и называет изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении.

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики.

- Четко произносит гласные звуки.

- Произносит звукоподражания, в словаре появляются новые звукосочетания

- Различает базовые геометрические тела (шарик, кубик, кирпичик)

- Ориентируется в двух величинах одной формы (большой - маленький).

- Нанизывает и снимает двухразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень два кольца разной величины.

Индивидуальная коррекционная программа Васильева Михаила, 10.06.2016 г.р.

Поступил в Дом ребенка – 13.06.18 г.

Соответствие понимания речи – 11 мес., активная речь – 11 мес., сенсорное развитие – 11 мес.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

- учить показывать в естественных условиях и на картинках игрушки, предметы одежды, посуды;

- обогащать пассивный словарь словами, обозначающими части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), бытовые и игровые действия (умываться, гулять);

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы.

2. Развитие активной речи:

 

- стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний;

- развивать подвижность губ, языка, учить четко произносить гласные звуки

3. Сенсорное развитие:

- знакомить с геометрическими телами (шариком, кубиком, кирпичиком);

- учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой - маленький);

- учить нанизывать и снимать двухразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень два кольца разной величины.

- знакомить с цветами: красный, синий.

4. Конструирование:

- строить башню из 2- кубиков, из 2-3 кирпичиков, дорожку из 2-3 кирпичиков, машину (кирпичик и кубик)

5. Развитие пространственных представлений:

- ориентироваться: вперед, назад, вверх, вниз.

Ожидаемые результаты:

 - Показывает и называет изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении.

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики.

- Четко произносит гласные звуки.

- Произносит звукоподражания, в словаре появляются новые звукосочетания

- Различает базовые геометрические тела (шарик, кубик, кирпичик)

- Ориентируется в двух величинах одной формы (большой - маленький).

- Нанизывает и снимает двухразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень два кольца разной величины.

Индивидуальная коррекционная программа Погребняк Евгении Валерьевны, 09.01.2016 г.р.

Поступила в Дом ребенка – 18.06.18 г.

Соответствие понимания речи – 2 г. 6 мес., активная речь – 2 г., сенсорное развитие – 2 г.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

- понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

- развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, выполнять двухступенчатую инструкцию, имитировать действия людей и движения животных.

2. Развитие активной речи:

- обогащать словарь:

- существительными, обозначающими названия игрушек, осенней одежды, обуви, транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних и диких животных и птиц, названия  основных частей тела человека;

- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать),

- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький);

- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, тихо, громко).

- способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи ребенка.

- звуковая гимнастика: вызывать четкое произношение звуков: гласных (а,у,и, о), согласных (м, н, б, п, д, т, к, г, х);

- развивать речевое дыхание;

- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на);

- упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–3 слов «Кисонька – куда пошла?»;

- помогать  ребенку отвечать на простейшие вопросы («Что? «Кто?», «Что делает?);

- учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

3. Сенсорное развитие:

- развивать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.);

- развивать умение называть 4 основных цвета предметов;

- собирать 5-местную матрешку, пирамидку из 5 колец разной величины;

- различать и называть формы предметов: призма, кирпичик, различать и правильно называть фигуры: круг, квадрат, треугольник

Ожидаемые результаты:

- Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения.

- По словесному указанию педагога находит предметы по названию, цвету, размеру, выполняет двухступенчатую инструкцию.

- Использует в активном словаре существительные, обозначающие названия игрушек, осенней одежды, обуви, транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних и диких животных и птиц, названия  основных частей тела человека; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, лечить, поливать), прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький); наречия (близко, далеко, высоко, быстро, тихо, громко).

- Четко произносит звуки: гласные (а,у,и, о), согласные (м, н, б, п, д, т, к, г, х).

согласовывает существительные и местоимения с глаголами, употребляет глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяет их по лицам, использует в речи предлоги (в, на);

- Отвечает на простейшие вопросы («Что? «Кто?», «Что делает?).

- Называет 4 основных цвета предметов.

- Собирает 5-местную матрешку, пирамидку из 5 колец разной величины.

- Различает и называет формы предметов: призма, кирпичик, различает и правильно называет фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Индивидуальная коррекционная программа Шарафиева Магомеда, 09.12.2014 г.р.

Поступил в Дом ребенка –  г.

Соответствие понимания речи – 2 г., активная речь – 1 г. 9 мес., сенсорное развитие – 2 г.

Направления коррекционной работы:

1.Развитие понимания речи:

- Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, имитировать действия людей и движения животных.

2. Развитие активной речи:

- Продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

- Учить использовать предложения из двух-трех слов:

  -в  общении  

друг с другом,

  - Учить использовать предлоги «в, на, к, за, с».

- звуковая гимнастика: вызывать четкое произношение звуков: гласных (а,у,и, о), согласных (м, н, б, п, д, т, к, г, х);

3. Сенсорное развитие:

- развивать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.);

- развивать умение называть 4 основных цвета предметов;

- собирать 5-местную матрешку, пирамидку из 5 колец разной величины;

- различать и называть формы предметов: призма, кирпичик, различать и правильно называть фигуры: круг, квадрат, треугольник

Ожидаемые результаты:

- Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения.

- По словесному указанию педагога находит предметы по названию, цвету, размеру.

- Знает и называет предметы ближайшего окружения

- В речи использует предложения из двух-трех слов.

 - Дает ответ на вопрос: «Кто что делает?» при рассматривании сюжетных картинок.

- Четко произносит гласные звуки:  «а», «у», «о», «и», согласные: «м, б, п, д, т, к, г, х» в звукоподражаниях и словах.

- Называет 4 основных цвета предметов.

- Собирает 5-местную матрешку, пирамидку из 5 колец разной величины.

- Различает и называет формы предметов: призма, кирпичик, различает и правильно называет фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Индивидуальная коррекционная программа Веббер Юлии,

27.03.2015 г.р.

Поступила в Дом ребенка –  03.09.2018 г.

Соответствие понимания речи – 1г.9мес., активная речь – 1 г. 6 мес., сенсорное развитие – 1г.6мес.

Направления коррекционной работы:

1. Эмоциональное развитие:

- Установление положительного эмоционального контакта с ребенком.

- Преодоление негативных реакций на окружающую среду.

- Выработка положительной эмоциональной реакции на занятие.

2.Развитие понимания речи:

- Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка  и его лица.

- Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета.

- Учить понимать сюжет по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?»  «Где?».

- Учить выполнять (и запоминать)  два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси).

- Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых ребенку по личному опыту.

3. Развитие активной речи:

- Развивать  артикуляционный аппарат (Язычок гуляет», «Часики», «Почистим зубки», «Шарик»)

- Звуковая гимнастика (Звукосочетания «ау-уа-ио-иа-оу», звуки «м, п-б, к-г-х, д-т»)

- Стимулировать замену звукоподражательных слов общеупотребительными, (вместо ав-ав – собака и т.п.)

- Обогащать словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, животных, наименования транспортных средств («Кто пришел в гости?», «Мешок с подарками», «Кто там в коробке?»

- Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими бытовые (есть,  умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия; действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать).

- Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов («Раз, два, три – свой домик найди», «Большой-маленький», «Подбери колечки», «Разные квадраты», «Подбери по цвету»).

- Обогащать словарный запас наречиями (высоко, низко, тихо).

- Формировать умение  составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять грамматические формы.

- Согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени. («Выполни действия, скажи, что ты делаешь, делала»).

- Учить использовать предлоги в, на. (Работа с сюжетными картинками)

Учить употреблять вопросительные слова «Кто? Что?, Куда? Где?»

4. Сенсорное развитие:

- Учить различать базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- Знакомить с геометрическими телами (кубиком, кирпичиком, призмой, цилиндром)

- Учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой-маленький).

- Учить собирать и разбирать четырех-пятиразмерную пирамидку от большого к маленькому.

- Учить ориентироваться в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Учить группировать предметы по цвету.

Ожидаемые результаты:

- Положительно реагирует на контакт со взрослым и другими детьми.

- Проявляет активный интерес к совместной деятельности со взрослым.

- Понимает слова, обозначающие части тела ребенка  и его лица.

- Узнает и показывает знакомые предметы независимо от их размера и цвета.

- Понимает сюжет по картинке; отвечает на вопросы: «Кто это?», «Что делает?»,  «Где?»

- Выполняет два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси).

- Заменяет звукоподражательные слова общеупотребительными.

- В активном словарном запасе использует существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, животных, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые (есть,  умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия; действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать); прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов; наречия (высоко, низко, тихо).

- Составляет фразы из 2-3 слов, правильно употребляет грамматические формы, огласовывает существительные и местоимения с глаголами. Употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени.

- Использует предлоги в, на, употребляет вопросительные слова Кто?, Что?, Куда?, Где? 

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики, четко произносит гласные и некоторые согласные звуки: «м, п, б, к, г, х, д, т».

Индивидуальная коррекционная программа Еринова Тимофея,

21.11.2013 г.р.

Поступил в Дом ребенка –  15.09.2017 г.

Соответствие понимания речи –2г.6мес., активная речь – 2г., сенсорное развитие – 4г.

Направления коррекционной работы:

1.Установление положительного эмоционального контакта:

- Преодоление негативных реакций на окружающую среду.

- Выработка положительной эмоциональной реакции на занятие.

- Коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре. Например, ребенок машет руками, педагог организует игру "Птички летят"; ребенок бегает по кругу — предлагаются игры "Догони", "Полет самолетов".

- Обучение ребенка "языку чувств" (т. е. формирование эмоций).

Игры для установления положительного эмоционального контакта:        

"Спрятался—появился", иКу-ку" — взрослый накрывается платком, затем неожиданно "появляется".

"Поймаю", "Догоню" — игра проводится сидя за столом. Взрослый делает вид, что хочет поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку.

"Лови меня", "Догони меня" — имитируется быстрый бег» взрослый делает вид; что убегает, но все время попадается ребенку.

"Нарисуй дождик" — на высоте эмоционального состояния ребенку предлагается порисовать. Вместе с ним мама рисует "дождик, солнышко". Затем используются и этот момент, и сам нарисованный предмет: ребенку предлагается "пойти на прогулку", "встретить" разных людей, игрушечных персонажей, "поговорить ними". Таким образом ребенок вовлекается в контакт. Занятия по данной схеме проводятся несколько раз в день.

"Ожидание игрушки" — игрушку убирают со стола, затем кладут на то же место — у ребенка вырабатывается рефлекс ожидания. Появление игрушки должно быть обязательным.

"Массаж ребенку", "Массаж кукле" — поглаживать спинку, руки, ноги ребенка, приговаривая: "Погладим Тане ручки...". Затем Таня сама делает массаж своей кукле. Ребенок постоянно побуждается к активным действиям, несмотря на слабую моторику, вначале — сопряженно, постепенно приучаясь к отраженным действиям.

        Игровые манипуляции и игры с эмоционально динамическими игрушками-персонажами (механическими, рычажковыми, резиновыми с подвижной мимикой и пантомимикой); Петрушка на шнурках и шарнирах; ванька-встанька; заводной щенок; заяц-барабанщик; шагающие куклы; наборы игрушек, изображающих животных с детенышами; фигурки людей; игрушки-бибабо и др. Игры: "Поиграй с веселой игрушкой", "Пожалей зайку", "Покажи, как можно поиграть с этой игрушкой" и т. д.

Игры: "Покажи (выбери, найди, сделай, дай...) картинку или иллюстрацию в книге (веселую, грустную, радостную.*)".

"Покажи мне...". Взрослый смеется, хмурится, грустит, хлопает в ладоши, а ребенок выбирает на эту эмоцию соответствующую фотокарточку, картинку или рисунок. Если может, называет ее.

"Сделай, как нарисовано". Ребенок выбирает фото или картинку, рассматривает ее и изображает зафиксированную на ней эмоцию.

Рассматривание собственной мимики перед зеркалом (если ребенок не боится зеркала), установление связи между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.

"Я красивая" — рассматривать себя в зеркале, улыбаясь, смеясь.

меня красивые бантики (туфли, платье)" — аналогично предыдущей игре.

артист" — узнать, что изображает ребенок перед зеркалом.

- Обучение пантомимике. Распознавание, воспроизведение, изображение. Изображение и отгадывание различных походок, комплексов движений, прыжков, присущих определенным объектам. Игры: "Угадай, кто так делает", "Покажи, как скачет~", "Узнай, кто так ходит" и др.

"Танец". Танцевальная психотерапия — особая форма психологического тренинга, средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности. В танце ребенок выражает какой-либо образ. Темы для подсказки: "Станцуй "бабочку", "зайку", "цветок", "дерево", "конфету", "утюг" и др.".

После показа образа переходят к показу чувства: "Станцуй "радость", "каприз", "страх", "удивление", "веселье", "жалость". Главное — изображение чувств движением, а не мимикой. Используется любая музыка, кроме песен с понятным для ребенка смыслом.

"Пантомима". Способствует активизации воображения, соотнесению воображаемой ситуации с действием и показу ее в реальной жизни. Ребенку предлагают показать какое-либо воображаемое действие (сбор яблок и складывание их в корзины, стирка белья, перенос тяжестей) и передать предполагаемые эмоциональные ощущения.

2.  Выработка учебного стереотипа:

- Выработать умение сидеть за столом, привлечь внимание ребенка  и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций до окончания выполнения им задания.

3. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков.

- Вырабатывается фиксация взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка. Отрабатывается указательный жест, для этого пассивно охватывают указательный палец ребенка, касаются им объемных предметов, оконтуривают их и называют. Параллельно отрабатывается жесты «да», «нет».

4. Обучение умению вести диалог с педагогом.  

- Обучение отвечать на вопросы: «Для чего это нужно?», «Зачем это нужно?», «Что этим делают?». Лучше, если этот навык формируется с одновременной демонстрацией назначения предметов. Например, если изучают функциональное значение ножниц, можно вырезать из бумаги, проговорить, для чего нужны ножницы, затем задать ребенку вопрос. Формулировки, которым учат ребенка в том случае, если он не знает, как отвечать, должны быть простыми и однозначными (на начальном этапе). Например, на вопрос: «Зачем нужна тарелка?» учат отвечать: «Чтобы из нее есть», хотя тарелка может использоваться и по другому назначению (например, для хранения продуктов).

- Обучение отвечать на вопросы: «Чем ….?» является более сложным навыком по изучению функционального значения предмета, так как на этом этапе уже отсутствует наглядная информация – ребенок должен сам вспомнить, при помощи каких предметов совершаются те или иные действия. Вопросы должны ставиться в такой форме, чтобы ребенок мог лучше их понять. Часто используют форму второго лица, по смыслу вопросы должны быть достаточно конкретными (вначале), например: «Чем ты моешь руки?», «Чем ты ешь суп?».

- Обучение отвечать на вопросы о себе. Отвечать  на вопросы о себе: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Где ты живешь?» и т.п.  

- Обучение пониманию признаков предметов (цвета, размера и т.п.) лучше производить после того, как элементарные навыки понимания речи были сформированы. Общая логика дальнейших действий такова:

- Обучение отвечать на вопрос «Где?» обычно начинают на конкретном материале в учебной ситуации. Контекст употребления вопросов сначала ограничивают – например, отрабатывают расположение предметов в комнате. В некоторых случаях идут по пути изучения  конструкций с предлогами («на», «в», «под», «за», «между» и т.п.). Иногда начинают с обучения различать разные помещения квартиры: кухню, ванную, гостиную и т.п. Тогда вопрос: «Где?» на первых порах будет относиться именно к этому. Изучать конструкции с предлогами (например, «в» и «на»)  можно следующим образом:

1) Подобрать разные емкости, знакомые ребенку и на которые можно что-то положить (например, банка, коробка, сумка, кастрюля, чашка и т.п.).

2) Отработать инструкции с предлогом «в», например,  «Положи в банку».

3)Научить отвечать на вопрос: «Где…?» с этими предметами.

4) Отработать инструкции с предлогом «на», например,  «Положи на коробку».

5) Перейти к различению инструкций с «в» и «на» - чередовать их в случайном порядке.

6) Научить отвечать на вопрос «Где лежит?», используя конструкции с двумя предлогами.

7) Использовать другие предметы и места их расположения («на столе», «в кармане» и т.п.).

5. Познавательное развитие:

-Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий, сладкий — горький.

-Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).

-Формировать у детей поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.

-Формировать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх.

- Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Ожидаемые результаты:

- Ребенок проявляет положительную эмоциональную реакцию на занятие.

- Сидя за столом, может выполнить несколько манипуляций для выполнения заданий педагога.

- Фиксирует взор на картинке, интересующей вещи, лице педагога.  Использует указательный жест, жесты «да», «нет».

- Способен вести диалог с педагогом, ответить на некоторые вопросы о себе и ближайшем окружении.

- Выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения.

- Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

- Определяет пространственные направления от себя, двигается в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначает словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Индивидуальная коррекционная программа Кошкарова Никиты,

26.07.2016 г.р.

Поступил в Дом ребенка

Соответствие понимания речи – 1 г. 6 мес., активная речь – 1 г. 3 мес., сенсорное развитие – 1 г. 6 мес.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

- развивать умение понимать слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.);

- показывать части тела и лица;

- развивать умение понимать предложения с предлогами  в, на;

- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы;

- содействовать пониманию событий, знакомых ребенку по личному опыту.

Игры: «Самолет, машина, паровоз», «Кошка и котята», «Кошки, собачки» «Сделай, как я скажу»,  «Найди и принеси», «Куклы пьют чай», «Я – шофер», работа с сюжетными картинками «Кто что делает?»

2. Развитие активной речи:

- стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний (развивать артикуляционную моторику;

- постепенно заменять звукоподражания общеупотребительными словами: названиями окружающих предметов и действий; названиями частей тела и лица;

- пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.);

- звуковая гимнастика: вызывать четкое произношение звуков: гласных (а, у, и, о), согласных (м, н, б, п, д, т, к, г, х);

- развивать речевое дыхание.

3. Сенсорное развитие:

- учить выбирать предметы нужной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- учить подбирать предметы с опорой на два свойства – величину и форму (кубик, кирпичик, призма, цилиндр);

- учить подбирать предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький (собирать и разбирать четырех-пятиразмерную пирамидку от большого к маленькому);

- учить ориентироваться в цветах: красный, синий, желтый, зеленый, группировать предметы по цвету.

4. Конструирование:

- строить дорожку из кирпичиков и палочек, машину из кубика и кирпичика, стол, стул, дом.

5. Развитие пространственных представлений:

- умение собирать разрезную картинку из 2 частей;

- ориентироваться: вперед, назад, вверх, вниз.

6. Развитие психических процессов:

Развитие внимания:

- развитие устойчивости непроизвольного внимания;

- формирование предпосылок для развития произвольного внимания,

- расширение объема внимания;

- развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

- расширение круга узнаваемых предметов;

- развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

- развитие непроизвольной памяти;

- увеличение объема запоминаемого материала.

Формирование мышления:

- развивать наглядно-действенное мышление;

- создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления;

- установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;

- установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

- установление причинно-следственных связей.

Примерный перечень игр:

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков»,  «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего»,  «Чего не стало», «Чей силуэт?», «Найди на картинке предметы, которые я назвала». «Что забыл нарисовать художник?»,  «Подбери узор (заплатку)»

Ожидаемые результаты:

 - Понимает слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.)

- Понимает предложения с предлогами  в, на, простые по конструкции и содержанию фразы.

- Понимает события, знакомые по личному опыту.

- Произносит звукоподражания, в словаре появляются новые звукосочетания.

- Показывает и называет части тела и лица.

 - В активном словаре использует названия известных действий (спи, иди, упал и т.п.).

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики.

- Четко произносит гласные звуки, произносит на выдохе и с разной силой голоса гласные звуки и их звукосочетания.

- Заменяет звукоподражания общеупотребительными словами: названиями окружающих предметов и действий; названиями частей тела и лица.

- Выбирает предметы нужной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Подбирает предметы с опорой на два свойства – величину и форму (кубик, кирпичик, призма, цилиндр).

- Подбирает предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький (собирает и разбирает четырех-пятиразмерную пирамидку от большого к маленькому).

- Ориентируется в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Группирует предметы по цвету.

- Строит дорожку из кирпичиков и палочек, машину из кубика и кирпичика, стол, стул, дом.

 

- Собирает разрезную картинку из 2 частей; ориентируется: вперед, назад, вверх, вниз.

- Переключает свое внимание с одной игрушки на другую;

- Находит парные предметы и картинки (2-3 пары);

- Освоил способы действий с предметами;

- Воспроизводит действия взрослого путем подражания;

- Узнает знакомые предметы среди незнакомых.

Индивидуальная коррекционная программа Гуляева Семена, г.р.

Поступил в Дом ребенка –18 г.

Соответствие понимания речи – 12 мес., активная речь – 11 мес., сенсорное развитие – 11 мес.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие понимания речи:

Накопление пассивного словаря в следующей последовательности:

- существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

- глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

- прилагательные (аналогичная методика);

- предложение (сложность предложения зависит от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Работа над пониманием связной речи:  

Изолированные действия:

- демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

- жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

- демонстрация и называние этого же действия по картинке.

  1. Развитие активной речи:

Накопление активного словаря:

- называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

- ответы на вопросы с использованием подражания;

- самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания).

- спонтанное использование речевых средств (поощряется речь в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной замене жестовой речи устной).

Работа по вызыванию звуков:

- повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

- поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

- побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

- имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

- спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

- использование усвоенных звуков в речи;

- включение звуков в слоги и в слова.

Ожидаемые результаты:

- Выполняет предметные действия со взрослыми и сверстниками.

- Выполняет простейшие поручения и просьбы.

- Пользуется невербальными формами коммуникации.

- Воспроизводит знакомые звукоподражания.

3.Познавательное развитие.

Сенсорное воспитание:

- учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

- учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;

- учить ребенка определять выделенное свойство словесно в пассивной форме;

- формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;

- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх.

Развитие зрительного восприятия:

- учить ребенка выделять предмет из общего фона;

- учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;

- учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

- учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

- учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

- учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб.

Развитие слухового восприятия и внимания:

- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

- учить реагировать на слуховые раздражители;

- вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;

- учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

- учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

- учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух).

Примерный перечень игр:

«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?».

Ожидаемые результаты:

- Воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого.

- Различает свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий – холодный.

- Воспроизводит в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик).

- Дифференцированно реагирует на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух).

- Учитывает знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);

- Дифференцирует звукоподражания.

Ознакомление с окружающим миром.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Примерный перечень игр:

«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.

Ожидаемые результаты:

- Имеет представления о разнообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения).

4. Развитие психических процессов:

- стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

- развитие устойчивости непроизвольного внимания;

- формирование предпосылок для развития произвольного внимания;  

- расширение объема внимания;

- развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

- развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

- расширение круга узнаваемых предметов;

- развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

- развитие непроизвольной памяти;

- увеличение объема запоминаемого материала;

- совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

- развивать наглядно-действенное мышление;

- создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления;

- установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;

- рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

- переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

- находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

- понимать и выполнять указания взрослого;

- освоить способы действий с предметами;

- воспроизводить действия взрослого путем подражания;

- узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Ожидаемые результаты:

- Переключает свое внимание с одной игрушки на другую;

- Находит парные предметы и картинки (2-3 пары);

- Освоил способы действий с предметами;

- Воспроизводит действия взрослого путем подражания;

- Узнает знакомые предметы среди незнакомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.

Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...

Индивидуальная адаптированная программа для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья "Родничок успеха"

Порядок реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) установлен Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитаци...

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося

Индивидуальная адаптированная программа развития обучающегося...

Учет индивидуальной адаптированной программы.

Учет индивидуальной адаптированной программы....

индивидуальная адаптированная программа

индивидуальная адаптированная программа...

Индивидуальная адаптированная программа.

Индивидуальная адаптированная программа....